Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.01.2018

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Костина Т. В. Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 126-129. — URL https://moluch.ru/archive/189/47850/ (дата обращения: 17.07.2018).



Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного процесса государственных закупок. Для того чтобы государство могло закупить ту или иную продукцию, необходимо определить государственные потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, разместить их, установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства.

Вопросы размещения государственного и муниципального заказа особенно актуальны сегодня, когда в условиях сложной экономической ситуации госзаказ является ключевым, а нередко и единственным источником гарантированного спроса на продукцию российских предприятий.

Для малого бизнеса государственный и муниципальный заказ представляет собой мощный стимул для развития. В условиях финансово-экономического кризиса важно, чтобы при размещении заказов достигалась максимальная экономия бюджетных средств. Сегодня, как никогда, процесс размещения заказов должен быть максимально прозрачным и открытым для конкуренции. Участвовать в процедуре размещения заказов должен самый широкий круг предпринимателей и хозяйствующих субъектов, поставляющих для публичных образований наиболее качественную продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) [1, С.13].

Электронные торги по закону считаются наиболее прозрачной и перспективной формой торгов. Однако на практике этот довод не выдерживает проверку обстоятельствами. Проведение торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд стало настоящим испытанием для некоторых организаций.

В частности, в настоящее время специалистами отмечается множество нюансов, препятствующих нормальному функционированию организации. Среди наиболее остро стоящих выделяют следующие актуальные проблемы, связанные с проведением торгов.

  1. Недостаточная работа по обучению ивыдаче рекомендаций заказчикам

После внедрения системы, новые обязанности легли на плечи бухгалтеров, юристов и иных специалистов, работающих в смежных областях. При этом чёткого разъяснения, как работать в электронной системе нигде не даётся. И это при том, что законодательство [6] устанавливает жесткие ограничение по техническому заданию. И если не знать тонкостей заказа, можно получить совершенно не то, что требовалось организации. Товар не того качества, которого хотелось бы. Чтобы действительно получить то, что нужно организации, необходимо описать всё в малейших деталях. Из этого вытекает второй пункт [7, С.29].

  1. Техническое задание ограничивает заказчика вописании необходимого для закупки товара

Для того, чтобы получить необходимый товар, нужно чтобы в штате был специалист широкого профиля. При этом в некоторых организациях трудности возникают даже в таком, казалось бы, простом вопросе, как приобретение канцелярских товаров.

Например, медицинской организации для заполнения больничных листов необходимо заказать чёрные гелевые ручки, обладающие рядом качеств (тонко пишущие, высокого качества). При описании товара нельзя указывать бренд изготовителя, поскольку торговые названия писать запрещено [6]. Указание бренда — это ограничение конкуренции. И, к сожалению, зачастую, контрагент, выигравший торги и заключивший договор, за меньшую сумму предоставляет товар невысокого качества не самого лучшего производителя. В результате, потеряно время, потрачены материальные средства, а результат неудовлетворительный. Осложняется ситуация и тем, что после окончании любой сделки, необходимо проводить экспертизу.

  1. Проведение экспертизы по завершении договорных отношений

Когда торги выиграны, участник предоставил товар, его должен осмотреть эксперт в той области, к которой относится данная продукция. И здесь возникают сложности, поскольку не всегда в штате организации находится такой специалист. Провести экспертизу поставленного товара по факту сложно для рядового сотрудника. Изменение даже незначительного показателя, не соответствующего заданному в торгах, приводит к осложнениям. Но зачастую привлечение стороннего эксперта доставляет не меньше неудобств. Например, государственная организация закупила кондиционеры. Специалисты отдела сверили наклейки на технике, номера партии, паспорта и инструкции. Никаких замечаний обнаружено не было. Но позднее, после проверки, специалисты широкого профиля обнаружили, что по показателям энергоэффективности предоставленная техника не соответствует той, которая указана в договоре. На практике найти таких людей, которые были бы специалистами во всех узконаправленных областях невозможно и подобные экспертизы, к сожалению, зачастую становятся формальностью.

  1. Лимит договоров, проведенных без заключения конкурсных процедур

Согласно N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может выбрать неконкурентный способ закупок. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Заказчик самостоятельно может выбрать контрагента. Это особенно удобно в экстренной ситуации, когда срочно нужно получить товар или услуги и нет времени на ожидание. Ведь любой конкурсный способ определения — это долгое дело. Но на заключение прямых договоров есть определенный лимит, они могу быть заключены не более чем на 2 млн руб. в год и при этом сумма одного договора не должна превышать 100 тыс. руб. В случае, если лимит истрачен, а год не закончился, заказчик не может даже в экстренной ситуации прибегнуть к заключению прямого договора.

