Пути решения проблемы нецелевого использования бюджетных средств в структуре МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 09.02.2022

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Костицына, О. А. Пути решения проблемы нецелевого использования бюджетных средств в структуре МВД России / О. А. Костицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88730/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор формулирует пути решения проблемы нецелевого использования бюджетных средств в структуре МВД России. На основе анализа существующего в Российской Федерации института ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и реализуемых механизмов контроля за целевым расходованием ассигнований автор формулирует методы по снижению рисков нецелевого использования бюджетных средств. Формулировка методов осуществлялась в результате анализа практики контроля за целевым использованием бюджетных средств в подразделениях ГУ МВД России по г. Москва, но рекомендации могут быть внедрены в деятельность всех подразделений ведомства, а также иные бюджетные структуры.

Ключевые слова: нецелевое использование бюджетных средств, ответственность, финансовый контроль, государственные закупки, информатизация.

Проблематика нецелевого использования бюджетных средств в структуре нарушений бюджетного законодательства активно исследуется в современной научной литературе. Проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности сферы бюджетного финансирования на примере нецелевого использования бюджетных средств, а также меры по их преодолению рассматривались в трудах А. Б. Янишевского [1]. Вопросы нецелевого использования бюджетных средств в современных условиях и их влияние на развитие российской экономики анализировала И. В. Филатова [2].

Правонарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, указаны в ст. 15.14 КоАП РФ. Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения, связанные с финансовыми интересами государства. Субъектами выступают юридические лица (получатели бюджетных средств) и их должностные лица (распорядители финансовых средств, организации, фонды). Если действие не содержит уголовно наказуемого деяния, то по данным правонарушениям предусмотрено применение мер административного принуждения в форме административного штрафа: на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. Протоколы о правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел и инспектора Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ст. 23.7 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств федеральных внебюджетных фондов рассматриваются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере [3].

А. А. Морукова и С. В. Калинина подчеркивают, что несмотря на имеющую место нормативную основу взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации и МВД России, а также контрольно-счетных палат и органов внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях, в полной мере потенциал взаимодействия указанных субъектов не реализуется. Возможно, это связано с отсутствием типовой формы соглашения между контрольно-счетным органом и территориальным органом МВД России, которая установила бы порядок организации сотрудничества и взаимодействия указанных субъектов в сфере предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с выполнением задач, возложенных на контрольно-счетные органы и органы внутренних дел действующим федеральным законодательством, правовыми актами. Также возможен поиск новых форм взаимодействия указанных субъектов, связанных с наделением сотрудников органов внутренних дел функцией по выявлению административных правонарушений в сфере экономики, имеется в виду не случайное выявление, а целенаправленная деятельность в этой сфере, например, при проведении оперативных мероприятий сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции [4].

По мнению П. И. Иванова ситуация осложняется пандемией новой коронавирусной инфекцией, которая отчасти застала врасплох сотрудников правоохранительных органов, которым пришлось бороться с осложнением криминогенной ситуацией, спровоцированной пандемией коронавируса (режим самоизоляции) вместе с выполнение возложенных на них функциональные обязанности по защите собственности и экономических интересов государства и иных субъектов от преступных посягательств. Во время пандемии новой коронавирусной инфекции различные органы исполнительной власти получили возможности расходования денежных средств в условиях чрезвычайной ситуации, что обуславливает потребность пересмотра подразделениями МВД России приоритетов работы по профилактике нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств. В 2020–2021 гг. основные усилия сотрудников правоохранительных органов направлены на недопущение, прежде всего, хищений бюджетных средств и нецелевого их расходования, выделенных из бюджета на поддержку населения и экономики страны в сложившихся условиях. Учитывая сложности, вызванные пандемией коронавируса и ее последствиями, а также продолжающимся процессом борьбы по недопущению повторения сценария, территориальные органы МВД России на региональном уровне совместно с другими правоохранительными и иными государственными органами на основе всестороннего изучения и анализа должны разработать согласованный план действий на случай осложнения обстановки, предварительно создав межведомственную рабочую группу [5].

Методы по снижению рисков нецелевого использования бюджетных средств в подразделениях ГУ МВД России по г. Москва включат в себя следующие позиции:

  1. Разработка календаря государственных закупок

Для наиболее эффективного функционирования системы государственного заказа предлагается разработать и внедрить так называемый календарь закупок, функционирующего в режиме онлайн, главной целью которого будет заблаговременное и своевременное оповещение государственной структуры ГУ МВД России по г. Москва о предстоящей закупке для того, чтобы начать подготовительный этап (этап планирования закупки), обладая достаточным количеством времени с целью тщательной его проработки. По мере осуществления государственного заказа в такой календарь может добавляться информация касаемо каждого этапа закупки, вплоть до количества необходимого товара и затраченных бюджетных средств, что также поможет контролировать расходование выделенного бюджета, отмечать плановые показатели расходов, анализировать их эффективность и целесообразность. Календарь должен быть размещен на всероссийском официальном сайте государственных закупок для того, чтобы вся информация подобного характера находилась в открытом доступе для всех участников процесса государственного заказа.

