Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Шикова, Е. В. Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении / Е. В. Шикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 413-417. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88610/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье охарактеризованы особенности организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении. Определены основные направления деятельности специалиста-тьютора. Проанализированы нормативные основы и особенности организации инклюзивного образования в современных условиях. Выделены и охарактеризованы особенности деятельности специалиста-тьютора.

Ключевые слова : тьюторское сопровождение, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, тьютор.

Одним из приоритетных направлений государственной политики реализуемой на территории Российской Федерации в образовательной сфере, в современных условиях общественного развития, определяется организация эффективного и качественного образования для всех потребителей образовательных услуг, включая людей, которые имеют нарушения здоровья и развития, ограничивающие возможности личности. Это обусловлено тем, что показатели здоровья российского населения существенно понизились в течение ряда последних лет [5, с.33].

В качестве первопричины данного явления большинство исследователей отмечают глубокие общественные преобразования, затрагивающие все сферы человеческой жизнедеятельности, экологические и другие проблемы, в совокупности снижающие адаптивный потенциал личности и способствующие нарушению показателей здоровья населения. Негативной тенденцией также исследователи определяют общее снижение показателей детского здоровья в каждой из возрастных групп. При этом отмечается выраженное повышение уровня диагностируемых нарушений в детском развитии со значительным расширением их границ, увеличением различных тяжелых форм патологий детского развития, что способствует увеличению общего количества детей, которые имеют ограниченные возможности [6, с.108].

При ограниченных возможностях здоровья, характерной особенностью, свойственной для каждой из категорий детей с ОВЗ, вне зависимости от заболевания и сопутствующих ему отклонений в развитии, является нарушение социальной адаптации ребенка, которое находит свое проявление в деформации межличностного взаимодействия, недостатках в самообслуживании, нарушениях процесса общения, а также воспитания, обучения, трудовой и других видов детской деятельности, препятствующих ее адаптации в социуме [7, с.150].

Для обеспечения качественных характеристик образовательной деятельности в дошкольной сфере, на основе положений Конституции Российской Федерации, а также Законодательной базы Российской Федерации, положениях Конвенции ООН о правах ребенка и закона «Об образовании в Российской Федерации», сегодня утверждены и успешно реализуются Федеральные государственные общеобразовательные стандарты дошкольного образования.

Их целевым ориентиром определяется обеспечение качественного и доступного образования всем детям, вне зависимости от их особенностей, с сохранением при этом уникальности дошкольного детского возраста и его самоценности, а также формированием мотивационно- ценностной сферы личности и повышением адаптивных свойств ребенка в условиях современного общества [8].

Непосредственно при организации процесса воспитательно-образовательной деятельности с включением в него детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимостью является высокое внимание к ее разработке, с обеспечением реализации с учетом положений гуманистического и системно-деятельностного подходов к организации деятельности и принципов личностно ориентированной педагогики. Также особенную важность имеет специальная пространственная организация, с разработкой специального индивидуализированного методического и программного обеспечения инклюзии [9, с.562].

В данном аспекте актуализируется проблема предоставления комплекса образовательных услуг квалифицированными педагогами, обладающими профессиональными навыками и выраженной тьюторской позицией в сфере индивидуализированного процесса обучения, воспитания и детского развития [2, с.15]. Также особенную значимость играет организация системы тьюторского сопровождения уже на начальных этапах детского развития, в частности на этапе дошкольного детства, рассматриваемом исследователями в качестве фундамента личностного развития, определяющего специфику жизнедеятельности индивида в дальнейшем.

Вместе с тем при анализе теоретических и практических исследований в данной области следует выделить, что сегодня организация инклюзивного образования дошкольников осуществляется, как отмечалось ранее, преимущественно в соответствии с положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования, а отдельного стандарта для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья не разработано.

Этим обусловлено то, что в рамках системы дошкольного образования обучающиеся с ОВЗ в большинстве случаев включаются в пространственную образовательную среду учреждения, а уровень готовности педагогов к реализации инклюзии снижен и является недостаточным для удовлетворения их актуальных потребностей. Непосредственно система тьюторского сопровождения в дошкольных учреждениях организована преимущественно частично, в штатном расписании большинства из них отсутствует ставка тьютора [1, с.89].

Также следует выделить, что на государственном уровне сегодня отсутствуют разработки единой модели организации тьюторского сопровождения, и специалисты, реализующие профессиональную деятельность в данной области, работают опираясь преимущественно на свои теоретические знания и практический опыт в данной сфере, что значительно осложняет качественные характеристики тьюторской деятельности и снижает ее эффективность [5, с.33].