  1. Предварительный сговор участников торгов

Преимущества котировок — простая форма участия высокая скорость сделки. Запрос котировок в рамках госзакупок проводится на основании федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ. Победитель определяется путём вскрытия конвертов. Изначально, по правилам заказчик должен в объявленный день вскрыть все конверты одновременно. Часть 2 статьи 78 Закона 3 44-ФЗ предоставляет всем участникам право при этом присутствовать. Однако, в настоящее время невозможно проконтролировать, не вскрывал ли заказчик конверты заранее, чтобы дать возможность «нужному» поставщику выиграть с минимальной ценой [2, С.99–100]

Но ситуация должна исправиться с 1 июля 2018 года. С этого момента начнут действовать поправки [5], которые должны повысить прозрачность закупок и дать больше шансов малому бизнесу.

Важнейшее изменение — отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. До принятия поправок в 44-ФЗ в электронной форме проводились только аукционы, теперь к ним добавятся конкурсы, запросы котировок и запросы предложений.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реализована долгожданная реформа системы государственных и муниципальных закупок, предполагающая полный перевод конкурентных процедур закупок в электронную форму.

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии с новыми правилами статей 54.1–54.7, 56.1, 57.1, 82.1–82.6, 83.1 закона № 44-ФЗ. Если в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года продолжать проводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в «бумажной» форме, то всё равно придется осваивать новые требования: к заявкам, документации, протоколам. С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам — в соответствии с § 4.1 главы 3 закона № 44-ФЗ. Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта. Изменяются правила заключения контракта с участником № 2 в случае уклонения победителя, правила признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

Переходный период продлится с 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года, поэтому у заказчиков и участников закупок есть время изучить новые нормы закона № 44-ФЗ и обновить свои знания в сфере закупок.

Возможно, с лета 2018 года, после вступления поправок, недобросовестность организаторов при запросе котировок удастся полностью искоренить.

  1. Сбои инесовершенства вработе электронных площадок

Функционал электронных площадок требует улучшенной платформы сайта. Часто, особенно под конец года, сервисы по электронным торгам не выдерживают нагрузки, и публикация отчётов об исполнении контрактов становится невозможной. Также, на практике мешает работе постоянное изменение интерфейса сайта, которое на деле ничего не даёт, а только отвлекает и мешает специалистам привыкнуть к изменениям.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Цель и задача любой конкурсной системы — минимизировать коррупциогенные факторы и сделать экономические отношения прозрачными. Для государственных заказчиков — это возможность сэкономить бюджет и приобрести товар за наименьшую стоимость. Такой подход позволяет удерживать реальные цены на рынке. Но на деле заказчик рискует получить не тот товар, который требуется. Помимо этого, на деле есть масса недоработок, которые нуждаются в корректировке. И все начинается с отсутствия обучения и выдачи рекомендаций заказчикам. Вместо того, чтобы разъяснить, как работать в новой для многих системе, электронные торги всячески запутывают нововведениями, которые вводят на официальном сайте по два раза в месяц. При этом конструктивные изменения не вносятся.

Нельзя обойти вниманием и ещё один фактор, который, возможно, в будущем пополнит список проблем. В декабре 2017 года прошёл третье чтение законопроект, который в будущем позволит правительству проводить тайные закупки на закрытых торговых площадках. Информация содержится на официальном сайте нижней палаты Парламента [4]

Документ вносит изменения в федеральный закон «Об акционерных обществах». Согласно этим правкам, исполнительная власть будет сама определять случаи, когда общество не сможет получать информацию о крупных сделках. Автором законодательной инициативы выступило само правительство.

В связи с этим, общественность частично потеряет возможность наблюдать за тем, куда и на что уходят государственные деньги. При этом, что в 2017 подразделение Общероссийского народного фронта исследовало систему государственных закупок и представило «Индекс расточительности»: рейтинг 25 самых дорогих автомобилей, заказанных на бюджетные деньги. Их общая стоимость составила 132 миллиона рублей.

Более того, в 2017 году на территории Российской Федерации были зафиксированы весьма сомнительные тендеры. Например, в конце июля 2017 года администрация Краснодара объявила тендер на интервью с мэром Евгением Первышовым. За 200 тысяч рублей предлагалось записать беседу с главой города об инвестировании в экономику и подготовить аналитический материал.

Комитет правительства Чечни в марте минувшего года объявило тендер на «Шашлык-машлык», стоимостью 550 тыс. руб. [3]

Администрация Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве решила построить домик для лебедей за 4,2 миллиона рублей.

