В статье рассматривается доктрина о понятии морального вреда, элементах и характеристиках морального вреда. В ходе изучения мнений отечественных и зарубежных ученых и национального законодательства установлено, что понятие морального вреда и его составляющие элементы не определены в законодательстве страны. Поэтому было бы лучше, если бы в законодательстве были четко определены понятие и составляющие элементы морального вреда. В результате исследования авторы предложили понятие морального вреда и его элементов применительно к частям физических страданий и душевных страданий.
Ключевые слова: доктрина, вред, моральный вред, элементы морального вреда, характеристика морального вреда, физические страдания, душевные страдания.
Прежде чем рассматривать защиту прав человека от морального вреда, необходимо определить понятие морального вреда. Потому что именно через понятие морального вреда можно определить его сущность. Уточнение понятия морального вреда в то же время позволяет определить наличие действий правонарушителя. Понятие морального вреда имеет большое значение и требует всестороннего анализа [3, с. 85]. В теории права и практике правоприменения используется ряд терминов, в ряде случаев употребление того или иного словосочетания не может охватывать используемое понятие, либо оно употребляется не в своей позиции и месте. В том числе понятия вреда, убытка, ущерба, морального вреда, физического вреда, психологического вреда, морального вреда и тому подобное.
В источниках встречаются разные мнения о сходстве и различии понятий вред, убыток, ущерб. Существует мнение, что понятия вреда и ущерба сходны, а понятие убытка является их материальное выражение. Эта точка зрения была поддержана О. С. Иоффе, В. М. Болдинов [5]. И. С. Воронина заявила, что разница между понятиями вред и ущерб очевидна и не должна считаться синонимичной. По его мнению, вред может быть только моральным и неимущественным, а ущерб является причинение определенного вреда. Убыток — это потеря или утрата [5]. С мнением исследователя можно частично согласиться. Просто потому, что выделяют три основных вида вреда: имущественный вред, неимущественный вред и моральный вред. Именно по этой классификации мы можем классифицировать понятия по видам повреждений. С этой точки зрения, на наш взгляд, убыток носит чисто имущественный характер и наносит вред имуществу лица, ущерб носит моральный характер и наносит вред психике человека, а вред является общим понятием и включает в себя как ущерб и убытки. В культурологической литературе под понятием вреда понимается всякое унижение охраняемого имущественного и неимущественного [15, с. 17], что является доказательством правильности нашего мнения.
Следует отметить, что многие отечественные ученые также использовали термин вред. В частности, У. А. Азиззода [1, с. 47], А. Г. Халикзода [17, с. 38], З. Х. Зокирзода [8, с. 11]. Мы также считали понятие вреда относительно широким и широко использовали его в наших исследованиях [2].
Зарубежные ученые также рассмотрели использование термина вред. По мнению Н. С. Малеин вред является социальным понятием и может быть определен как следствие посягательства на общественные отношения, как следствие нарушения прав и охраняемых законом интересов государства, организации и гражданина [10, с. 5]. Предлагаемый термин можно принять как общее и широкое определение вреда, но в гражданском праве выражено точное определение. То есть вред — это изменение в пользу, которое охраняется законом и может быть имущественным или неимущественным [11, с. 21–22]. Хотя понятия проста и кратка, ее не следует ограничивать. Потому что изменение благ (имущественных и неимущественных) покрывает все виды вреда. Однако в русской языковой культуре вред приобрел иное значение. Согласно ему под термином «вред» понимаются последствия всех ущербов, нарушений, убытков в имущественном и неимущественном отношении, всех правонарушений личности, законных и неправомерных [7, с. 260]. Эта концепция еще раз демонстрирует широту и применимость понятия вреда.