Перечисленными факторами и противоречиями обусловлена актуальность изучения проблемы организации тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении.

В современных условиях разработка и внедрение в процесс образовательно-воспитательной деятельности инклюзивного образования, определяется исследователями в качестве одного из наиболее приоритетных направлений в работе и сопровождении детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, нарушающие особенности развития и формирующие особые образовательные потребности [3, с.10].

То есть инклюзивное образование на современном этапе, в первую очередь подразумевает обеспечение на высоком уровне доступности и качества образования всем категориям детей. Также при этом оно характеризуется в виде важного структурного компонента в развитии образовательной сферы.

В качестве целевого ориентира, определяющего содержание, особенности и специфику реализации инклюзивного образования исследователями определяется повышение уровня жизнедеятельности особого ребенка, при его включенности в единый с другими (нормативно развивающимися) детьми социум.

Приоритетно при этом повышение качественных показателей, характеризующих развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с повышением его адаптивного потенциала, навыков самообслуживания, межличностного конструктивного взаимодействия и общения.

Также важным направлением инклюзивного образования в современных условиях исследователи определяют организацию системного и комплексного сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья — тьюторского сопровождения.

Особенную значимость в данном аспекте играет создание всех необходимых условий, которые будут исключать возникновение риска и факты каких-либо нарушений, в совокупности снижающие эффективность, результативность и качественные характеристики определяющие особенности жизнедеятельности всех других участников, которые включены в единую образовательную среду, в рамках которой осуществляется инклюзивная образовательная деятельность [4, с.22].

В данной ситуации система тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении и непосредственно специалист- тьютор осуществляющий квалифицированное профессиональное сопровождение особого ребенка, его родителей и других членов семьи, принимающих участие в воспитании, обеспечивает эффективную интеграцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательно- развивающую среду дошкольного учреждения. Соответственно система тьюторского сопровождения на современном этапе определяется в качестве ключевого компонента образовательной деятельности в инклюзии [1, с.89].

Характеризуя тьюторскую деятельность выделим, что ее осуществляет тьютор (произв. от англ. tutor) при дословном переводе означает наставник (куратор или опекун). Впервые, в научных исследованиях, понятия «тьютор» и «тьюторская деятельность», как научные категории, были сформулированы в рамках психолого-педагогических исследований ученых и педагогов королевства Великобритании, в период 80-х гг. XX века. Так, определялось, что организация образования людей при нарушениях здоровья, развития, формирующих особые образовательные потребности, требует особенного внимания со стороны педагогического сообщества и общества в целом.

Исследователи объясняли свою позицию тем, что развитие данной категории людей, может осуществляться более эффективно только при разработке для них персональной (индивидуализированной) образовательной стратегии, выстроенной на основе анализа внутреннего потенциала конкретного индивида и особенностей его личностного развития. Также отмечалось, что образовательная стратегия должна предполагать и включать в себя комплексное сопровождение человека с ограниченными возможностями здоровья, которое будет реализовано системно в рамках взаимодействия различных специалистов.

Непосредственно специалист-тьютор, рассматривался при этом в качестве связующего звена между индивидом «с нарушениями» и социумом. Его деятельность предполагала создание всех необходимых условий для эффективной реализации персональной (индивидуализированной) образовательной стратегии личностного развития, в рамках определенной образовательной среды и в условиях конкретной социальной инфраструктуры.

Важным аспектом профессиональной деятельности тьютора определялось формирование у человека с нарушениями в развитии адаптационных навыков и практических умений, повышающих эффективность самостоятельного решения им различных жизненных задач [3, с.10].

На современном этапе тьютор, представляет собой квалифицированного специалиста, который имеет высшее образование или прошел переподготовку по специальной психологии, дефектологии и педагогике. Специалист-тьютор обладает сформированной системой теоретических и практических представлений в рамках образовательной сферы и реализуемой им профессиональной педагогической, а также образовательно-воспитательной деятельности.

На основе рассматриваемой системы представлений специалист- тьютор самостоятельно разрабатывает концепцию своего профессионального развития и модель организации тьюторского сопровождения детей, при каких-либо нарушениях в развитии.

Особую значимость в тьюторской деятельности играет система морально-нравственных и этических ценностей. Также эффективность тьюторской деятельности в целом обусловлена развитием способности специалиста-тьютора к самооценке, с адекватным анализом результатов своей профессиональной деятельности и особенностей проявления им в процессе ее реализации определенных личностных характеристик, профессиональных качеств и свойств [2, с.15]. То есть, в рамках инклюзивного образования на современном этапе, наряду с сугубо профессиональными качествами специалиста и его квалификационным уровнем, особую значимость играют его личностные особенности и развитие способности специалиста-тьютора к саморефлексии, с правильной интерпретацией, осознанием и пониманием им возможных границ и принципов своей профессиональной деятельности.

