Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 29.01.2020

Статья просмотрена: 5308 раз

Библиографическое описание:

Костоусова, А. Е. Особенности защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66931/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исходя из сущности правоотношений, возникающей между субъектами, определенными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в первую очередь это гражданско-правовые отношения. Соответственно и регулируются они нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Особенностью данных правоотношений является наличие слабого субъекта-потребителя, что обусловило определенную направленность всего потребительского права на установление механизма защиты законных прав и интересов гражданина-потребителя.

Защита прав потребителя — официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.

Исходя из названия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» можно предположить, что он содержит нормы права, цель которых восстановить уже нарушенного положение «слабой стороны» — потребителя.

Вместе с тем, положения вышеуказанного Закона содержат больше нормы регулятивные, чем охранительные, то есть указывают на права потребителя, устанавливают правила, относящиеся к качеству товара, срокам выполнения работ, оказания услуг, обязанностям продавца (производителя).

В случае нарушения прав потребителя и наступления для него негативных последствий Закон предусматривает ответственность изготовителя, производителя, продавца, исполнителя услуги устранить допущенные недостатки, возместить причиненный вред, в том числе моральный.

Законодатель регулирует защиту прав потребителей как способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, так и устанавливает специальные нормы, распространяющиеся только на потребителей.

Способы защиты прав потребителей применяются с учетом предмета посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь), а также последствий, которые наступили вследствие причинения вреда потребителю.

Ученые выделяют публичную защиту и судебную.

Публичная защита прав потребителей представляет собой правовую защиту закрепленных в законодательстве о защите прав потребителей прав неопределенного круга потребителей и включает в себя государственную и общественную защиту прав потребителей.

Государственная защита направлена на формирование потребительской политики в целом: разработка и принятие нормативных правовых актов, разработка программ и концепций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей, улучшение потребительской политики, а также создание уполномоченных органов, осуществляющих соответствующие функции в сфере защиты прав потребителей.

Публичная защита может осуществляться на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном. При этом на муниципальном уровне органы местного самоуправления могут представлять интересы граждан в суде, рассматривать жалобы потребителей, консультировать их.

Положения об общественной защите как одном из видов публичной защиты содержатся в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и осуществляется она общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), деятельность которых направлена как на формирование предложений по совершенствованию законодательства, взаимодействие с международными организациями потребителей, так и на конкретные действия по защите прав потребителей, в том числе представление их интересов в судах. Значительный интерес в условиях развитой интеграции представляют подходы к вопросам защиты прав потребителей стран Евросоюза, Евразийского сообщества. Так, Коллегией Евразийской экономической комиссии выработаны рекомендации от 21 мая 2019 г. № 15 «Об общих подходах к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей», в которых рекомендует государствам-членам Евразийского экономического при осуществлении деятельности по правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей учитывать Общие подходы к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей. Цель этих рекомендаций — необходимость реализации особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей, обусловленных их возрастными, физическими и психическими особенностями, влияющими на способность адекватно оценивать последствия совершаемой сделки, приводящими к возникновению потребительского риска, сопряженного с повышенным потребительским ущербом.

Любое цивилизованное государство должно быть ориентировано на защиту прав и интересов граждан и определять особые меры для отдельных категорий потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей, как в судебном, так и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка заключается в том, что потребитель имеет право, а иногда и обязанность, предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), до обращения в суд с иском. Данный порядок предусмотрен в целях побуждения сторон самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, предоставляя тем самым возможность восстановления нарушенного права.

В определенных случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензионное производство по сравнению с судебным разбирательством имеет ряд преимуществ. Данное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и прочие) определить обстоятельства спора и в случае необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Закон предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в сфере защиты прав потребителей. Так, ст. 122 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусматривает, что порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. На основании п. 68 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» до предъявления к перевозчику иска, образовавшегося в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение шести месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда — в течение 45 дней. Законодательством предусмотрены и иные случаи обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

По многим судебным спорам необходим досудебный порядок его урегулирования, но как правило, исходя из практики, большая часть споров все равно разрешается в суде.

Право на судебную защиту предусмотрено, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, а также нормами гражданского законодательства и Законом РФ «О защите прав потребителей».

Есть свои процессуальные особенности рассмотрения дел по защите прав потребителей, относительно которых свою позицию высказал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2012 № 17.

Законодательством не установлены специальные сроки исковой давности по делам о защите прав потребителей. По подведомственности дела о защите прав потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции, несмотря на то, что одной из сторон является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Учитывая особенности статуса субъектов правоотношений в сфере защиты прав потребителей (к примеру, иск предъявляется к производителю товара и ответчик зарегистрирован и находится в другом городе) законом установлена альтернативная подсудность, в соответствии с которой стороны могут по соглашению между собой договориться об изменении территориальной подсудности; в случае наличия нескольких ответчиков по делу о защите прав потребителя или нахождения их в разных места наличия у истца права выбора подачи иска по месту нахождения одного из ответчиков. Еще одной значимой льготой для потребителя является освобождение его от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при цене иска не превышающей 1 000 000 рублей при обращении с иском в суд.

Кроме того, в силу статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) могут обращаться с требованием о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Одним из способов восстановления нарушенного права является восстановление нарушенного права путем:

– устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);

– замена товара ненадлежащего качества;

– требования соразмерного уменьшения покупной цены;

– требования незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказа от исполнения договора купли-продажи.

Как в судебном, так и в досудебном порядке потребитель может требовать выплаты неустойки за нарушение сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара. При этом размер неустойки установлен Законом РФ «О защите прав потребителей».

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по договору передачи товара предварительно оплаченному. При этом потребитель вправе требовать передачи оплаченного товара в установленный им новый сроки взыскать сумму неустойки (пени) за каждый день просрочки до передачи товара, либо вправе требовать возврата суммы предварительной оплаты товара, не проданного продавцом.

Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако, являясь более сильной стороной в договорных отношениях они навязывают потребителям выгодные только для себя условия приобретения товаров и услуг. При этом нередки случаи, когда товары отличаются низким качеством, а иногда и просто опасны для здоровья.

В этой связи законодатель предусмотрел различные способы защиты права потребителя в зависимости от предмета посягательств, степени причиненного вреда, оставив за ним право выбора способа компенсации причиненного вреда или устранения недостатков.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 21 июля 2014 г.) // Российская газета. № 237. 1993.
  2. Гражданский кодекс РФ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301, «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140, «Российская газета», № 8, 16.01.1996.
  4. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003, г. № 18.
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» от 02.03.2005 г., № 111.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 5.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
  8. Определение № 85-В09–1 // Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел от 1 февраля 2012 г.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 7.
  11. Ожегова Г. А. Правовое регулирование возмещения убытков // Юрист. 2015. № 12. С. 13–16.
  12. Стоякин Г. Я. Понятие защиты гражданских прав // Проблемы гражданско-правовой ответственности и защиты гражданских прав: Сборник ученых трудов. 1973. № 27.
  13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М». (ИНФРА-М, 2011)
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, Российская Федерация, публичная защита, сфера защиты, отдельная категория потребителей, причиненный вред, внесудебный порядок, гражданское законодательство, досудебный порядок.


Задать вопрос