В судебной практике нет единого мнения о понятии морального вреда. Хотя она распространена в гражданском праве, некоторые ученые считают ее сложным междисциплинарным явлением [6, с. 7]. Е. Н. Холопова также поддержала мысль о комплексности морального вреда, добавив, что «поскольку моральный вред часто причиняется неправомерными действиями или неисполнением юридических обязательств, он является объектом изучения в различных областях права» [18, с. 94]. Возможно, именно поэтому в юридической литературе нет единой точки зрения на понятие морального вреда [4, с. 21–23]. К. В. Капустянский также подтвердил эту мысль, отметив, что в настоящее время в культурологической литературе нет единой точки зрения на понятие морального вреда [9, с. 12].
Анализ понятия морального вреда показывает, что оно по существу понимается в двух смыслах — широком и ограниченном. П. Яни определил понятие морального вреда ограниченно: поскольку уголовное законодательство в области нравственности охраняет только отношения с честью, достоинством и добрым именем человека, следовательно, последствием преступного покушения на эти ценности является моральный вред [20, с. 6]. В этом смысле, А. К. Сисакьян отметил, что есть некоторые недостатки, в том числе то, что моральные блага и физическую неприкосновенность не следует исключать из защиты закона, так как моральный вред является одновременно и физическим вредом [14, с. 302]. О. И. Осадчая также считает, что моральный вред — это физические и психологические страдания, причиненные человеку в результате нарушения его прав и свобод [11, с. 16].
А. М. Эрдоловский указывает, что признание морального вреда страданием или пыткой означает, что последствия поведения потерпевшего должны отразиться в сознании потерпевшего и вызвать у него определенный психологический отклик. Поэтому негативное воздействие на охраняемые законом товары выражается в виде отрицательных эмоций (физических страданий) или душевных страданий в сознании человека. Негативное психологическое воздействие может включать страх, смущение, потерю личной и деловой репутации или любое другое неблагоприятное психологическое состояние. Любое противоправное действие или бездействие может нанести определенный размер морального вреда потерпевшему [19, с. 5]. Вышеупомянутое мнение о восприятии морального вреда высказал А. К. Сисакьян считал ее одной из лучших идей среди представленных в научной литературе [14, с. 301]. Мы также поддерживаем эту мысль, поскольку, с нашей точки зрения, исследователь четко и полно отражает понятие морального вреда. Он описал аспекты морального вреда, в которых указал основные симптомы (физические и душевные страдания) и компоненты (страх, стыд, унижение и др.) морального вреда, которые допустимы.
Понятие морального вреда не определено в законодательстве Республики Таджикистан. Норма, установленная в статье 171 ГК РТ, на наш взгляд, не отражает понятие морального вреда, поскольку относится к возмещению морального вреда. Такая норма предусмотрена статьей 151 ГК РФ. На наш взгляд, было бы лучше, если бы Гражданский кодекс Республики Таджикистан определил понятие морального вреда с учетом его особенностей и элементов. В этом случае, с одной стороны, было бы проще определить размер морального вреда, а с другой стороны, совершенствовалось бы гражданское законодательство. В связи с этим М. А. Степанов сказал, что неопределенность в законе так же ошибочна, как и в математике [16, с. 14]. А. К. Сисакьян отметил, что на практике много случаев отказа в удовлетворении требований о возмещении морального вреда, что связано с отсутствием ясности понятия или его полного понимания. В основе морального вреда лежит опыт неблагоприятной правовой ситуации, имеющий безусловное значение [14, с. 302]. Эти взгляды еще раз доказывают, что отсутствие четкого определения морального вреда в законодательстве приводит к неблагоприятным последствиям. В частности, в понимании того, какой случай считается моральным вредом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении некоторых вопросов законодательства о компенсации морального вреда» от 20 ноября 1994 г. № 10 «Моральным вредом признаются психические и физические страдания, возникшие в результате покушения моральные блага с момента рождения или принадлежащие гражданину по закону (жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) или нарушение личных неимущественных прав (право пользования своим именем, авторские права) и другие неимущественные права, в соответствии с законом об охране прав интеллектуальной собственности или имущественных прав гражданина» [12]. В Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан «О применении некоторых вопросов законодательства о компенсации морального вреда» от 28 апреля 2000 года № 7 понятие морального вреда выражено в иной форме. Согласно ему, термин «моральный вред» включает в себя физические и душевные страдания (боль, физическую боль, унижение, неудобство и др.), терпимость (переживание) потерпевшего, в результате которых в отношении него совершено правонарушение [13]. В Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан от 23 декабря 2011 года № 7 «О применении судами законодательства о защите чести и деловой репутации граждан и юридических лиц», к сожалению, не определено понятие морального вреда. В то же время, в отличие от Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Республики Узбекистан, Постановлении Пленума Верховного суда Республики Таджикистан по данному вопросу нуждается в доработке.
