Особенности ведения защиты по делам несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 1369 раз

Библиографическое описание:

Махмутова, Г. А. Особенности ведения защиты по делам несовершеннолетних / Г. А. Махмутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53663/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно нормам статьи 16, п. п. 3, 11 части 4 статьи 46, части 3 п. 8, 21 части 4 статьи 47 Уголовно процессуального кодекса России [3] (далее УПК России), несовершеннолетнее лицо подозреваемый (обвиняемый) имеет право на защиту. Данное правомочие, выступая в качестве принципа уголовного судопроизводства, и правомочия на иные процессуальные гарантии, которые предусмотрены для подростков УПК России, должны соблюдаться на всех стадиях уголовного судопроизводства в отношении всех несовершеннолетних (подозреваемых, обвиняемых и подсудимых).

Однако, принимая во внимание, что несовершеннолетние выступают, как отдельная категория подзащитных, и требования к осуществлению правосудия, установленные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которая была утверждена Указом Российского президента 1 июня 2012 года, «в настоящее время необходимо и актуально всесторонне изучить весь круг регулируемых правоотношений по уголовным делам в отношении подростков в досудебных стадиях производства» [4].

Н. В. Машинская указывает, что «согласно Конституции России, каждому гарантируется право на получение профессиональной правовой помощи, а в определенных законом случаях, эта помощь оказывается безвозмездно» [5].

Это положение также закреплено в УПК России и действует на лиц, с процессуальным статусом подозреваемого (обвиняемого).

Право на защиту несовершеннолетние лица могут применять лично, и при помощи защитника и (или) законного представителя (часть 1 статьи 16, статьи 48 и 428 УПК России). Порядок приглашения, назначения и замены защитника предусмотрен статьей 50 УПК России, с учетом других норм, которые устанавливают гарантии осуществления права на защиту в отношении подростков, действие которых завершается по достижении ими 18- летнего возраста, кроме случаев, предусмотренных статьей 96 УК России.

Согласно п. 2 части 1 статьи 51 УПК России участие защитника при расследовании уголовных дел в отношении подростков является обязательным. В случае, если защитника не пригласили в порядке, который установлен частью 1 статьи 50 УПК России, его присутствие должен обеспечить орган предварительного расследования или суд.

Тем самым данная норма, закрепленная в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, является некой гарантией, которая обеспечивает право несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на получение квалифицированной юридической помощи.

Процессуальный статус защитника, порядок его привлечения к участию в деле, а также его участие в различных следственных действиях регулируются общими нормами уголовно-процессуального законодательства.

Касаемо досудебной стадии судопроизводства, то одной из важнейших гарантий реализации права на получение профессиональной юридической помощи подозреваемым (обвиняемым) является то, что в качестве защитника допускаются только лица, имеющие статус адвоката, исключением является допущение наряду с адвокатом иного какого-либо лица по ходатайству самого обвиняемого в стадии судебного разбирательства.

Данное правило изложено и в положениях ряда международных документов, таких как Пекинские правила, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних лиц, лишенных свободы 1990 года.

В указанных документах содержится положение, закрепляющее право несовершеннолетнего быть репрезентированным адвокатом.

В досудебных стадиях уголовного судопроизводства данное правило вносит особенно значимый характер, поскольку обеспечивает фактическое равноправие следователя и дознавателя по осуществлению уголовного преследования и прав несовершеннолетнего в статусе подозреваемого (обвиняемого) на защиту от него.

В итоге, усиленная юридическая охрана прав подростков в уголовном процессе проявляется также и в одновременном выполнении охранительных функций по отношению к ребенку его законным представителем (статья 48 УПК России) и защитником (статья 51 УПК России). В правовой литературе данный принцип получил термин «двойное представительство».

Так, в преамбуле Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, провозглашено, что ребенок ввиду его физических и умственных особенностей в виду возраста нуждается в специальной охране и заботе, включающую в себя надлежащую правовую защиту [1].

Это положение в последующем было продублировано Конвенцией о правах ребенка 1989 года, которая закрепляет норму о признании государствами-участниками права каждого ребенка, нарушившего уголовное законодательство, который обвиняется или признается виновным в его нарушении норм уголовного закона, на такое обращение, которое сможет оказать помощь в развитии у ребенка чувства достоинства, значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других лиц и при котором учитывается возрастные особенности ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе [2].

Для достижения вышеуказанных задач была разработана упомянутая выше Национальная стратегия. Одной из задач данной стратегии является развитие законодательных основ системы защиты детства, а также реализация международных стандартов обеспечения и защиты законных интересов несовершеннолетних.

В указанном документе также закреплены меры, которые направлены на реализацию поставленной задачи, а именно: создание дружественного к ребенку правосудия, принципом которого является направленность на обеспечение личных потребностей ребенка; уважение личности и достоинства ребенка наравне со взрослым, а также защита прав несовершеннолетнего; использование в уголовном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания и др.

Однако невозможно реализовать Национальную стратегию без участия адвоката в досудебном производстве.

Итак, несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый и др.) должен быть обеспечен помощью защитника. с одной стороны. Иначе говоря, это не право осужденного осуществлять свои права с помощью адвоката, а обязанность досудебных органов и суда обеспечить участие защитника по разрешению вопросов, связанных с расследованием уголовного дела, в котором принимает участие несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый и т. д.

Литература:

  1. Декларация прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2018 URL: http://base.consultant.ru/ дата обращения: 11.10.2018)
  2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.) // СПС КонсультантПлюс. 2018. Компания Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 11.10.2018)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ.2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921
  4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // Собрание законодательства РФ.2012. N 23. Ст. 2994
  5. Машинская Н. В. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в свете становления дружественного к ребенку правосудия // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (40). С. 11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, обвиняемый, отношение подростков, законный представитель, защита, лицо, Национальная стратегия, помощь защитника, уголовное судопроизводство, участие защитника.


Задать вопрос