Государственные закупки — инструмент поддержки малого предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 521 раз

Библиографическое описание:

Матышева В. В. Государственные закупки — инструмент поддержки малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 370-373. — URL https://moluch.ru/archive/235/54477/ (дата обращения: 18.09.2019).



В данной статье государственные закупки рассматриваются как один из ведущих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в России. Автором выявлены заложенные в законодательстве РФ варианты обязательного участия субъектов малого бизнеса в поставках товаров, или оказании услуг для обеспечения государственных нужд, а также определен резерв повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства через решение специфических проблем в данной сфере.

Ключевые слова: государственные закупки, субъекты малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования законодательства о контрактной системе.

Малый бизнес играет значимую роль в рыночной экономике. Субъектами малого бизнеса являются небольшие фирмы, которые занимаются неспециализированным бизнесом в границах локального рынка. Однако в современных условиях субъекты малого предпринимательства постоянно испытывают трудности и нуждаются в государственной поддержке.

И если о прямом содействии развитию малого предпринимательства в России в настоящих экономических условиях говорить не приходится, то единственной альтернативой становится использование косвенных каналов стимулирования предпринимательства, одним из которых является активное вовлечение субъектов малого предпринимательства в участие в государственных и муниципальных закупках.

Как справедливо отмечают О. В. Локота, Е. А. Попова, Е. М. Медякова, А. И. Морозова, законодательство о контрактной системе в России сегодня представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных и электронных технологий. Модернизация механизма организации государственных закупок позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей), развивать добросовестную конкуренцию. [1, С.92]

Государственные закупки — это основной инструмент поддержки экономической и социальной стабильности российского государства, способ обеспечения экономического роста в стране. В условиях экономической нестабильности малому предпринимательству требуются более или менее гарантированные рынки сбыта продукции.

Президент РФ В. В. Путин, выступая 23 октября 2018 года на бизнес-форуме общественной организации предпринимателей «Опора России», отметил, что «по предварительным данным в 2018 году объем закупок у субъектов малого предпринимательства составит более 3 трлн. руб. В предстоящий период «Корпорации МСП» совместно с бизнесом предстоит взять новую высоту — довести к 2024 г. объем закупок до 5 трлн. руб». [2].

Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования и обосновывает необходимость проведения анализа государственных закупок как одного из инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в современной России.

Российское законодательство о контрактной системе предусматривает несколько вариантов гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках:

‒ Во-первых, положением пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее по тексту — ФЗ № 44) прямо предусматривается участие субъектов малого предпринимательства независимо от их от организационно-правовой формы. Успешность участия малого бизнеса в государственных закупках обуславливается относительно меньшими издержками производства и обращения своих товаров.

‒ Во-вторых, частью 1 статьи 30 ФЗ № 44 установлена обязанность для заказчиков покупать товары, работ или услуги в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок непосредственно у субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.

‒ В-третьих, Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 четко определен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, закупка которых осуществляется только субъектами малого предпринимательства.

‒ В-четвертых, законодательством предусмотрена также косвенная поддержка участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках через установление обязательного требования о привлечении в качестве субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.

‒ В-пятых, как справедливо отмечает В. И. Таланцев, одной из эффективных форм поддержки субъектов малого предпринимательства в замках ФЗ № 44, является введенная в 2017 г. льготная система штрафов за неисполнение обязательств по контракту. [4]

‒ В-шестых, в качестве эффективной формы поддержки малого предпринимательства в рамках государственного заказа можно назвать и сокращенные сроки оплаты заказов поставщиками (подрядчиками, исполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства.

Реализация указанных нормативных приложений привела к тому, что в первом полугодии 2018 года всего размещено 601,3 тыс. извещений о закупках, где участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года; общий объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в первом квартале 2018 года составил 524,4 млрд рублей, что на 66,7 % соответственно выше аналогичных показателей за первый квартал 2017 года. При этом средняя цена извещения таких закупок составила 872,07 тыс. рублей, что на 14,7 % выше аналогичного показателя 2017 года (760,07 тыс. рублей). Основным способом определения поставщика среди субъектов малого предпринимательства в 2018 году остаются электронные аукционы, доля использования которых составляет 82,6 % от общего числа извещений и 89,6 % от общей стоимости извещений о закупках у данных субъектов. [5]

Несмотря на столь существенный перечень возможностей участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках и наглядной иллюстрации практических успехов статистическими показателями, мы полагаем, что в настоящее время использованы не все ресурсы системы государственных закупок как инструмента поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Резерв для повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства кроется, по нашему мнению, в решении проблем, которые возникают в процессе проведения государственных закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Выявленные нами проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках можно наглядно представить в виде таблицы.

