В теории экологического и гражданского права проблемы возмещения экологического урона обычно рассматривают как межотраслевой правовой институт, включающий нормы различной отраслевой принадлежности, в том числе нормы гражданского, финансового и экологического права. При этом само понятие «экологический вред» включает в себя, во-первых, вред, причиненный окружающей среде (лесам, водам, почвам и т. д.), который можно назвать «первичный вред», и, во-вторых, вред имуществу граждан и юридических лиц, здоровью и жизни в результате вредного воздействия загрязненной окружающей среды (вторичный вред). Последнюю разновидность вреда в теории экологического права еще называют «экогенный вред» [10, с. 301].
Несомненно, защита экологических конституционных прав может осуществляться не только средствами гражданского права, но и посредством самого широкого арсенала правовых средств иной отраслевой принадлежности, включая обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления с жалобами и заявлениями о нарушении их экологических прав хозяйствующими субъектами или должностными лицами органов публичной власти. Однако если рассматривать данную проблему в более узком контексте, то можно прийти к выводу о том, что вред жизни и здоровью человека, причиненный воздействием ранее загрязненной окружающей среды, может быть возмещен тремя основными способами: путем экологического страхования, в судебном порядке, а также в административно-правовом порядке.
Экологическое страхование гражданской и правовой ответственности юридических лиц за причинение вреда имуществу граждан и юридических лиц, здоровью и жизни в результате отрицательного воздействия на окружающую среду влияния техногенный аварий и катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненной окружающей среды на территории и население предполагает уплату страхового взноса, из которого возмещается урон, причиненный экологическим нарушением прав [3]. Экологическое страхование согласно гражданскому и экологическому законодательству может быть добровольным и обязательным. Добровольное экологическое страхование пока не получило в России особого развития, а наиболее известным примером обязательного экологического страхования являются требования п. 4 статья № 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116 — ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о том, что для ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта, среди прочего, необходимо наличие у эксплуатирующей данный объект организации договора на обязательное страхование гражданской ответственности, который заключен в соответствии с федеральным законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Однако сфера обязательного экологического страхования охватывает лишь часть промышленных объектов, представляющих особую опасность для окружающей среды и человека [2].
Судебный порядок предполагает обращение гражданина в суд с требованием о возмещении вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного в результате экологического правонарушения. Согласно статья № 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» урон окружающей среде — это её негативное изменение в результате загрязнения, которое привело к деградации экологических систем и уменьшение природных ресурсов. Из других норм данного закона следует вывод о том, что урон окружающей среде включает количественные и качественные потери, проявляющиеся в загрязнении окружающей среды (в том числе в физико-химическом изменении состава атмосферного воздуха, воды, почвы, создающем угрозу для здоровья населения, растительного и животного мира), в повреждении, порчи, уничтожении природных объектов и экологических систем [3].
Согласно статьи 1085 ГК РФ при повреждении здоровья гражданина компенсации подлежит утраченный потерпевшим заработок, который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных средств транспорта, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического урона.
Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на возмещение вреда имуществу или здоровью, он должен в предусмотренном законом порядке показать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. Другими словами, доказыванию подлежит несколько юридических фактов:
- Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего экологическое законодательство. Например, нарушение экологического законодательства часто влечет за собой наложение административных санкций. Постановление о наложении таких мер административного воздействия может быть одним из доказательств факта совершения противоправного экологического деяния.
- Факт причинения вреда окружающей среде в результате экологического правонарушения. Кроме материалов административного производства данный факт может быть доказан актом органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и место.
- Факт причинения вреда здоровью и имуществу гражданина. Его должен документально подтвердить сам потерпевший, предоставив справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, дополнительном питании и т. п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен обосновать.
- Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом. Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был причинен ущерб природе. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства и т. д., подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от совершенного правонарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости [11, с. 43].
Одним из вариантов частичного смягчения остроты проблемы с возмещением вреда жизни и здоровью граждан, причиненного факторами неблагоприятной окружающей среды, могло бы стать воссоздание системы экологических фондов, существовавших в России в 90-е годы. Тогда действовал внебюджетный (затем консолидированный в бюджет) Экологический фонд (федерального, регионального и местного уровней), в который поступали платежи за выбросы и сбросы различных загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды загрязнения; сумм, которые были получены по искам о компенсации вреда, штрафов за экологические нарушения; средств от продажи конфискованных орудий для охоты и ловли рыбы, незаконно добытой с их помощью. Средства таких экологических фондов могли расходоваться, например, на выплату компенсационных сумм гражданам в порядке возмещения вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными видами негативных воздействий на окружающую среду. Такие выплаты могли производиться и в случаях, когда не удалось установить конкретного причинителя экологического урона [8].
К сожалению, с 1 января 2001 г. Федеральный экологический фонд был ликвидирован. Это решение мотивировалось тем, что многочисленные федеральные и региональные целевые фонды показали свою неэффективность, стали источником нецелевого использования средств и коррупции. При этом ряд внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) продолжают существовать до сих пор. В связи с этим мы считаем важным скорейшее возобновление работы Экологического фонда.
Таким образом, правовые проблемы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан экологическим правонарушением, являются самыми обсуждаемыми вопросами как в теории, так и в правоприменительной практике. Существует ряд недостатков существующих процедур возмещения такого урона, предусмотренных в гражданском и экологическом законодательстве, связанных с расчетом размера причиненного урона (в том числе компенсации морального урона); отсутствием четкого механизма выявления правонарушителей и привлечения их к гражданско-правовой ответственности; недостаточно четко разработан механизм доказывания вины причинителей экологического урона и т. д.
Одним из вариантов решения этого комплекса проблем могло бы стать воссоздание Экологического фонда или принятие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан экологическими правонарушениями», который детализировал бы порядок и способы возмещения урона. Проект такого закона был разработан ровно 20 лет назад, однако до сих пор так и не принят, что должно быть исправлено [13].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным человека голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом человека поправок, внесенных Законами РФ о человека поправках к Конституции РФ от человека 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 человека N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N человека 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) человека // Собрание законодательства Российской Федерации. человека — 04.08.2014. — N 31. человека — ст. 4398.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995, «Российская газета», 10.12.1998.
- Обохране окружающей среды: федер. закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002.
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета, № 211–212, 30.10.2001.
- Лесной кодекс Российской Федерации: человека федер закон Российской Федерации от человека 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // человека Российская газета, № 277, 08.12.2006.
- Об охране атмосферного воздуха: федер. закон Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета, № 91, 13.05.1999.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ // Российская газета, № 250, 24.12.1994.
- Бринчук, М. М. Экологическое право / М. М. Бринчук. — М.: Высшее образование, 2015. — 472 с.
- Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 2016. С. 60
- Васильева М. И. Экологические права граждан. Основы теории: учеб. пособие. — Тверь, 2017, с.19
- Васильева, М. И. Концепция Федерального человека закона «О возмещении вреда, причиненного человека здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей человека природной среды» / М. И. человека Васильева // Зеленый мир. — человека 2017. — № 9. — человека С. 6–8