Таким образом под моральным вредом понимается вред, возникающий вследствие нарушения неимущественных прав и причинения вреда духовному благополучию лица от рождения или по закону и причиняющий лицу физические и душевные страдания.
Литература:
- Азизов У. А. Эволюция институтов преступления и наказания на территории исторического и современного Таджикистана: историко-правовое исследование: монография [отв. ред. Ф. Т. Тахиров]. — Душанбе: Андалеб-Р, 2015. — 368 с.
- Бобохонов Ф. А. Моральный вред: понятие, сущность и его признаки // Вестник Педагогического института Таджикистана в Раштском районе. — 2020. — № 3(3). — С. 94–106.
- Бобохонов Ф. А. Понятие морального вреда: теоретический и сравнительно-правовой анализ // Вестник Педагогического института Таджикистана в Раштском районе. — 2021. — № 1(5). — С. 84–88.
- Вдовенков В. И., Широков В. И. Компенсация морального вреда // Российская юстиция. — 1996. — № 7. — С. 21–23.
- Воронина И. С. Сущность понятия «моральный вред». [Электронный ресурс]. Источник доступа: https://superinf.ru/ (Дата обращение — 01.04.2021г.)
- Горшенков Г. Г. Моральный вред и его компенсация по Российскому законодательству: дисс....канд. юрид. наук. — Нижний Новгород 1996. — 165 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / Т. 1. — М., 2002. — 750 с.
- Зокирзода З. Х. Конфискация имущества как вид уголовного наказания: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — Душанбе, 2020. — 31 с.
- Капустянский К. В. Правовые основы компенсации морального вреда: дисс.... канд. юрид. наук. — Москва, 2005. — 187 с.
- Малеин Н. С. Возмещение вреда, причиненного личности. — М.: Юридическая литература, 1965. — 230 с.
- Осадчая О. И. Особенности конституционно-правовой защиты прав человека от последствий причинения морального вреда в РФ: дисс....канд. юрид. наук. — Москва, 2006. — 203 с.
- Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 28.04.2000, № 7. “О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда”. [Электронный ресурс]. Источник доступа: https://lex.uz/ Санаи муроҷиат, 10.02.2021.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.11.1994г. — № 10 [Электронный ресурс]. Источник доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращение — 01.04.2021г.)
- Сисакьян А. К. Понятие морального вреда // Проблеми в российском законодательстве, “Юр-ВАК”. — 2011. — № 3. — С. 301–305.
- Смирнов В. Т., Собчак А. А. Общее учение о деликтных обязательствах. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 151 с.
- Степанов М. А. Компенсация морального вреда (в рамках философской проблематики) // Закон и право. — 2000. — № 4. — С. 14.
- Халиков А. Г. Правовая система зороастризма (древное право). — Душанбе, 2005. — 488 с.
- Холопова Е. Н. Правовые основы судебно-психологической экспертизы по факту морального вреда в уголовном судопроизводстве. — Калининград, 2003. — 166 с.
- Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. — М., 2000. — 236 с.
- Яни П. Моральный вред как основание для признания потерпевшим // Советская юстиция. — 1993. — № 8. — С. 6–7.