Автомобиль для «ВТБ Страхование» («дочка» государственного банка ВТБ), Mercedes-Benz S-Class S 560 4Matic стоимостью почти более 11 миллионов рублей. Среди необходимых критериев в материалах госзакупки указывались декоративные элементы из коричневого полированного корня ореха, панорамная раздвижная крыша с электроприводом и другие функции.

После того, как журналисты столичных изданий обратились в пресс-службу ВТБ за разъяснением, госзакупку сняли, а информацию с сайта удалили.

Поэтому, проведение закупок госучреждениями на закрытых торговых площадках недопустимо. И принимать такой законопроект на территории Российской Федерации нельзя. Хотя бы даже потому, что он не отвечает одному из принципов торгов — прозрачности сделки и приведёт только к коррупции.

Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что в настоящий момент накопилось множество проблем, связанных с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд. Необходимо систематизировать назревшие трудности и направить все усилия для исправления ситуации, а не запутывать еще больше систему торгов и узаконивать закупки на закрытых аукционах.

Литература:

  1. Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. 2014. — № 7. — С. 12–18.
  2. Денисова А. Ю. Посягательство на принцип информационной открытости и прозрачности торгов как признак антиконкурентных соглашений на торгах // Хозяйство и право. — 2016. — № 5 (472). — С. 90–101.
  3. Жукова Л. В. Скупили всё [Электронный ресурс] //Лента.ру [электронное СМИ] Режим доступа: https://m.lenta.ru/articles/2017/12/28/vse_po_planu/
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. Режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/318825–7.
  5. О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ.
  6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // СЗ РФ. — 2013. — N 14. — Ст. 1652.
  7. Плещенко В. В. Эффективность корпоративных и государственных закупок: критерии «чистоты» и рациональности // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 1. — С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная форма, запрос котировок, заказчик, контрактная система, запрос предложений, проведение торгов, малый бизнес, официальный сайт, техническое задание, муниципальный заказ.


Похожие статьи

Проблемы реализации способа закупок «запрос котировок»

Ключевые слова: федеральная контрактная система, запрос котировок, электронная форма, договор, заявка. Становление в Российской Федерации контрактной системы в сфере государственных закупок, связанное с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N...

Официальный сайт размещения закупок и электронные торги...

официальный сайт, электронная форма, открытый аукцион, запрос котировок, заказ, закупка, сайт, Электронная Торговая Площадка, государственный заказ, единственный официальный сайт.

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

Реализация механизма поддержки субъектов малого...

проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНКО

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Электронные торги (аукционы, закупки, государственный заказ) — как одна из форм ведения предпринимательской деятельности, а с другой стороны поиск постоянных и надежных...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год до заключения государственного

электронный аукцион — 97 %; ‒ запрос котировок — 0,3 %

Административная ответственность за нарушение порядка...

запросе (запрос котировок, запрос предложений), в размере 5 % НМЦК, но не более 30 тыс. руб.(ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ). В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа для малого бизнеса предоставлены преференции в виде...

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

В соответствии с данной статьей механизм определения поставщиков, законодателем предлагается осуществлять в четырех формах, а именно, конкурс и его виды, аукцион и его виды, запрос котировок, запрос предложений.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, торги, тендеры, конкурсы, заказчик, поставщик, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы реализации способа закупок «запрос котировок»

Ключевые слова: федеральная контрактная система, запрос котировок, электронная форма, договор, заявка. Становление в Российской Федерации контрактной системы в сфере государственных закупок, связанное с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N...

Официальный сайт размещения закупок и электронные торги...

официальный сайт, электронная форма, открытый аукцион, запрос котировок, заказ, закупка, сайт, Электронная Торговая Площадка, государственный заказ, единственный официальный сайт.

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США, сфера закупок, официальный сайт, медицинское учреждение, закупочная деятельность, государственный заказчик.

Реализация механизма поддержки субъектов малого...

проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНКО

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Электронные торги (аукционы, закупки, государственный заказ) — как одна из форм ведения предпринимательской деятельности, а с другой стороны поиск постоянных и надежных...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год до заключения государственного

электронный аукцион — 97 %; ‒ запрос котировок — 0,3 %

Административная ответственность за нарушение порядка...

запросе (запрос котировок, запрос предложений), в размере 5 % НМЦК, но не более 30 тыс. руб.(ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ). В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа для малого бизнеса предоставлены преференции в виде...

К вопросу о форме проведения торгов для заключения договора...

В соответствии с данной статьей механизм определения поставщиков, законодателем предлагается осуществлять в четырех формах, а именно, конкурс и его виды, аукцион и его виды, запрос котировок, запрос предложений.

Основная терминология, применяемая при осуществлении...

Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, торги, тендеры, конкурсы, заказчик, поставщик, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказа...

Задать вопрос