  1. Тщательная проработка этапа планирования государственной закупки

В тексте нового закона о контрактной системе уделено недостаточно внимания этапу планирования и исполнения государственных контрактов. Отсутствие четкого планирования процесса государственных закупок внутри структуры ГУ МВД России по г. Москва ведет к несоблюдению сроков конкурсных процедур, регламентированных законодательством, и, как следствие, ухудшается качество государственного заказа.

Поскольку все заказы размещаются на конкурсной основе, а процедура проведения конкурса представляет собой трудоемкий процесс, требующий временных затрат, одновременно провести все процедуры невозможно. Таким образом, необходимо тщательно организовать этап планирования закупочной компании, чтобы избежать возможных ошибок.

Чем тщательнее будет разработан план, чем лучше будет сбалансирован с выделенным бюджетом, и чем точнее впоследствии выполнен, тем более эффективной будет закупочная деятельность государственной структуры в целом.

  1. Заблаговременная подготовка конкурсной документации

При проведении конкурсов тендерным отделом ГУ МВД России

по г. Москва нельзя не уделить внимание такой проблеме, как некачественная подготовка конкурсной документации. Причиной этому может служить критическая нехватка времени связи с большим объемом работ, профессиональных кадров, проверки и т. д., что также негативно сказывается на качестве проведения государственной закупки.

Конкурсная документация является главной составляющей процесса государственной закупки, которая определяет порядок проведения конкурсов. Следует уделить особое внимание таким пунктам, как перечень продукции для поставки и требования, предъявляемые к ним. Также необходимо изучить требования, предъявляемые организатором к квалификации. Если поставщик не соответствует вышеуказанным требованиям, далее его предложение не рассматривается. Также должен быть определен перечень документов, необходимых для подачи конкурсной заявки, которые требуются со стороны организаторов заказа: копии устава, бухгалтерские балансы, сведения из налоговой инспекции.

  1. Проведение предквалификационного отбора участников перед каждой процедурой государственной закупки

Для того, чтобы принять участие в процедуре государственной закупки, каждый участник должен удовлетворять следующим обязательным требованиям:

– Успешно функционировать на рынке не менее 3 лет;

– Обладать соответствующим опытом в заключении государственных контрактов;

– Иметь все необходимые лицензии, разрешения, свидетельства и иные документы, требуемые законодательством РФ для поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;

– Иметь все необходимые сертификаты на поставляемые товары, которые являются предметом контракта, соответствующие всем требованиям качества в соответствии с действующим законодательством РФ;

– Не подлежать ликвидации (для юридического лица) и не быть признанным по решению суда несостоятельным (банкротом);

– Не относиться к категории лиц, деятельность которых приостановлена и имущество которых, требуемое для реализации государственного контракта, подлежит конфискации по решению суда;

– Не иметь задолженностей по начисленным налогам, сборам и другим обязательным платежам за прошедший календарный год, предназначенных для выплаты в бюджеты любого уровня, а также государственные внебюджетные фонды, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника процедуры государственного заказа, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры государственной закупки соответствует установленному требованию в том случае, если наличие указанной задолженности обжаловано в соответствии с законодательством РФ, а решение по данной жалобе на день рассмотрения заявки на участие еще не принято;

– Не входить в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренным ФЗ № 94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

– Иметь сертификат ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Система менеджмента качества».

  1. Введение понятия контракта жизненного цикла («Life Cycle Contract»)

Для крупных контрактов с последующим использованием объекта закупки следует заключать контракты жизненного цикла — контрактная форма государственно-частного партнерства, в соответствии с которой ГУ МВД России по г. Москва заключает с частным партнером соглашение на поставку товаров при обязательном условии поддержания товара в виде, соответствующем заданным функциональным требованиям со стороны частного партнера. Государственный партнер производит платежи только с момента начала поставки товаров.

Это послужит мотивацией для того, чтобы эффективно сочетать стоимость контракта и качество поставляемых товаров. Пока что заключение контрактов жизненного цикла не упоминалось в содержании закона о контрактной системе.

Контракты жизненного цикла могут реализовываться при сохранении бюджетного финансирования (что выгодно частному партнеру) и, с другой стороны, позволяют заказчику при вложении денежных средств, выделенных государством, быть уверенным, что данные средства будут эффективно расходоваться, а поставляемый товар будет полностью соответствовать установленным функциональным характеристикам.

В настоящее время процедура заключения подобных контрактов с участием государства на федеральном уровне предусмотрена в рамках ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Совершенствование механизмов государственного заказа является важнейшей предпосылкой развития института государственных закупок, рационализации его организации, а также для выхода на новый экономический уровень.