В основу организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении включены следующие ключевые компоненты, реализуемые специалистом-тьютором в своей профессиональной деятельности:

— изучение специфических особенностей детского развития;

— осуществление подбора наиболее целесообразных коррекционных ресурсов и системы практических технологий и методов для эффективной реализации инклюзивного образования [7, с.152].

Таким образом, в условиях современного дошкольного учреждения система тьюторского сопровождения, представлена в виде сложной системы комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении реализует квалифицированный специалист-тьютор, имеющий специальное профессиональное образование.

В рамках организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении формируются наиболее оптимальные предпосылки и условия, посредством которых обеспечивается эффективная интеграция ребенка с ограниченными возможностями в социум, его гармоничное личностное развитие, повышается адаптивный потенциал личности. При организации тьюторского сопровождения, осуществляется включение особого ребенка в социальную образовательно- развивающую среду определенного дошкольного учреждения, без какого-либо ущерба для всех других участников данной среды.

Обобщая, выделим, что непосредственно система тьюторского сопровождения и специалист-тьютор, который повышает эффективность ее реализации в дошкольном учреждении, играют важную роль в построении эффективной инклюзивной среды учреждения, формируя предпосылки и условия для гармоничного детского развития.

Литература:

  1. Аржанцева М. А. Педагогическое сопровождение ребенка-инвалида в условиях специальной развивающей среды ДОУ общеразвивающего вида. // В сборнике: Культурогенезные функции дошкольного образования: развитие инновационных моделей. / сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. — 2016. — С.88–90.
  2. Вовк Е. В. Функции и задачи деятельности тьютора в системе дошкольного образования на современном этапе. // Педагогический вестник. — 2019. — № 11. — С.14–16.
  3. Дубченкова Н. О. Тьютор в ДОУ как важный составляющий элемент дошкольного образования. // В сборнике: Тьюторское сопровождение в общем образовании. / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор Г. В. Палаткина. Астрахань, — 2021. — С.8–13.
  4. Кроткова А. В. Актуальные вопросы социального развития дошкольников с ОВЗ, воспитывающихся в различных институциональных условиях. // В сборнике: Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее. / сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. — 2016. — С. 18–23.
  5. Кузьменко Н. И., Гурьянова И. В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации. // Гуманитарно-педагогические исследования. — 2017. — № 2. — С.31–38.
  6. Мащенко Н. В., Кедова И. В., Нехорошева Е. Н. Формирование социальных и коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. // В сборнике: Инклюзивные процессы в образовательных организациях Кубани: опыт, проблемы и перспективы. / Сборник материалов Региональной научной конференции. Научный редактор О. Н. Родионова. Ответственные редакторы И. Ю. Лебеденко, И. С. Исмаилова. — 2016. — С. 108–111.
  7. Москаленко Н. В., Бажукова О. А., Болдинова О. Г. Особенности социальной адаптации дошкольников с ОВЗ. // Вопросы педагогики. — 2020. — № 10–1. — С.150–153.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 21.12.2021).
  9. Филатова Ю. С., Пшеничникова Е. В. Возможности специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации. // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т.2. — № 5 (22). — С.560–563.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, дошкольное учреждение, инклюзивное образование, детское развитие, профессиональная деятельность, сопровождение, Российская Федерация, современный этап, дошкольное образование, личностное развитие.


Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными

ведения образовательной и воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России...

Современные приоритеты развития дошкольного...

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных

Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В качестве основной задачи в области...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых...

Развитие инклюзивного образования в России

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дошкольное образование. В российском законодательстве об образовании в соответствие с международными нормами...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения

Это требует активного сотрудничества и участия всех школ в районе — школ дошкольного...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Алёхина С. В. Развитие инклюзивного образования в России / Сб. материалов Республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы. 24 октября 2012 года.

Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными

ведения образовательной и воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России...

Современные приоритеты развития дошкольного...

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных

Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В качестве основной задачи в области...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка...

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых...

Развитие инклюзивного образования в России

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дошкольное образование. В российском законодательстве об образовании в соответствие с международными нормами...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения

Это требует активного сотрудничества и участия всех школ в районе — школ дошкольного...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Алёхина С. В. Развитие инклюзивного образования в России / Сб. материалов Республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы. 24 октября 2012 года.

Задать вопрос