В статье раскрываются основные проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров. Выявляются проблемы при рассмотрении дел судами, учитывая обзор практики Верховного Суда. Анализируется досудебный и судебный порядок защиты.
Ключевые слова: защита прав потребителя, гражданский процесс, гражданский кодекс, гражданское право, договор купли-продажи.
The article reveals the main problems of consumer protection in the sale of goods. Problems are identified when considering cases by the courts, taking into account the review of the practice of the Supreme Court. The pre-trial and judicial protection procedures are analyzed.
Keywords : consumer rights protection, civil procedure, civil code, civil law, contract of sale.
Основная идея Закона «О защите прав потребителя» [3] состоит в защите прав и законных интересов любого гражданина или юридического лица при потреблении товаров или услуг, а также в урегулировании конфликтных ситуаций в судах и досудебном порядке. Права потребителя также регламентируются другими нормативными актами, например, Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» (ред. от 11.03.1999)
Права потребителей — это одни из общих прав человека, которые активно защищаются государством. На сегодняшний день реализуется стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года [4]. Стратегия включает в себя приоритетные направления, такие как: обеспечение защиты потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производств и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; комплекс мероприятий для предотвращения появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях (например, меры по предотвращению оборота продукции, содержащей заведомо недостоверные сведения в маркировке, и контрафактной продукции); расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
Договор розничной купли-продажи один из самых распространённых в гражданско-правовом обороте. Рассмотрим договор купли-продажи, поскольку розничная купля-продажа регулируется законом РФ «О защите прав потребителей». По данному договору продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.
В 2020 году вышел обзор судебной практики Верхового Суда РФ по делам о защите прав потребителей [7]. Первый раздел обзора как раз посвящён спорам, которые возникли из договоров купли-продажи; при этом раскрывается больше всего примеров, связанных с процессуальными и материальными нарушениями, которые допустили нижестоящие суды.
Стоит отметить, что причиной возникновения правоотношений при купле-продаже становится недостоверность и неполнота информации, которую предоставляет продавец. Именно поэтому основная проблема заключается в неисполнении продавцом данных обязанностей [11]/
Суду в ходе судебного разбирательства при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, вследствие недостоверной или неполной информации о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.
Законодательно установлено, что потребитель вправе требовать предоставления информации о продавце/изготовителе товара и о самом товаре, причем информация должна быть достоверной, а продавец/изготовитель обязан доводить эту информацию до сведения потребителя. Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) Закона «О защите прав потребителей» четко перечисляет положения, которые составляют данную информацию.
Россия занимает одно из последних мест по защищенности потребителей от недобросовестных производителей по части предоставления четкой и легко читаемой информации.
Согласно статье 46 Закона Российской Федерации № 2300–1, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными и о прекращении этих действий. Также общественные объединения потребителей осуществляют представительство на безвозмездной основе.
Существует два способа защиты прав потребителей: в досудебном и судебном порядке.
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителя является основополагающим во всем процессе по отстаиванию своих прав, но не обязательным; при этом такой порядок может быть установлен в специальных законах. [5]
Но как показывает практика, потребитель сначала чаще обращается к продавцу/изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий, например споры о защите прав потребителей финансовых услуг.
Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом предусматривает подачу претензии в адрес продавца/изготовителя. Претензия составляется в 2 экземплярах на имя продавца (изготовителя, исполнителя). В претензии указываются недостатки товара (работы, услуги), а также содержатся требования потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю). Если потребитель ссылается в претензии на документы, то их необходимо приложить. Претензия подписывается потребителем с указанием его контактных данных (домашний адрес, телефон, электронная почта), и направляется посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передается продавцу (изготовителю, исполнителю) и на втором экземпляре ставится отметка о принятии [10].
В случае, если претензия не будет удовлетворена, то потребитель имеет право обратиться в Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в своём регионе с жалобой на продавца, согласно ПП ВС РФ от 28.06.2012 № 17 [6].
