Введение в действие КоАП РФ, бесспорно, оказало благотворное влияние на усиление гарантий прав человека и гражданина, последовательное воспроизводство норм и принципов международного права, более детальное урегулирование процессуальных отношений, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях и применением административных наказаний.
Вместе с тем практика применения КоАП РФ выявила значительное количество недостатков и юридических коллизий, в том числе и среди норм, регламентирующих вопросы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, требующих принятия соответствующих изменений и дополнений, как в сам кодекс, так и в иные нормативные правовые акты. Кроме того, согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы административного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, однако четкое разграничение компетенции между федеральным центром и субъектами отсутствует, что также порождает немало проблем правового регулирования.
Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ Кодекс является единственным законом, регулирующим административную ответственность на федеральном уровне. При этом на практике сложилась ситуация, в соответствии с которой нормы, закрепляющие ответственность, соответствующую всем признакам административной, содержатся в ряде федеральных законов. На недопустимость подобной раздвоенности правового регулирования административной ответственности обращают внимание ведущие российские ученые, однако реальные шаги по устранению существующих противоречий законодателем не предпринимаются. Вместе с тем, подобная ситуация ставит граждан и юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, в неравное положение не только в части порядка рассмотрения дел, но также и в вопросах обжалования решения о привлечении к ответственности.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении следует из ст. 46 Конституции РФ и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым это право предоставлено. К числу субъектов права на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях законодатель относит: лицо, в отношении которого ведется производство по делу, законных представителей этого лица, потерпевшего, защитника, представителя и прокурора [1, с. 7].
Статьей 30.1 КоАП РФ установлено право лиц на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях в административном, в судебном и в альтернативном порядках, при этом закреплено два критерия, в соответствии с которыми определяется инстанция, в которую обжалуется постановление: в зависимости от органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении и в зависимости от субъекта, привлеченного к административной ответственности.
При этом административный, а, соответственно, и альтернативный порядок обжалования предусмотрен только для граждан, постановление о привлечении к административной ответственности в отношении которых было вынесено должностным лицом. В этом случае граждане по собственному усмотрению могут обращаться с жалобой либо в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Причем КоАП РФ не исключает возможности гражданина, в случае не удовлетворенности решением административного органа, обратиться с жалобой в суд, решение которого также может быть обжаловано. Таким образом, постановление должностного лица может пройти в совокупности три инстанции обжалования. При этом следует учитывать, что в компетенции должностных лиц находится рассмотрение наименее сложных дел.
Во всех иных случаях предусмотрен исключительно судебный порядок обжалования. Однако, учитывая критерий подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении, инстанции, в которые последовательно можно обжаловать вынесенное постановление, неодинаковы.
Так, постановление, вынесенное мировым судьей, можно обжаловать в соответствии с гл. 39 ГПК РФ в апелляционном порядке только в районный суд. Постановление же, вынесенное районным судом, — в вышестоящий (краевой, областной и т. д.) суд. Таким образом, предусмотрено однократное обжалование вынесенного постановления.
Двухступенчатое судебное обжалование предусмотрено для постановлений о привлечении к административной ответственности граждан, вынесенных коллегиальным органом, а также органами, созданными в соответствии с законом субъекта РФ. Такие постановления могут быть обжалованы в районный суд, а затем в вышестоящую судебную инстанцию. Таким образом, в зависимости от органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, КоАП РФ установлен не только различный порядок обжалования, но также неодинаковое число последующих обжалований.
Между тем, М. С. Крупина, комментируя ст. 30.9 КоАП РФ, обращает внимание на то, что КоАП РФ предусмотрен двухинстанционный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако данное толкование не только не соответствует содержанию рассматриваемой статьи, но также не подтверждено особенностями правоприменительной практики [2, с.25].
КоАП РФ предусмотрены также существенные отличия в порядке обжалования в зависимости от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, если для граждан, совершенно справедливо, предусмотрен в отдельных случаях как судебный, так и административный порядок обжалования, причем в судебном порядке граждане обжалуют постановления по правилам, предусмотренным КоАП РФ, то юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ имеют право обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях исключительно в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Такой подход законодателя, по нашему мнению, ущемляет законное право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на самостоятельный выбор способа защиты и восстановления нарушенных прав, а также конституционное право на обращение в государственные органы. Лишение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей права на административное обжалование, на наш взгляд, прямо противоречит основополагающему принципу производства по делам об административных правонарушениях — принципу равенства перед законом.