Наименование группы проблем

Описание проблем

Общие проблемы системы государственных закупок

Низкий уровень конкуренции

Недобросовестная конкуренция на торгах

Отсутствие централизованного государственного органа контроля и аудита в сфере закупок

Низкий уровень квалификации участников закупок (особенно со стороны субъектов малого предпринимательства)

Финансовые проблемы

Отсутствие авансирования по контракту

Введение требований по обеспечению заявок и завышенные требования по обеспечению исполнения контракта

Затраты на получение электронной подписи

Специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках

Незначительный объем средств, предназначенных для закупок у малого бизнеса

Формальный подход заказчиков к привлечению к участию в закупках субъектов малого предпринимательства

Отсутствие реальной реализации принципа стимулирования инноваций

Для нашего исследования наибольший интерес представляют специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, ведь именно в их решении кроются перспективы повышения эффективности использования системы государственных закупок как инструмента поддержки субъектов малого предпринимательства.

Для решения данной группы проблем, по нашему мнению, необходимо:

‒ изменить как саму квоту по объему закупок у субъектов малого предпринимательства до 25 % (в настоящее время — не менее 15 % об общего объема закупок), так непосредственно формулировку, используемую при её определении;

‒ необходимо в ряде отдельных случаев в объем закупок у субъектов малого предпринимательства включать закупки у единственного поставщика;

‒ необходимо превратить в обязанность право заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства;

‒ необходимо определиться с размером доли цены контракта, которую исполнитель контракта обязан передать на субподряд субъектам малого предпринимательства, предусмотрев её в части 5 статьи 30 ФЗ № 44 (например, «20 % и более процентов от цены контракта»).

Подводя итог всему вышеизложенному еще раз подчеркнем, что участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках является значительным стимулом для обеспечения социально-экономического развития нашего государства. Представляется актуальным разработка программы преодоления выявленных проблем, которые ограничивают доступ к участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.

Литература:

  1. Локота О. В., Попова Е. А., Медякова Е. М., Морозова А. И. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник. Ростов н/Д: ООО Альтаир, 2016.
  2. Президент Владимир Путин подтвердил планы по поддержке малого бизнеса силами госкорпораций [Электронный ресурс] URL: http://goszakaz.tv/news/details/759-prezident-vladimir-putin-podtverdil-plani (Дата обращения: 25.11.2018 г.)
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 80, 12.04.2013.
  4. Таланцев В. И. Контрактная система и ее роль в поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. — 2017. — № 6 (43). –С. 94–96
  5. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (Дата обращения: 21.11.2018 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, закупка, малый бизнес, контрактная система, субъект, участие субъектов, число субъектов, специфическая проблема участия субъектов, инструмент поддержки, Россия.


Похожие статьи

Малое предпринимательство и государственные закупки в РФ

Но вместе с тем, субъекты малого предпринимательства имеют и ряд преимуществ [Рисунок 3]. Рис. 3. Преимущества МСП при участии в госзакупках. Несмотря на наличие определенных преимуществ, большинство субъектов малого бизнеса характеризует нежелание принимать...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г

Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.

Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе...

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Таблица 2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого...

Реализация механизма поддержки субъектов малого...

Данная статья описывает особенности реализации существующего механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе, позволяет выявить его сильные и слабые стороны. Ключевые слова: СМП, СОНКО, контрактная система...

Управление развитием государственной поддержки малого...

95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской

Изучение роли малого и среднего предпринимательства в экономической системе, в том числе в переходный период, выявление специфических черт хозяйствования малых и...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, регион

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Одним из правовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление им преференций в рамках контрактной системы Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе...

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства...

В Санкт-Петербурге аналитикой проблем в строительной сфере занимается «СоюзПетроСтрой». В рыночной экономике малый и средний бизнес образует основу функционирования и развития экономики страны и создания гражданского общества со всеми...

Основные механизмы и инструменты государственной...

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект [4].

Похожие статьи

Малое предпринимательство и государственные закупки в РФ

Но вместе с тем, субъекты малого предпринимательства имеют и ряд преимуществ [Рисунок 3]. Рис. 3. Преимущества МСП при участии в госзакупках. Несмотря на наличие определенных преимуществ, большинство субъектов малого бизнеса характеризует нежелание принимать...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г

Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.

Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе...

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Таблица 2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого...

Реализация механизма поддержки субъектов малого...

Данная статья описывает особенности реализации существующего механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе, позволяет выявить его сильные и слабые стороны. Ключевые слова: СМП, СОНКО, контрактная система...

Управление развитием государственной поддержки малого...

95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской

Изучение роли малого и среднего предпринимательства в экономической системе, в том числе в переходный период, выявление специфических черт хозяйствования малых и...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, регион

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Одним из правовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление им преференций в рамках контрактной системы Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе...

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства...

В Санкт-Петербурге аналитикой проблем в строительной сфере занимается «СоюзПетроСтрой». В рыночной экономике малый и средний бизнес образует основу функционирования и развития экономики страны и создания гражданского общества со всеми...

Основные механизмы и инструменты государственной...

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект [4].

Задать вопрос