Как нам известно, международная трудовая миграция представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан. [1]
В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь, внешняя миграция делится на:
− межконтинентальную;
− внутриконтинентальную.
В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:
− постоянную, или безвозвратную (имеет характер межконтинентальная миграция и миграция из села в город);
− временную, как правило, внутриконтинентальную;
− сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или кочевники;
− маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту роботы за пределы своего населенного пункта.
В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной.
Как следствие признания суверенных прав государства на вопросы допуска иностранцев, иммиграционный контроль как таковой в целом лежит за рамками обязательств государств по обеспечению прав человека. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. гласит, что ничто в Декларации не должно толковаться как узаконивающее незаконное проникновение иностранца в государство, как ограничивающее право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания.
Не всякий иностранец, въезжающий в страну, гражданства которой он не имеет, является мигрантом в собственном смысле слова. В наиболее общем виде, под мигрантами понимают людей, изменивших место своего обычного проживания. Рекомендации по статистике международной миграции, подготовленные в рамках ООН, предлагают отличать мигрантов от международных посетителей, иначе — туристов, определяемых как людей, прибывающих в государство, не являющееся государством их гражданства, на срок до одного года и не имеющих целью занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в государстве пребывания. Таким образом, мигрантом является лицо, проживающее более года на территории государства, к гражданству которого это лицо не принадлежит (долгосрочный мигрант), или проживающее на территории иностранного государства более трех месяцев, но менее года, за исключением случаев прибытия для проведения отпуска, посещения друзей или родственников, по делам, для лечения или паломничества (краткосрочный мигрант). Отдельные категории пребывающих в государстве лиц традиционно не учитываются в миграционной статистике: дипломатические представители или работники консульских учреждений, равно как их иждивенцы и домашние работники, военнослужащие, кочевники. В свою очередь, нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются. [2]
Исходя из этого, вопрос международно-правовой защиты прав человекасоприкасается с регулированием миграции в осуществлении людьми права на свободу передвижения, в запрете высылки (non-refoulement), дискриминации, а также реализации права на обжалование решений и воссоединение семьи. Так, например, право на свободное передвижение закреплено в ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948г.: каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства, каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Что также указывается в статье 28 Конституции Республики Узбекистан, где гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом. Касательно Специальных прав мигрантов, они закреплены в трех основных документах: Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 97 о правах мигрантов (пересмотренной) 1949 г., Конвенции МОТ N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. и Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.
По состоянию на июль 2008 г. государствами-участниками Конвенции 1949 г. являются 47 стран, включая Бельгию, Францию, Германию, Италию, Нидерланды, Португалию, Испанию и Великобританию. У Конвенции 1975 г. 23 государства участника, в том числе члены ЕС Кипр, Италия, Португалия и Швеция. Конвенция 1949 г. касается, по сути, только законно нанятых мигрантов, хотя в ней и есть различные положения, которые могут противоречить действующей политике возвращения мигрантов (например, репатриация мигрантов, проживающих в стране более пяти лет, не должна «в принципе» осуществляться). Конвенция 1975 г. была принята специально для решения обостряющейся проблемы нерегулируемой миграции, очевидной уже в 1970-х годах. В частности, часть I касается незаконной работы, преследования не только работников, но и работодателей и обеспечения равного отношения к незаконным мигрантам. Кроме того, потеря работы не считается достаточным основанием для аннулирования разрешения на работу или вида на жительство. [3] Большинство положений этой конвенции в большей или меньшей степени воспроизведено в Конвенции ООН 1990 г. Конвенция 1990 г. — это комплексный документ, кодифицировавший и конкретизировавший права человека применительно к трудящимся-мигрантам. Он содержит гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права человека, специальные нормы, касающиеся прав женщин, детей. Перечисленные в Конвенции права разбиты на две группы, первая из которых применима ко всем трудящимся-мигрантам независимо от законности их пребывания в государстве, а вторая — лишь к надлежаще оформленным. Примерами прав первой группы служат право на жизнь (ст. 9), свобода от рабства или принудительного труда (ст. 11), запрет тюремного заключения на основании невыполнения какого-либо договорного обязательства (ст. 20) и др.; во второй группе закреплены такие права, как право на участие в профсоюзах (ст. 26), равный доступ к социальному обеспечению (ст. 27), право на получение срочной медицинской помощи (ст. 28), равенство доступа к государственному образованию (ст. 30) и др.
Последнее десятилетие 20-го века было отмечено большими изменениями в экономической и политической жизни стран Центральной и Восточной Европы, включая новые независимые государства, образовавшиеся после распада СССР. Одним из наиболее важных компонентов этих изменений является выход всех стран этого региона из миграционной изоляции и их активное включение в мировой миграционный обмен.
