В нашей статье неотъемлемой частью прав человека являются права потребителя. Государство поставило перед собой важнейшею задачу — охранять и защищать права потребителя, как наиболее слабого субъекта правоотношений, возникающих между потребителем и продавцом, поставщиком или изготовителем товаров, работ или услуг.
Это же является и одной из особенностей данных правоотношений. Потребитель является заведомо слабым субъектом, чьи права нарушены и защитить их может только государство, в случае если продавец или изготовитель являются недобросовестными субъектами права. Данные правоотношения являются гражданско-правовыми и регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ.
Ряд ученых выделяют два способа защиты: публичную и судебную.
Публичная защита прав потребителей является способом правовой защиты прав потребителей прав неопределенного круга потребителей и включает в себя государственную и общественную защиту прав потребителей.
Государственная защита направлена на формирование потребительской политики в целом: разработка и принятие нормативных правовых актов, разработка программ и концепций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей, улучшение потребительской политики, а также создание уполномоченных органов, осуществляющих соответствующие функции в сфере защиты прав потребителей.
Нельзя не отметить тот факт, что судебная форма защиты прав потребителей является довольно востребованной, об этот свидетельствует рост количества судебных дел по спорам о защите прав потребителей.
При рассмотрении дел о защите прав потребителей судам необходимо учитывать наличие процессуальных особенностей данной категории дел. Относительно данных процессуальных особенностей Верховный Суд РФ изложил свою позицию в своем Пленуме [4].
В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 5 и ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) рассмотрение дел о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции.
Другой особенностью является тот факт, что несмотря на норму, закрепленную в ст. 29 ГПК РФ, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
— жительства или пребывания истца;
— заключения или исполнения договора.
Это сделано для удобства истца, так как юридический или фактический адрес находится за далеко за пределами места жительства или пребывания истца, в связи с чем истец не будет иметь возможности присутствовать в судебном заседании и реализовать свое право на защиту нарушенных прав в полной мере. В наш век цифровых технологий и развитием онлайн-магазинов данная норма является необходимой.
Другой, не менее значимой особенностью является следующее. В случае, если у истца имеется выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, то суд не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ.
Однако, в данном случае законодатель выделил исключение, а именно это касается исков, вытекающих из перевозки груза, перевозки пассажиров, багажа или груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункты 1 и 2 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), предъявляемые в суд согласно части 3 статьи 30 ГПК РФ. Данные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Есть еще одна процессуальная особенность. В случае, если истцом было подано исковое заявление, которое содержит в себе требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, то в суд не имеет право выносить определение о возврате такого искового заявления.
Важно отметить, что обманутый потребитель может защищать свои права не только лично или через представителя, но и с помощью общественных организаций, выступающих в интересах потребителя.
ФЗ «Об общественных объединениях» [2] раскрывает не только понятие общественной организации, но и содержит в себе нормы, регулирующие деятельности общественной организации. Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, которое создано на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Важно знать, что общественные организации действуют в интересах потребителя и выступают в судебном заседании на стороне истца на основании закона. Таким образом, это дает им положение процессуального истца, а не представителя. Исходя из этого, расходы, которые понесла общественная организация во время рассмотрения дела судом, не будут являться расходами на оплату услуг представителя, и, соответственно, не могут быть взысканы с ответчика на основании ст. 100 ГПК РФ.
Еще одним нюансом будет являться факт того, что для представления интересов потребителя в суде, не требуется оформление специальной доверенности, дающей полномочия обращаться в суд от имени потребителя.
Кроме того, граждане вправе объединяться в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) на добровольной основе, и осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством о защите прав потребителей.
Государство защищает права потребителей в лице Роспотребнадзора и органов местного самоуправления. Их участие в гражданском процессе по делам о защите прав потребителей по общим правилам гражданского судопроизводства. Данные государственные инстанции пользуются процессуальными правами и обязанностями истца непосредственно после возбуждения гражданского дела.
Еще одной процессуальной и не менее важной особенностью является ничтожность условия об обязательном досудебном урегулировании претензий в договоре с потребителем. Такое разъяснение дает Верховный Суд РФ в своем Обзоре [5]. Данный факт позволяет облегчить потребителям обращение в суд.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что важной задачей государства является создание и обеспечение высокого уровня защиты прав потребителей. Однозначность толкования норм права, правильность их применения и обширная судебная практика способствует тому, что данная система выполняет свою непосредственную функцию — защищать права потребителя.
Литература:
- О защите прав потребителей // Закон РФ от 7 фев. 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апр.1992 г. — № 15. — ст. 766.;
- Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. — № 21. — ст. 1930.;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (ред. От 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 дек. 1994 г. — № 32. — ст. 3301.;
- О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей / Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 // Российская газета от 11 июля 2012 г. — № 156.;
- Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей // утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 14.10.2020 // СПС «ГарантПлюс» (доступ от 18.10.2021);
- Костоусова, А. Е. Особенности защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 205–208.