Попытка устранить данное противоречие была сделана в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [3]. Так, согласно п. 11 указанного Постановления, судам следует учитывать, что положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами по делам об административных правонарушениях.
Как верно замечает С. Ю. Юрьева, несмотря на то, что «формулировка п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, безусловно, рассчитана на граждан и должностных лиц (учитывая ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ), но ее расширительное толкование Высшим Арбитражным Судом РФ, независимо от мотивировки заслуживает поддержки [4, с. 45].
При этом необходимо отметить, что Постановления Пленума ВАС РФ не являются источником права в Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в них, обязательны для применения только арбитражными судами, в связи с чем, по нашему мнению, устранить существующую коллизию невозможно, приняв лишь Постановление Пленума ВАС РФ. В данном случае необходимо внести соответствующие изменения в гл. 30 КоАП РФ.
Безусловно, для совершенствования и развития института обжалования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений по делам об административных правонарушениях, указанной меры недостаточно. Учитывая, что российское законодательство сравнительно молодое, часто меняющееся и, нелишенное, в связи с этим, значительного количества противоречий и недостатков, необходим комплекс мероприятий, направленных как на формирование нормативной правовой базы, регулирующей рассматриваемые вопросы, так и на реформирование административного порядка рассмотрения жалоб юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Подобные меры в настоящее время имеют особую актуальность и значимость, в связи с тем, что на практике юридические лица и индивидуальные предприниматели довольно редко пользуются своим правом на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.
При этом результаты анкетирования индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, позволяют сделать вывод о том, что большинство усматривало отдельные процессуальные нарушения при привлечении их к ответственности, 37 % опрошенных не признавали себя виновными в правонарушении, за которое были привлечены к административной ответственности, однако не обжаловали вынесенное постановление в связи со сложной процедурой арбитражного судопроизводства, необходимостью привлечения адвоката для составления заявления и представления интересов в суде. Опрошенные предприниматели указывали на то, что им проще заплатить незаконно примененный штраф, нежели начинать судебную тяжбу. Вместе с тем, в случае наличия механизма административного обжалования, позволяющего минимизировать фактор ведомственной заинтересованности, а также в полной мере обеспечивающего соблюдение их прав и свобод при рассмотрении жалобы, 84 % опрошенных воспользовались бы подобным порядком для защиты своих интересов.
Исследуя способы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях как в отношении юридических лиц, так и в отношении граждан, можно заключить, что административный порядок обжалования в данной сфере развит крайне слабо, основной акцент в правовом регулировании сделан на включение всех судебных инстанций в процесс обжалования. Следует отметить, что при всех достоинствах судебного порядка обжалования имеется и ряд существенных недостатков, связанных как с объективными причинами, среди которых на первое место выходят серьезные противоречия, содержащиеся в нормативных правовых актах, регламентирующих данные вопросы, территориальная удаленность судов от места нахождения обжалующего лица, так и с субъективными — перегруженность судей, повсеместное нарушение сроков рассмотрения дел, особенно в арбитражных судах.
Кроме того, определенные препятствия для эффективного обжалования создают разнообразные процессуальные особенности рассмотрения дел в судах различных ветвей судебной системы, неодинаковые возможности повторного обжалования, сложность арбитражного судопроизводства, предусмотренного для обжалования постановлений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
При этом в случае, когда обжалуются постановления должностных лиц о привлечении к административной ответственности, развитие судебного обжалования влияет только на следствие, не устраняя его причины, так как позволяет ликвидировать нарушения, допущенные при рассмотрении только одного конкретного дела. В то время как отработанный механизм рассмотрения жалоб в административном порядке вышестоящими должностными лицами обеспечивает возможность выявлять причины дефектности постановлений, среди которых могут быть халатность, систематические нарушения процессуальных норм, нарушение порядка составления протоколов сотрудниками, и принимать меры по их устранению. Подобный подход должен позволить предотвращать нарушения норм права при привлечении лиц к административной ответственности, свести к минимуму возможные злоупотребления, а, следовательно, повысить доверие граждан к деятельности административных органов.
