Деятельность Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 24.03.2022

Статья просмотрена: 805 раз

Библиографическое описание:

Линник, А. Д. Деятельность Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей / А. Д. Линник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89645/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевую роль в области защиты прав потребителей занимают формы защиты нарушенных прав и свобод.

Так, защиту прав потребителей на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокр. Роспотребнадзор) [3].

Роспотребнадзор — орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, осуществляющий государственный контроль (надзор) в данных областях [3].

В данном случае нас интересует функция Роспотребнадзора именно в области защиты прав потребителей.

Одной из разновидностей государственной защиты прав потребителей является участие Роспотребнадзора в гражданских делах, где уполномоченные представители Роспотребнадзора привлекаются к участию в деле по просьбе конкретных потребителей, а также по собственной инициативе выступают в защиту неопределённого круга потребителей.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает следующие формы судебного участия Роспотребнадзора:

– направление в судебный орган иска в защиту конкретных потребителей или неопределенного круга лиц;

– дача заключения по делу.

В первом случае Роспотребнадзор обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными для истца.

Однако, стоит отметить, что, представляя интересы конкретных потребителей по гражданским делам, Роспотребнадзор не является истцом по делу, следовательно не обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными для истца. К примеру, Роспотребнадзор не наделен правом совершения распорядительных процессуальных действий, к которым относится признание иска, заключение мирового соглашения [1].

Судебное участие Роспотребнадзора установлено Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300–1). Так, согласно ст.ст. 40, 46 Закона № 2300–1 Роспотребнадзор может подавать исковые заявления в защиту прав потребителей, интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении указанных действий. Вместе с тем, при неоднократном или грубом нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор уполномочен направить в суд исковое заявление для решения вопроса о ликвидации такого субъекта предпринимательства [2].

Для предметного рассмотрения вопроса судебного участия Роспотребнадзора, где настоящий орган задействован в подаче исковых заявлений, необходимо определить основания подачи таких заявлений. Так, как следует из ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, чтобы государственный орган обратился в суд с иском, защищая определенного потребителя, необходимо направить в Роспотребнадзор обращение, содержащее просьбу об этом [1].

Если говорить о защите прав и интересов неопределенного круга потребителей, то в данном случае ситуация несколько иная. Роспотребнадзор обратиться в суд при наличии сведений о нарушении прав потребителей, которые содержались бы:

– в результатах контрольно-надзорных мероприятий;

– в обращениях граждан;

– в материалах государственных органов, общественных объединений;

– в публикациях СМИ.

Стоит обратить внимание, что статьей 46 Закона № 2300–1 на ответчика по данному делу возложена обязанность в установленный судом срок при помощи средств массовой информации или каким-либо иным доступным способом совершить все необходимые действия, направленные на доведение решения до потребителей [2].

Предъявление таких исков имеет своей целью профилактику, а также пресечение правонарушений на потребительском рынке [4, с. 9]

Более того, потребитель, пострадавший в результате действий лица, в отношении которого вынесено подобное решение, обладает правом обращения за защитой своих прав в судебный орган, в рамках отдельного гражданского процесса. При обращении потребителю следует представить суду доказательства наличия потребительских правоотношений с указанным лицом.

Второе, в чем может выражаться защита прав потребителей Роспотребнадзором — его участие в судебном деле для дачи заключения.

В этом случае орган может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по собственной инициативе или по ходатайству участников по делу [1].

Порядок участия Роспотребнадзора в судебном заседании в указанных целях установлен ст. 189 ГПК РФ. По результатам изучения всех доказательств суд предоставляет слово для дачи заключения уполномоченному представителю государственного органа, участвующему в процессе (в случае очного участия).

Рассматривая вопрос роли Роспотребнадзора в защите нарушенных прав граждан недобросовестными предпринимателями, стоит затронуть и вопрос границ возможностей данного органа.

Порой, гражданам оказывают некачественные услуги или продают некачественный товар, предприниматель нарушает условия договора или вовсе отказывается от исполнения обязательств по договору. И, как правило, в данных ситуациях у обманутых потребителей возникает абсолютно закономерный вопрос — как вернуть деньги? Ведь цена договора уже оплачена, и, порой, немаленькая.

Очень часто в подобных ситуациях потребители обращаются в Роспотребнадзор с просьбой вернуть денежные средства по таким договорам.

Однако, у государственного органа отсутствуют полномочия по принуждению хозяйствующих субъектов к исполнению обязательств, возложенных на них договором. Это значит, что органы Роспотребнадзора не вправе обращаться к указанным в обращениях граждан предпринимателям и требовать от них совершения действий, направленных на возвращение потребителям денежных средств.

Следует помнить, что, единственный верный способ возместить ущерб — это обращение в суд. Ведь восстановить нарушенные права возможно исключительно в судебном порядке, о чем нам и говорит Закон № 2300–1 [5, с.5].

Как известно, потребитель считается наиболее слабой стороной на рынке товаров и услуг. В связи с чем, государством разрабатываются различные механизмы защиты этой стороны, и наделение Роспотребнадзора вышеуказанными полномочиями является наиболее ярким примером [6, с. 9]

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ URL: https://internet.garant.ru/#/startpage:7
  2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» URL: https://internet.garant.ru/#/startpage:7;
  3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) URL: https://internet.garant.ru/#/startpage:7;
  4. Гафарова Г. Р. «Защита прав потребителей: Учебное пособие» / подред. З. М. Фаткудинова — «Юстицинформ», 2016
  5. Горина И. Е. «Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: Сам себе адвокат, № 4» — «Юрайт-Издат», 2018
  6. Еналеева И. Д. «Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов» / Учебник — М: Дашков и К, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, неопределенный круг потребителей, государственный орган, дача заключения, дело, защита, Российская Федерация, судебное участие, РФ, собственная инициатива.


Задать вопрос