Для того, чтобы качество проведения процедуры государственных закупок было существенно улучшено, предложенные методы по совершенствованию подобного процесса должны комплексно применяться при осуществлении заказа на поставку товаров для удовлетворения государственных нужд ГУ МВД России по г. Москва.

Для получения эффективного результата при осуществлении процесса государственных закупок необходимо представить разработанные методы в виде единой системы, состоящей из логически связанных между собой элементов, последовательно идущих один за другим.

Таким образом, при разработке методов по улучшению качества процесса государственных закупок необходимо учитывать тесную взаимосвязь между ними.

Литература:

  1. Янишевский А. Б. Сфера бюджетного финансирования: некоторые проблемы обеспечения ее экономической безопасности // Оперативник (сыщик). 2016. № 1. С. 40–45.
  2. Филатова И. В. Нецелевое использование бюджетных средств в современных условиях развития экономики // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. 2019. С. 152–157.
  3. Морукова А. А., Калинина С. В. МВД и Счетная палата России: привлечение к ответственности за финансово-бюджетные правонарушения // Вестник Финансового университета. 2016. № 3. С. 158–163.
  4. Морукова А. А., Калинина С. В. Актуальные проблемы взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации и правоохранительных органов в решении вопросов предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений в финансово-бюджетной сфере // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 81–84.
  5. Иванов П. И. Риски и угрозы, учитываемые подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на региональном уровне при чрезвычайных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2020.№ 4. С. 116–130.
Основные термины (генерируются автоматически): нецелевое использование, МВД России, москва, средство, государственная закупка, государственный заказ, поставка товаров, жизненный цикл, конкурсная документация, частный партнер.


Похожие статьи

Контракты жизненного цикла как новый механизм...

В России государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия

Необходимо отметить, что если контракт жизненного цикла подразумевает закупку товара или

государственно-частное партнерство, контракт жизненного цикла, взаимодействие...

Формы государственно-частного партнерства в России

 Государственно-частное партнерство включает множество форм, которые имеют различные наименования и используются в широком спектре инфраструктурных отраслей и инвестиционных сделок.

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и.

Государственные закупки — инструмент поддержки малого...

В данной статье государственные закупки рассматриваются как один из ведущих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в России. Автором выявлены заложенные в законодательстве РФ варианты обязательного участия субъектов малого бизнеса в поставках...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

 Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного процесса государственных

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Обеспечение экономической безопасности при осуществлении...

Также не исключается нецелевое расходование средств, когда средства идут на закупку той продукции, в которой предприятие реально не нуждается. Это угроза экономической безопасности, так как связано со снижением финансовой устойчивости предприятия.

Современные проблемы правового регулирования института...

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

Уполномоченные лица ФАС России выдают нарушителям Закона о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд...

Международный опыт проведения подрядных торгов...

Уникальная государственная компания, называемая Федеральной Контрактной Системой (ФКС) является неотъемлемой частью государственных контрактов и государственных заказов. Её роль настолько велика, что государственный контракт на товары, услуги и выполнение...

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Закупки для государственных нужд и их размещение в развитых странах происходит на основе методов

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком

С того времени конкурсная система российских государственных закупок развивалась и.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Основным способом государственных закупок являются тендеры — способ предоставление заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на...

Похожие статьи

Контракты жизненного цикла как новый механизм...

В России государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия

Необходимо отметить, что если контракт жизненного цикла подразумевает закупку товара или

государственно-частное партнерство, контракт жизненного цикла, взаимодействие...

Формы государственно-частного партнерства в России

 Государственно-частное партнерство включает множество форм, которые имеют различные наименования и используются в широком спектре инфраструктурных отраслей и инвестиционных сделок.

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и.

Государственные закупки — инструмент поддержки малого...

В данной статье государственные закупки рассматриваются как один из ведущих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в России. Автором выявлены заложенные в законодательстве РФ варианты обязательного участия субъектов малого бизнеса в поставках...

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

 Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного процесса государственных

Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения...

Обеспечение экономической безопасности при осуществлении...

Также не исключается нецелевое расходование средств, когда средства идут на закупку той продукции, в которой предприятие реально не нуждается. Это угроза экономической безопасности, так как связано со снижением финансовой устойчивости предприятия.

Современные проблемы правового регулирования института...

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

Уполномоченные лица ФАС России выдают нарушителям Закона о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд...

Международный опыт проведения подрядных торгов...

Уникальная государственная компания, называемая Федеральной Контрактной Системой (ФКС) является неотъемлемой частью государственных контрактов и государственных заказов. Её роль настолько велика, что государственный контракт на товары, услуги и выполнение...

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Закупки для государственных нужд и их размещение в развитых странах происходит на основе методов

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком

С того времени конкурсная система российских государственных закупок развивалась и.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Основным способом государственных закупок являются тендеры — способ предоставление заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на...

Задать вопрос