Часть 1 ст. 30.3 КоАП РФ устанавливает десятидневный срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности со дня вручения или получения копии постановления. Следует отметить, что данная норма сама по себе вызывает значительное количество справедливой критики со стороны административистов, связанной со сложностью в ряде случаев определения фактической даты получения обжалующим лицом постановления. Данная проблема, как представляется, обусловлена отсутствием в КоАП РФ норм, устанавливающих порядок направления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления, в отличие, например от ст. 177 АПК РФ, закрепляющей обязанность арбитражного суда направить копию решения лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении. Наличие почтового уведомления о вручении постановления о привлечении к административной ответственности позволило бы в большинстве случаев точно определить дату вручения постановления адресату.
Кроме того, рассматривая ст. 30.3 КоАП РФ в совокупности со ст. ст. 30.1, 30.9 данного кодекса, можно сделать вывод о том, что подача жалобы в административный органа не приостанавливает течение общего десятидневного срока, установленного для подачи жалобы. Обжалование в суд в случае принятия решения по жалобе, не удовлетворяющего лицо, возможно только в порядке пересмотра решения, вынесенного по жалобе вышестоящим органом, должностным лицом в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ, то есть суд в данном случае будет выступать в качестве второй инстанции обжалования. При этом, если согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление, вынесенное должностным лицом, обжалуется в суд по месту рассмотрения дела, то ст. 30.9 КоАП РФ устанавливает подсудность по месту рассмотрения жалобы. Необходимо учитывать, что в большинстве случаев дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти или их заместителями, следовательно, в порядке ведомственной подчиненности рассматривать жалобу на данное постановление имеют право должностные лица региональных или федеральных структур органов исполнительной власти. В настоящее время с развитием административных округов в большинстве федеральных органов исполнительной власти созданы региональные управления в окружных центрах, которые и должны рассматривать административные жалобы.
Учитывая содержание ч. 1 ст. 30.2, закрепляющей право лиц на подачу жалобы в орган, должностному лицу, вынесшему постановление и обязанность данного органа в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, даже территориальная удаленность органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы не вызывает больших проблем. При этом лицо, обращающееся с жалобой в административном порядке, всегда рассчитывает на возможность последующего судебного обжалования. В связи с этим особую важность имеет положение ст. 30.9 КоАП РФ, устанавливающей подсудность жалобы на решение административного органа по месту рассмотрения жалобы, то есть по месту нахождения органа, должностного лица, рассматривающего жалобу. Учитывая, что десятидневный срок на подачу первичной жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности в суд к моменту рассмотрения жалобы уже пропущен, данное положение сводит на нет любые достоинства административного порядка обжалования. Практически никто не согласится на подачу жалобы в административный орган, рискуя потерять право на обращение в суд по месту вынесения постановления, которое, как правило, выносится в пределах одного города с местом нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности. Обращение же с жалобой в суд, находящийся в региональном центре либо в г. Москве требует значительных временных и материальных затрат.
Подобный подход приводит к тому, что в административном порядке постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные руководителями территориальных подразделений органов исполнительной власти РФ, практически не обжалуются.
Таким образом, государство создает явные препятствия для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в осуществлении и защите их законных прав, не оставляя им выбора способа для защиты.
Для устранения указанных препятствий, по нашему мнению, необходимо внести изменения в КоАП РФ, закрепив положение о том, что при обжаловании в суд постановления о привлечении к административной ответственности, после получения решения по жалобе из вышестоящего органа, устанавливается альтернативная подсудность по выбору заявителя — либо по месту вынесения постановления, либо по месту нахождения органа, должностного лица, рассматривавшего жалобу. Подобный подход позволит обеспечить защиту прав и свобод обжалующих лиц, а также не будет создавать препятствий для представления интересов административных органов в судебном разбирательстве, так как в суд сможет явиться представитель органа, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности или представитель вышестоящего органа.
