В данной статье анализируются основные характеристики и сущность административной ответственности. Объясняются факторы скрытости административных правонарушений. Рассматриваются не только основания возникновения административной ответственности, но и основания освобождения от неё.
Ключевые слова: административная ответственность, основания возникновения, аспекты, прекращение, специфика.
This article analyzes the main characteristics and essence of administrative responsibility. The factors of secrecy of administrative offenses are explained. Not only the grounds for the occurrence of administrative responsibility are considered, but also the grounds for exemption from it.
Keywords: administrative responsibility, grounds for occurrence, aspects, termination, specifics.
В административном праве институт административной ответственности занимает особое место. Так, выступая частью составного механизма административно-правового регулирования общественных отношений, административная ответственность обеспечивает нормальное развитие финансовых, трудовых, земельных и прочих правоотношений.
Сущность и значимость рассмотрения административной ответственности определяются тем, что с одной стороны, она выступает видом юридической ответственности, а с другой — частью административного принуждения. Иначе говоря, сущность юридической ответственность заключается в некотором законодательно закрепленном ограничении правового статуса субъекта за совершение им административного правонарушения.
В этом смысле, указанные ограничения принято рассматривать в двух аспектах:
– лишение субъективных прав;
– возложение штрафных обязанностей.
Авторы, проводящие исследования в данной сфере, считают, что правовые ограничения юридической ответственности могут проявляться в материальном, моральном и организационном плане. Важно отметить, что моральное воздействие присуще не только административной, но и всем видам юридической ответственности.
Административную ответственность можно рассмотреть, как разновидность правоотношения между государством и лицом, которое виновно в совершении правонарушения. В этом случае имеет место принцип виновности, характеризуемый как отсутствие вины исключает наличие ответственности.
Не стоит забывать, что административной ответственности присущи все признаки и свойства юридической ответственности, однако с определенной спецификой. Указанная специфика заключается в основаниях, процессуальном порядке, составе субъектов, а также, юридических последствий [3, С. 227].
В свою очередь, основания административной ответственности можно разделить за три большие группы:
– фактические;
– нормативные;
– процессуальные.
Так, к фактическим основаниям административной ответственности относят административные правонарушения. Иначе говоря, совершение субъектом административного правонарушения — достаточное основание для возникновения мер административной ответственности. Однако обращаясь к практике, интересно отметить, что административная ответственность не всегда возникает после факта совершения административного правонарушения. Это объясняется рядом факторов, в особенности:
– латентностью административных правонарушений;
– отсутствием постоянной контрольно-надзорной деятельности;
– низкой активностью населения в борьбе с административными правонарушениями.
В свою очередь, к нормативным основаниям принято относить нормативно-правовые акты, которые регулируют и устанавливают административную ответственность. Например, Кодекс об административных правонарушениях, а также, законы и законные акты субъектов, регулирующие и устанавливающие административную ответственность [1].
Несмотря на ряд указанных оснований, важно отметить, что реализуется административная ответственность только при наличии процессуального основания, которое принято в установленном законом порядке.
Вкупе с изучением административной ответственности, необходимо рассмотреть ряд возможностей освобождения субъекта от мер административной ответственности. К таким возможностям можно отнести:
– малозначительность совершенного правонарушения;
– военнослужащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о соответствии;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним лицом;
– нарушение установленных законом процессуальных сроков для привлечения к административной ответственности;
– принятие акта амнистии по отношению к конкретным составам административных правонарушений;
– фактическую невозможность применения мер административной ответственности, например, в связи со смертью лица, совершившего административное правонарушение [2, С. 95].
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что институт административной ответственности занимает особое место в правовом поле в общем, и, в частности, в административном праве. Сущность административной ответственности, по итогам анализа, заключается в ограничении правового статуса личности или возложении штрафных обязанностей за совершение им административного правонарушения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант + / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 04.02.2022)
- Арсланбекова А. З. Проблемы реализации некоторых мер административной ответственности // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 18. № 4. С. 95.
- Шумакова Е. В. Актуальные вопросы проведения осмотра в рамках производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Ставрополь, 2017. С.226–229.