Управление качеством проекта: сравнительный анализ процессов управления качеством PMBOK, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 и PRINCE2 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 826 раз

Библиографическое описание:

Асосков, К. Ю. Управление качеством проекта: сравнительный анализ процессов управления качеством PMBOK, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 и PRINCE2 / К. Ю. Асосков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88947/ (дата обращения: 22.12.2024).



Актуальность темы : Одной из важнейших функций управления проектом наряду с такими, как управление сроками и стоимостью, является управление качеством проекта. Управление качеством проекта играет ключевую роль для эффективной деятельности инвестиционных программ развития и конкурентоспособности предприятия в современной экономике.

И. И. Мазур считает, что качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Обычно потребности формулируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать в себя, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования. [1]

Целью является исследование процессов управления качества проекта

Объект исследования система управления качеством проекта

Предмет исследования методы управления качеством в соответствии с российскими и международными стандартами

Ключевые слова качество, управление качеством, планирование качества, контроль качества, обеспечение качества, проект

История развития управления качеством началась с работ Тейлора в начале XX века. В соответствии с системой Тейлора были установлены технические и производственные нормы для специалистов и инженеров, которые впоследствии выполнялись рабочими. Система качества того времени устанавливала требования к качеству продукции (изделия, детали) в форме поля допуска, при этом были введены определенные шаблоны, которые настраивались на верхнюю и нижнюю границы допусков (проходной и непроходной калибр). В целях успешного функционирования системы качества Тейлора вводится новая должность — инспектор по качеству (в нашей стране технический контролер).

В 1924 году в корпорации AT&T создается группа с руководителем Р. Л. Джонсом, который закладывает основы статистического управления качеством. Они включали в себя разработки контрольных карт В. Шухарта, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества Г. Доджа и Г. Роминга. Демингом была выдвинута идея отмены оценки заданий и результатов выполнения работы, поскольку они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу. На данном этапе появляется новая должность — инженера по качеству.

Дальнейшую эволюцию история развития управления качеством получила при выдвижении концепции тотального контроля качества в середине XX века. Главными задачами этой концепции можно назвать:

  1. Проверку качества поставляемых изделий, материалов и комплектующих,
  2. Планируемое устранение потенциального несоответствия в изделии на этапе конструкторских разработок,
  3. Развитие служб сервисного обслуживания,
  4. Прогнозирование и управление производством и др.

Важнейшим достижением данного этапа стало появление документированных систем качества. Четвертый этап ознаменовался переходом от тотального контроля качества к тотальному менеджменту качества. В то время появляются новые стандарты ИСО.

История развития управления качеством в 90-е годы характеризовалась усилением влияния общества на компании, которые все больше стали учитывать общественные интересы. В то время появляются стандарты серии ИСО 14000, установившие требования к системам управления, учитывая требования по защите окружающей среды и безопасности выпускаемой продукции. [2]

Рассмотрим процессы управления качеством проекта на основе 3-х стандартов: PMBOK, ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PRINCE2.

Определение управления качеством. PMBOK. Управление качеством — это процесс преобразования плана управления качеством в исполнимые операции, относящиеся к качеству, которые внедряют в проект политики организации в области качества.

PRINCE2. Управление качеством — скоординированные действия по руководству и контролю организации в отношении качества.

Процессы управление качеством PMBOK включает следующие процессы:

  1. Планирование управления качеством — это процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта и его поставляемых результатов, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие требованиям и/или стандартам качества.
  2. Управление качеством — это процесс преобразования плана управления качеством в исполнимые операции, относящиеся к качеству, которые внедряют в проект политики организации в области качества.
  3. Контроль качества — это процесс мониторинга и документирования результатов выполнения операций по управлению качеством для оценки исполнения и обеспечения того, что выходы проекта полны, верны и соответствуют ожиданиям заказчика. [3]

В управлении качеством ГОСТ Р ИСО 21500–2014, вместо процесса управления качеством, используется процесс обеспечения качеством:

  1. Планирования качества
  2. Обеспечения качества
  3. Контроля качества

Управление качеством в PRINCE2, в отличие от предыдущих двух, состоит из двух процессов:

  1. Планирования качества
  2. Контроля качества

Главным отличием процессов управления качеством PMBOK от ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PRINCE2 в том, что в PMBOK, помимо входов и выходов, присутствуют инструменты и методы. В методологии PMBOK описываются различные инструменты и техники, применяя которые на практике, руководитель проекта или ответственное лицо могут повысить эффективность исполнения проекта, предусмотреть риски, высчитать оптимальные маршруты прохождения проекта, здраво оценить ситуацию и изначально принять правильное решение и т. д.

ГОСТ Р ИСО 21500–2014. Настоящий стандарт содержит основополагающее руководство по проектному менеджменту и может применяться организациями любого типа, включая государственные, частные или общественные организации, в отношении проектов любых видов, независимо от их сложности, масштаба или продолжительности.

Настоящий стандарт содержит общее описание принципов и процессов, которые рассматриваются в качестве составляющих рациональной деятельности по проектному менеджменту.

