В данной работе предлагается к рассмотрению один из подходов по решению проблем в сфере поддержки музыкально одаренной молодежи — программно-целевой. Также автор предлагает различные технологии для разработки в рамках социальной программы.
Ключевые слова: музыка, молодежь, музыкально одаренная молодежь, государственная поддержка, музыкальное развитие.
В Белгородской области, так же как и в Российской Федерации в целом, идет процесс формирования единой системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. На протяжении многих лет в области целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей. Функционируют художественные, музыкальные, спортивные школы, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи.
Анализируя систему работы с одаренными детьми в области, можно выделить следующие направления:
- Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми.
- Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми.
- Стимулирование и поддержка одаренных детей.
- Внутришкольная работа с одаренными детьми в психологической поддержке (психологические тренинги).
Большое внимание уделяется подготовке квалифицированных педагогических и психологических кадров по работе с одаренными детьми.
Для совершенствования системы поддержки музыкально одаренной молодежи следует учитывать необходимость реализации двух основных шагов: поиска музыкальной одаренности и ее развитие. В связи с этим обобщенно можно выделить два подхода к поддержке и развитию молодых людей с музыкальной одаренностью:
- Широкая работа с массами, проведение массовых мероприятий, в результате которых (за счет конкуренции и взаимообмена опытом) проявляются наиболее талантливые молодые люди.
- Точечная, частная концентрация ресурсов на работе с одаренными молодыми людьми.
Фактически оба этих подхода целесообразно использовать в симбиозе, поскольку нельзя отделить их друг от друга без потери значительной части эффективности.
Поиск и поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных векторов развития государственной молодежной политики. Это направление реализуется на всех трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Для реализации этого направления существует утвержденная на государственном уровне система поддержки одаренной молодежи, включающая в себя создание специализированных учреждений для деятельности творческой молодежи, в частности с музыкальным талантом, проведение летних лагерей и школ, повышение общественного статуса лауреатов и призеров различных конкурсов, привлечение талантливой молодежи к созданию и реализации инновационных проектов и т. д.
Однако следует отметить, что технологии работы конкретно с музыкальной молодежью являются недостаточно развитыми и не выделяются в отдельную категорию работ.
Именно поэтому в разрабатываемой социальной программе Белгородской области «О государственной поддержке музыкально одаренной молодежи» предлагается использование следующих технологий:
- Работа над повышением квалификации кадрового состава, работающего с музыкально одаренной молодежью, реализуемая путем организации взаимодействия педагогов с целью обмена опытом и практиками. Организация научно-практической конференции обучающихся и педагогов образовательных организаций города Белгорода «Проблемы поиска и поддержки музыкально одаренной молодежи».
- Создание специализированной площадки, обладающей высоким кадровым и материально-техническим потенциалом, позволяющей находить детей с музыкальной одаренностью и помогать им развиваться, — Центр «Развитие».
- Организация проекта «Тоннель развития», нацеленного на анализ способностей молодого человека, выявления направления развития его музыкального таланта и дальнейшего построения дорожной карты по совершенствованию его способностей.
- Применение метода положительного примера для организации и проведения цикла из выступлений различных музыкантов в формате «вопрос-ответ». Это позволит молодым людям напрямую взаимодействовать с представителями музыкальной сферы, получить ответы на актуальные вопросы, в том числе связанные с проблемами, препятствующими развитию музыкального таланта молодого человека.
- Создание информационного портала для молодежи, занимающейся и увлекающейся музыкой, содержащего в себе информацию об актуальных событиях, возможностях и новостях данной сферы.
- Создание информационной системы внутри портала Программы, содержащей все личные данные участников Программы, для своевременного ознакомления родителей с результатами исследования и возможностями учащихся.
- Организация серии семинаров для родителей музыкально одаренных детей, нацеленных на совершенствование поддержки развития таланта молодого человека со стороны института семьи.
- Реализация рекламно-информационного сопровождения проекта.
- Создание методического пособия по развитию и поддержке молодежи с музыкальной одаренностью.
- Создание кружков по интересам на базах школ района, с целью предоставления для молодежи возможностей заниматься любимым делом еще в ученические годы.
- Сотрудничество общеобразовательных учреждений (школ) с высшими учебными заведениями (ВУЗами), предполагающее распределение абитуриентов и предоставление им льгот на получение той специальности, которая является для них интересной, и в которой они будут успешны.
В заключение можно сказать о том, что существует множество форм социальных технологий работы с талантливой молодежью, которые можно заимствовать как в других городах, регионах, так и в других странах. Некоторым из таких технологий можно найти применение в муниципальных образованиях, скорректировав их для конкретных учреждений. Развитие новых форм социальных технологий и методов работы с талантливой молодежью приведет к повышению качественного уровня деятельности одаренной молодежи и количественного состава молодых талантов в стране.
Литература:
- Алещенок, C. B. К проблеме новой концептуализации талантливой молодежи // Методологические проблемы исследования талантливой молодежи (материалы дискуссии). — М.: НИЦ при Институте талантливой молодежи, 2017. — С.33–35.
- Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика — М.: Социум, 2015. — 692 с.
- Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 144 с.