Республика Узбекистан исторически является многонациональным государством и центром миграции населения в Центральной Азии. Так, в период существования СССР, где было единое миграционное пространство без границ, ей были свойственны различные виды активного передвижения населения. Свойственна была также внутренняя и внешняя трудовая миграция. Работники разного профиля направлялись по государственному организованному набору в труднодоступные северные районы России, а жители отдалённых селений самостоятельно выезжали на сельскохозяйственные работы или торговали своей продукцией в соседних республиках. Кроме того, в определённый период времени Узбекистан был принимающей страной: для беженцев, прибывших в результате военных или иных конфликтов (последствия Второй мировой войны, вынужденное переселение крымских татар и других этнических групп), стихийных бедствий, или рабочих для строительства объектов союзного значения (привлечение строителей из союзных республик для восстановления последствий землетрясения 1966 г. в столице г. Ташкенте, также для строительства ирригационных, горнодобывающих и иных объектов, освоения степных и пустынных земель). В целях открытия учебных заведений и обучения в ВУЗах прибывала молодёжь, в том числе, из дальнего зарубежья (Среднеазиатский педиатрический институт, Ташкентский государственный университет и др.) Кроме того, развитая туристическая инфраструктура сделала Узбекистан центром мирового масштаба по приёму туристов для посещения древних городов Самарканда, Бухары и Хивы. Из года в год, вследствие принимаемых правительством позитивных решений, касающихся привлечения иностранных граждан в страну для развития туристического потенциала страны, наблюдается следующая тенденция. Так, количество иностранных граждан, посетивших Узбекистан по итогам января-июня 2019 года, составило 3694,6 тыс. человек. Данный показатель возрос, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 35,7 %. Что касается выезда граждан Узбекистана за рубеж, то здесь их количество достигло 6207,4 тыс. человек. По сравнению с январем-июнем 2018 года, этот показатель снизился на 11,3 %. Судя по динамике численности приехавших иностранных граждан в Узбекистан, отмечен их значительный приток в период с января — июня 2018 года по январь — июнь 2019 года — рост составил 971,9 тыс. человек. Между тем поток граждан Узбекистана за рубеж сократился с 7002,1 тыс. человек в январе-июне 2018 года до 6207,4 тыс. человек за соответствующий период 2019 года. В страны СНГ выехали граждане Узбекистана в количестве 5918,5 тыс. человек, среди которых 3368,2 тыс. человек поехали к родственникам, 1916,3 тыс. человек выехали на заработки, 60,4 тыс. человек — с туристической целью. В страны дальнего зарубежья поехали 288,9 тыс. граждан Узбекистана, из них 178,9 тыс. человек — с туристической целью, 41,1 тыс. человек — работать и т. д. Если исходить из анализа данных распределения граждан Республики Узбекистан, выехавших в январе — июне 2019 года по возрасту, то, можно заключить, что основную долю выехавших составили лица в возрасте 31–55 лет — 53,3 %, 19–30 лет — 30,2 %, 56 лет и старше — 11,8 %, 0–18 лет — 4,7 %. С туристической целью выехали 52,6 % граждан в возрасте 31–55 лет, 19,4 % — 19–30 лет, 20,0 % — 56 лет и старше. Выехали учиться 84,5 % лиц в возрасте 19–30 лет, 7,7 % — в возрасте до 18 лет. Со служебной целью покинули страну 69,9 % лиц в возрасте 31–55 лет, 18,5 % — в возрасте 19–30 лет. [4]
Подводя итог, необходимо отметить, что в целях обеспечения качественных и доступных услуг в сфере трудоустройства граждан, постановлением Президента Республики Узбекистан внедряется принципиально новая схема оказания услуг органами по труду по принципу «одно окно», предусматривающая оказание всего комплекса в любой точке доступа, в том числе в органах самоуправления граждан, с активным внедрением интернет-услуг в сферу трудоустройства и содействия занятости, предусматривается проработать вопросы расширения сети филиалов Агентства по внешней трудовой миграции, обеспечивающих организованное трудоустройство граждан нашей страны за рубежом. Постановления правительства об изменениях в регулировании внешней трудовой миграцией направлены, как отмечается в самих актах, на дальнейшее совершенствования системы, кардинального расширения ее организованных форм, обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, расширения вовлечения в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. [5]
Учитывая, что в центре миграционных процессов стоит человек, следовательно, трудящийся-мигрант должен обладать всем спектром трудовых и социально-культурных прав, регламентированных национальными и международными документами. В государствах должны существовать национальные механизмы эффективной юридической и иной защиты мигрантов на законодательном и практическом уровне. Для повышения уровня осведомленности о правах и обязанностях трудовых мигрантов, необходимо создать пункты для предоставления регулярных бесплатных юридических консультаций гражданам, которые собираются выезжать на заработки заграницу. Было бы целесообразным создать такие пункты во всех областях Республики Узбекистан. В свою очередь, унификация законодательства и ратификация Узбекистаном основополагающих международных актов в области прав человека и необходимость их имплементации в национальное законодательство определяет необходимость дальнейшей разработки национальной базы в данной области. Собственная правовая база по вопросам трудовой миграции значительно облегчит процесс присоединения Республики Узбекистан к ряду международных договоров. Принятие закона «О трудовой миграции» станет необходимым этапом на пути подключения нашей республики к механизму международно-правовой защиты трудовых мигрантов и закрепит фундаментальные основы миграционной политики Республики Узбекистан. Очевидно, что активизация процесса реформирования в Узбекистане подтверждает выбор страны в пользу дальнейшего наращивания взаимовыгодного регионального сотрудничества, в том числе в сфере экономической интеграции государств Центральной Азии.
Литература:
- Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. — М.: ИНФРА-М, 2005.
- Рязанцев С., Ткаченко М. «Мировой рынок труда и международная миграция», 2010 г.
- Рекомендации по статистике международной миграции. 1-е изд., пересм. Демографический отдел. Департамент по экономическим и социальным вопросам. ООН. Нью-Йорк, 1998 // Док. ООН
- https://www.stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-komiteta/7270–4634634643–2
- Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан» № УП-4947, 07.02.2017 // Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz). URL: http://lex.uz/search/nat?actnum=4947 (дата обращения: 11.10.2019).