PMBOK и PRINCE2. Существует множество организаций, в основе которых использована методология управления проектами PMBOK. Эти организации ведут свою деятельность во всех странах, которые имеют членство во Всемирной торговой организации.

PRINCE2 также используют по всему миру как в общественных, так и в государственных аппаратах. Из них можно выделить Британское Правительство, Евросоюз и Всемирный банк.

В странах СНГ, в основном, PRINCE2 используется в международных британских организациях, таких как British American Tobacco и British Telecom, а также HP и IBM, которые используют PMBOK, и PRINCE2 одновременно. [4]

В заключении стоит сказать о том, что стандарты управления проектом, т. е. PMBOK, PRINCE2 и ГОСТ Р ИСО 21500–2014, достаточно конспективно освещают тему управления качеством. Это обосновано тем, что существуют отдельные стандарты управления качеством, которые гораздо шире и глубже обхватывают тему качества, нежели стандарты управления проектом.

Наличие инструментов и методов является главным преимуществом управления качеством PMBOK над другими стандартами. Описанные техники помогают руководителю проекта здраво оценивать ситуацию, изначально принимать правильное решение, повышать эффективность исполнения проекта и т. д. Эти инструменты и методы давно используются в различных видах деятельности человека.

Две группы процессов управления качеством — планирования и контроля качества являются минусом стандарта PRINCE2, ведь конкуренты в лице ГОСТ Р ИСО 21500–2014 и PMBOK, в свою очередь, имею по три процесса.

Проекты, где необходим постоянный контроль из-за высоких ставок и значительных потерь в случае провала, идеально подходят для PRINCE2. Такие проекты характерны тем, что в них внимательно отслеживается реализация проекта руководством, либо проекты в государственных структурах. Поддержка обратной связи также является чертой таких проектов.

Литература:

  1. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников «Управление проектами»
  2. История развития управления качеством. — Текст: электронный // SolverBook: [сайт]. — URL: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/istoriya-razvitiya-upravleniya-kachestvom/ (дата обращения: 17.02.2022).
  3. Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBOK 6th Edition), 2017. — 726 с.
  4. PMI vs. PRINCE2. — Текст: электронный // ForPM: [сайт]. — URL: https://forpm.ru/pmi-vs-prince2/ (дата обращения: 17.02.2022).
  5. Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д.. — М.: Юнити, 2018. — 64 c.
  6. Афанасьев, В. А. Техническое регулирование и управление качеством / В. А. Афанасьев, В. А. Лебедев, В. П. Монахова и др. — М.: КД Либроком, 2017. — 256 c.
  7. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством / В. В. Ефимов. — М.: КноРус, 2017. — 232 c.
  8. Фрейдина, Е. В. Управление качеством: учебное пособие. / Е. В. Фрейдина. — М.: Омега-Л, 2018. — 84 c.
  9. Национальный стандарт российской федерации руководство по проектному менеджменту ГОСТ Р ИСО 21500–2014, 2015
  10. Managing Successful Projects with PRINCE2, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): PMBOK, управление качеством, качество, ГОСТ Р, контроль качества, проект, история развития управления, планирование качества, правильное решение, проектный менеджмент.


Похожие статьи

Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО – предметный уровень

Практико-ориентированные инструменты работы с персоналом поколения Z через призму всеобщего управления качеством (TQM)

Методические аспекты преподавания дисциплины «Имитационное моделирование» с использованием системы моделирования «GPSS World»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Взаимодействие колледжа и школы в рамках деятельности инновационной площадки с использованием материально-технической базы мастерских, созданных в соответствии с движением «Молодые профессионалы (WSR)»

Анализ деятельности Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia как характеристика отечественного и зарубежного опыта реализации социальной политики в области подготовки социальных работников

Сравнительно-методологический анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и профессионального стандарта «Педагог»

Алгоритм обработки транзакций для повышения эффективности систем электронного документооборота на примере СЭДО ЕВФРТ

Технология проведения исследования менеджмента в рамках управления финансами в ПАО «Сбербанк»

Визуализация работы циклов управления промышленной печью CODERE 251 на базе программно-реализованного контроллера SoftPLC

Похожие статьи

Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО – предметный уровень

Практико-ориентированные инструменты работы с персоналом поколения Z через призму всеобщего управления качеством (TQM)

Методические аспекты преподавания дисциплины «Имитационное моделирование» с использованием системы моделирования «GPSS World»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Взаимодействие колледжа и школы в рамках деятельности инновационной площадки с использованием материально-технической базы мастерских, созданных в соответствии с движением «Молодые профессионалы (WSR)»

Анализ деятельности Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia как характеристика отечественного и зарубежного опыта реализации социальной политики в области подготовки социальных работников

Сравнительно-методологический анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и профессионального стандарта «Педагог»

Алгоритм обработки транзакций для повышения эффективности систем электронного документооборота на примере СЭДО ЕВФРТ

Технология проведения исследования менеджмента в рамках управления финансами в ПАО «Сбербанк»

Визуализация работы циклов управления промышленной печью CODERE 251 на базе программно-реализованного контроллера SoftPLC

Задать вопрос