В статье рассмотрены особенности административной ответственности как института права, определены проблемы реализации данного института на современном этапе.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, институт административной ответственности, административно-правовые нормы.
Институт административной ответственности, в том виде, в котором он существует в настоящее время, образовался в первой половине 90-х годов XX столетия. В этот период в Российской Федерации был принят большой пласт нормативных актов федерального и регионального уровня, который предусматривал административную ответственность как физических, так и юридических лиц. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступивший в силу в 2002 году, поспособствовал сильному развитию данного института.
Административная ответственность как самостоятельный институт и неотъемлемая часть общей теории права является серьезной мерой защиты интересов личности, общества и государства. Чтобы четко понять, что из себя представляет административная ответственность и составить наиболее объективное видение о её феномене, необходимо провести комплексный анализ выбранной темы и проанализировать различные мнения ученых относительно этих положений. Знания характерных особенностей административной ответственности и понимание её признаков, трактовок и функций, необходимы для формирования правосознания юриста и для применения их на практике напрямую в юридической деятельности [1, с. 153].
Помимо административной ответственности в науке выделают и другие виды юридической ответственности, которые классифицируют по различным основаниям. Чаще всего ученые классифицируют юридическую ответственность по отраслям: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность [4, с. 155]. Их главная задача состоит в обеспечении законности, предупреждении и пресечении правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, причиняемого правонарушениями обществу и правопорядку. Но, несмотря на их отличия, они порой имеют большие сходства между собой. В связи с этим на практике порой возникают проблемы квалификации деяний. Данная проблема является актуальной в настоящий момент, ученые-правоведы разрабатывают различные подходы к пониманию каждого вида ответственности, выделяют их признаки и основные задачи, дабы выделить особенности каждого.
Административное право, как отрасль, имеет огромный юридический потенциал в сфере обеспечения гражданских прав и свобод, однако по сей день в административном законодательстве имеется ряд неурегулированных должным образом правовых и организационных моментов, а также присутствуют достаточно существенные пробелы, не позволяющие иногда в полной мере обеспечить реализацию прав и интересов участников административного делопроизводства [2, с. 64]. Административного законодательство охватывает довольно широкий спектр общественных отношений в области публичного управления. Его специфика заключается в возникновении правоотношений, связанных с применением мер административной ответственности, которые по своей юридической природе выступают одними из мер государственного принуждения [3, с. 56]. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости совершенствования административной деятельности, более подробной регламентации правового статуса участвующих в делах об административных правонарушениях лиц.
Можем выделить ряд особенностей, характерных для административной ответственности:
- Наступает только за административные правонарушения, объектом посягательства при этом являются отношения в сфере государственного управления. Данный вид противоправных деяний является одним самых часто совершаемых.
- В результате привлечения к административной ответственности является применение мер административного принуждения, а именно административных наказаний, перечень которых содержится в ст. 3.2 КоАП РФ.
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.
- Специфический порядок установления административной ответственности отражен в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Согласно данному пункту установление административной ответственности относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, что говорит о множественности органов государственной власти, полномочных её устанавливать.
- Особый процессуальный порядок реализации административной ответственности по сравнению с гражданско-правовой и уголовной, который характеризуется значительной оперативностью и относительной простотой.
- Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.
Одной из проблем института административной ответственности является совершенствование административно-правовых норм в связи с борьбой с самым распространенным видом противоправного деяния — административными правонарушениями. Именно на основании постоянно изменяющегося законодательства РФ возможно установление административной ответственности.
Административное право устанавливает границы, рамки, ограничения, регламентирует деятельность органов исполнительной власти, для того чтобы оградить от произвола со стороны этих органов граждан (любая власть рассматривается как ограничение прав граждан, а потому должна быть точно определена законом), позволить органам других ветвей власти (законодательной и судебной) осуществлять контроль за исполнительной властью.
Можем обозначить ряд проблем, выявленных в сфере реализации института административной ответственности:
- Существуют сложности, связанные с возможным неоднократным привлечением к ответственности за одно и то же правонарушение (например, к дисциплинарной и административной).
- Структура построения КоАП также не является оптимальной, некоторые исследователи выступают за ее пересмотр.
- Все положения об освобождении от административной ответственности целесообразно закрепить в одной норме КоАП РФ: в частности, ч. 2 ст. 2.3 следует отразить в ст. 2.9, а саму ст. 2.9 переименовать как «Освобождение от административной ответственности».
При разработке мер совершенствования института административной ответственности возможно использование отечественным законодательством положенного опыта.
В целом, на сегодняшний день данный институт создает условия и предпосылки для возникновения и развития специфических материально — правовых и процессуальных отношений, становится возможным разрешение возникающего конфликта по поводу административной противоправности, предусмотренной объективной стороной состава административного правонарушения с учетом определенного баланса публичных и частных интересов.
Литература:
- Абилова З. И. Проблемы административных правонарушений (по материалам судов г. Москвы) // Молодой ученый. 2020. № 44 (334). С. 153–156.
- Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2018. 680 с.
- Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
- Соколов Е. С., Им В. С. Субъектный состав административной юрисдикции: сущность, признаки и виды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 10–2(37). С. 155–157.