Одной из стадий досудебного урегулирования споров возможно и досудебное урегулирование спора по иным правоотношениям, вытекающим из защиты прав граждан, может быть, например, по страховым услугам. Данный вопрос решается через финансового управляющего, деятельность которого регулируется Федеральным законом № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Далее в случае неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд. В делах по защите прав потребителей принимают участие истец, ответчик, их представители, но необходимо наличие доверенности, если таковая имеется. Еще процесс по делам о защите нарушенных прав потребителей предусматривает участие в деле третьих лиц (свидетелей, экспертов и др.), но их участие не обязательно.
Согласно ст. 40 Закона «О ЗПП» Роспотребнадзор, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей со статусом юридического лица, на основании заявления потребителя или группы потребителей, поданного в письменной форме, вправе обратиться с иском в суд за защитой прав и законных интересов потребителя или группы потребителей.
Споры о защите прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции в порядке искового производства, в соответствии со ст. 29 ГПК РФ. Потребитель может подать иск по своему месту жительства или месту пребывания либо по месту заключения или месту исполнения договора [1]. Вот как отмечает эту позицию Верховный суд РФ в Определении от 22.03.2022 № 11-КГ22–2-К6: «Право выбора суда, если дело подсудно нескольким судам, предоставлено истцу. Такое правовое регулирование является механизмом, направленным на создание наиболее оптимальных условий для разрешения споров в судебном порядке, и предоставляет истцу дополнительную гарантию судебной защиты прав и законных интересов — возможность выбора суда для обращения в суд с иском» [8]. Стоит отметить, что споры при цене иска до 100 000 рублей, возникающие по делам о защите прав потребителей, — рассматриваются мировым судьей, согласно ст. 23 ГПК РФ.
Когда потребитель собирается предъявлять требования к продавцу, ему необходимо доказать факт приобретения товара и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. Во время судебного процесса обязанности по доказыванию возлагаются на каждую из сторон. Доказыванию подлежат: наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом удовлетворите досудебные претензии [9].
В обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей от 14 октября 2020 года указано, что: согласно с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, только если его требование о безвозмездном устранении недостатков не было удовлетворено изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в двадцатидневный срок.
Особенностью процесса в данной категории дел можно выделить тот факт, что согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при возникновении спора о недостатках товара, экспертизу товара обязан провести за свой счет продавец (изготовитель). Бремя доказывания лежит на продавце/ исполнителе, он должен доказать факт отсутствия недостатков в товаре/ факт возникновения недостатков не по его вине. Потребитель вправе требовать замены товара или возврата денежных средств за него. Если же суд удовлетворит требования потребителя, то с ответчика будет взыскан штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Одним из последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ или оказания услуг является неустойка. Она выплачивается за каждый установленный временной срок в размере трех процентов цены выполнения работы, что указано в ст. 28 Закона «О ЗПП».
Также если исковое заявление связанно с нарушением прав потребителя не превышает 1 000 000 рублей, то он при подаче искового заявления освобождается от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.2 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ [2].
Таким образом, потребитель имеет достаточно широкие правомочия по защите своих нарушенных прав. Права, которыми обладает потребитель при обнаружении недостатков в товаре, являются: требование замены на товар этой же марки/модели/артикула; замена на такой же товар другой марки/модели/артикулы с перерасчетом покупной цены; соразмерное уменьшение покупной цены; возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы. А также потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества…
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ред. от 11.06.2021) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2022 г. № 11-КГ22–2-К6 // ЭПС «Система ГАРАНТ
- Митрофанов А. В. Особенности процессуального рассмотрения дела о защите прав потребителей / Митрофанов А. В. // Вестник науки, 2019
- Мухаметгалиева М. Н. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей / Мухаметгалиева М. Н. // Вестник науки, 2019
- Братухина Е. В. Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи: современные проблемы и тенденции развития / Братухина Е. В // Образование и право, 2021.