Перспективы развития института административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях
Автор: Арефьев Михаил Алексеевич
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (18) апрель 2020 г.
Дата публикации: 29.03.2020
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Арефьев, М. А. Перспективы развития института административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях / М. А. Арефьев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/5073/ (дата обращения: 17.12.2024).
По прошествии 18 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений и конституционных требований.
В юридическом сообществе сформировалась позиция, из которой следует, что существенными факторами, снижающими эффективность действующего КоАП РФ, являются накопившиеся за прошедшие годы проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
С момента вступления в силу КоАП РФ в него вносилось большое количество изменений, как изменения санкций, так и изменения обусловленные исполнением постановлений Конституционного суда РФ [5, 6].
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) обусловлено потребностью совершенствования системы законодательства в области административных правонарушений на основании одобренной 4 июня 2019 года на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации «Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данная Концепция учитывает необходимость помещения материальных и процессуальных правовых норм в отдельные законодательные акты и предполагает синхронизацию данной работы с проводимой реформой контрольно-надзорной деятельности.
В связи с этим настоящий законопроект направлен на дальнейшее укрепление самостоятельности судебной процедуры по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах и на исключение субсидиарного применения арбитражными судами процедурных правил КоАП РФ.
В этих целях на основании пункту 1 статьи 202 и пункта 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, будут рассматриваться арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ.
В целях внесения правовой определенности в правовое регулирование полномочий прокурора в рассматриваемых арбитражными судами делах об административных правонарушениях предполагается дополнение части первой статьи 52 АПК РФ указанием на право прокурора обратиться с заявлением о привлечении к административной ответственности, а также с заявлением об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, отнесенными федеральным законом к компетенции арбитражных судов, а также соответствующими дополнениями по тексту главы 25 АПК РФ.
Нормы главы 5 АПК РФ не относят потерпевшего к лицам, участвующим в деле.
Однако в части 2 статьи 207 АПК РФ потерпевший назван в числе лиц, обладающих правом на подачу заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, на основании которых арбитражный суд возбуждает производство по такому делу.
Кроме того, нормы главы 25 КоАП РФ относят потерпевшего к участникам производства по делам об административных правонарушениях и предусматривают, по общему правилу, что дело об административном правонарушении рассматривается с его участием (часть 3 статьи 25.2).
Такое правовое регулирование в настоящее время препятствует единообразному решению арбитражными судами вопроса о наличии (отсутствии) у лица, заявляющего о наличии у него статуса потерпевшего по делу об административном правонарушении.
Законопроект предусматривает дополнение главы 5 АПК РФ статьей 511 «Потерпевший», включение потерпевшего в предусмотренный статьей 40 АПК РФ перечень участвующих в деле лиц, а также соответствующие дополнения по тексту главы 25 АПК РФ.
Законопроект излагает главу 25 АПК РФ в новой редакции.
В части 3 статьи 204 АПК РФ параграфа 1 главы 25 АПК РФ получает закрепление новое для арбитражного процесса полномочие судьи, способствующее оперативному разрешению дела об административном правонарушении — отказ в принятии заявления о привлечении к административной ответственности и передача материалов дела административному органу, прокурору, дела — в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьей 39 АПК РФ, в случае, если рассмотрение дела не отнесено к компетенции арбитражного суда.
Если указанное обстоятельство будет установлено на стадии подготовки дела о привлечении к административной ответственности судья прекращает производство по делу в арбитражном суде в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и возвращает материалы административному органу, прокурору, направляет в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьей 39 АПК РФ.
Особенности подготовки дела о привлечении к административной ответственности к судебному разбирательству сформулированы в новой статье 204.1 АПК РФ, в которой. в частности впервые в арбитражном процессе нашло отражение правовое регулирование привода (часть 5), который предполагается применять к индивидуальному предпринимателю, законному представителю юридического лица, а также свидетелю.
В статье 206 АПК РФ закреплены, в частности полномочия арбитражного суда при вынесении решения по делу о привлечении к административной ответственности, в том числе полномочие прекращать производство по делу об административном правонарушении в случае отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении к административной ответственности, а также основанное на сформированной многолетней судебной практике полномочие принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией, в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения.
Законопроект дополняет параграф 1 главы 25 АПК РФ новой статьей 206.1, которая закрепляет особенности пересмотра судебных актов по делам о привлечении к административной ответственности, в частности основополагающие правила пересмотра судебных актов в сторону ухудшения положения лица, полномочия суда апелляционной и кассационной инстанции, а также вводит срок давности, 1 год, для отмены судом кассационной инстанции судебного акта суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, по основаниям, влекущим ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности либо в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено.
В параграфе 2 главы 25 АПК РФ существенные изменения претерпела статья 211. Ее положения в соответствии со сложившейся судебной практикой закрепляют полномочие арбитражного суда изменить оспариваемое решение, принятое правомочным административным органом, с учетом надлежащей квалификацией административного правонарушения, если такая квалификация не ухудшит положения привлеченного к административной ответственности лица (часть 3).
Законопроект дополняет параграф 2 главы 25 АПК РФ новой статьей 211.1, которая закрепляет особенности пересмотра судебных актов по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, в частности правила пересмотра судебных актов в сторону ухудшения положения лица, а также возможность отмены судебных актов, которыми решение административного органа о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено, по жалобе административного органа, прокурора, потерпевшего, независимо от того, истек ли срок давности привлечения к административной ответственности на момент пересмотра дела в арбитражном суде.
Указанные изменения и дополнения АПК РФ, связанные с совершенствованием процедуры рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях послужат обеспечению дополнительных гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых арбитражными судами к административной ответственности, и укреплению судебного контроля за действиями административных органов по привлечению к административной ответственности.
В рамках подготовки нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, автор предлагает выделить в структуре нового кодекса отдельный раздел «Административное судопроизводство по делам об административных правонарушениях», в котором следует предусмотреть порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности по аналогии с порядком, установленным главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Автор считает, что такой подход будет в полной мере соответствовать положениям статьи 10 и части 2 статьи 118 Конституции РФ.
В ходе реформирования базисами должны являться следующие направления:
– развитие основных принципов законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации и анализ правоприменительной практики;
– обеспечение стабильности законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации.
Результатом данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должно стать введение в действие нового КоАП РФ и вступление в силу иных законодательных актов Российской Федерации в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // «Российская газета», № 137, 27.07.2002.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
- Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 20-П // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П // СПС «КонсультантПлюс».