Однако, следует заметить, что хотя с изменением политического и социально-экономического устройства государства в России и произошли глобальные изменения, во многом направленные на стремление к совершенствованию правового регулирования механизмов защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, одним из которых является создание эффективной системы обжалования нарушений, допущенных при привлечении их к административной ответственности, в настоящее время приходится констатитровать, что предпринятых мер явно недостаточно. Несмотря на то, что нормы, содержащиеся в КоАП РФ, формально и закрепляют возможность обжалования постановления о привлечении к административной ответственности сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а затем в суд, их противоречивость и непродуманность на практике приводят к их декларативности и невозможности применения.
Еще одной существенной проблемой, не позволяющей развиваться институту административного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, является зачастую формальный подход должностных лиц к рассмотрению подобных жалоб в связи с наличием ведомственной заинтересованности. По нашему мнению, для минимизации данного фактора необходимо принятие ряда мер, направленных на обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности, при рассмотрении их жалоб. Остановимся на них более подробно.
КоАП РФ не содержит четкого указания на то, кто конкретно имеет право на рассмотрение жалоб, что в определенной степени обосновано, учитывая различные внутренние структуры органов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями. Вместе с тем, КоАП РФ закрепляет общее положение, согласно которому жалобы рассматриваются вышестоящим органом, должностным лицом. Из этого можно сделать вывод о том, что жалоба рассматривается в порядке подчиненности единолично. При рассмотрении в административном порядке жалобы, по нашему мнению, единоличное ее рассмотрение не может обеспечить необходимых гарантий законности. В случае судебного обжалования такой подход обоснован, поскольку судья является высококвалифицированным профессиональным юристом, в то время как руководитель территориального или регионального органа исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение жалобы, может вообще не обладать юридическими познаниями, необходимыми для соблюдения процедуры рассмотрения, а также для выявления процессуальных нарушений на стадии рассмотрения дела. Кроме того, единоличное рассмотрение жалобы в совокупности с отсутствием законодательно установленной ответственности должностных лиц за нарушение порядка и сроков рассмотрения жалоб не исключает возможности злоупотреблений.
Учитывая данные обстоятельства, считаем необходимым установить обязательный порядок коллегиального рассмотрения жалоб в тех административных органах, где введение данного порядка возможно в силу наличия соответствующей структуры, а также целесообразно в связи со сложностью рассматриваемых дел (например, налоговые органы, таможенные органы и др.). Для чего в органах, уполномоченных на рассмотрение жалоб в порядке подчиненности, создать комиссии, численностью не менее трех человек, состав которых должен утверждаться ведомственным актом с учетом специфики, однако с обязательным членством руководителя (его заместителя) и представителя юридической службы (при ее наличии). Кроме того, по нашему мнению, в КоАП РФ следует закрепить обязательность ведения протокола заседания по рассмотрению жалобы, который должен позволить в случае дальнейшего обжалования выявить процессуальные нарушения, допущенные в порядке рассмотрения жалобы. При этом обязанность по ведению протокола может быть возложена на членов комиссии.
В настоящее время одним из серьезных недостатков института административной ответственности, на наш взгляд, является отсутствие надлежащего ведомственного контроля вышестоящих государственных органов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, за деятельностью нижестоящих органов в вопросах соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях. Одной из причин этого является недостаток информации о нарушениях, совершаемых должностными лицами на местах, так как, в основном, используется судебный порядок обжалования постановлений, а решения судов с указанием выявленных нарушений, в вышестоящий орган не направляются.
При устранении существующих недостатков процессуального законодательства в данной сфере следует учитывать, что эффективность мер административной ответственности напрямую зависит от гарантий обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, привлекаемых к ответственности, исключения возможности злоупотреблений должностных лиц государственных органов на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении, а также четко разработанного порядка обжалования возможных нарушений.
Литература:
1. Якимов А.Ю. Обжалование и опротестование решений, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - № 12. - 2012. - С. 7
2. Крупина М.С. О сроке обжалования решений о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд // Арбитражная практика. - № 4. - 2009.- С. 25
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. - № 3. – 2003.
4. Юрьева С.Ю. Обжалование административных решений// Административное право. - № 4.- 2013. - С. 45.