Налог на добавленную стоимость (НДС) — это федеральный косвенный налог, обязательный к уплате на всей территории Российской Федерации.
Одними из первых законодательных актов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты, были:
— Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118–1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации»;
— Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость;
— Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации № 39 от 11 октября 1995 года;
— Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1994–1 «О порядке разработки закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»;
— Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях во взаимоотношениях налогообложения и бюджета всех уровней;
— другие нормативные и правовые документы.
Налогообложение товаров, ввозимых на территорию России, осуществляется в соответствии с совместной директивой ГТК и ГНС РФ № 49 от 30 января 1993 года, с учетом последующих приказов и директив ГТК РФ.
Вышеуказанные документы, за исключением Закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации», утратили силу.
Сегодня Налоговый кодекс Российской Федерации является основным действующим законом, который регулирует не только порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, но и общую налоговую систему. Часть II главы II Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2001 года, непосредственно регулирует плательщиков НДС, основания для освобождения от этого налога, операции, не облагаемые НДС, особенности расчета налоговой базы, сумму налога, предъявляемую продавцом покупателю, предоставляемые налоговые вычеты, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и порядок возмещения налога.
Однако положения Налогового кодекса не ограничиваются главой 1. Следует отметить, что глава 6.1 «Единый сельскохозяйственный налог», глава 6.2 «Упрощенный налоговый режим», глава 6.3 «Налоговый режим единого налогообложения вмененного дохода от отдельных видов деятельности» и глава 6.4 «Налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции» части II Налогового кодекса Российской Федерации регулируют отдельные аспекты налога на добавленную стоимость при применении специального налогового режима [1, c. 5].
Механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу России регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза.
Принятые федеральные законы состоят в основном из изменений и дополнений в ряд положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся НДС.
Федеральный закон от 3 июля 2017 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в подстатьи. 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации. В результате с 1 января 2018 года иностранные компании, оказывающие услуги в России через Интернет, теперь обязаны уплачивать НДС с этих услуг.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 30 ноября 2017 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в некоторых случаях увеличили необходимый срок действия банковских гарантий для того, чтобы организация могла претендовать на процедуру подачи документов на возмещение НДС. Теперь в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ с 1 января 2018 года срок действия банковской гарантии устанавливается не ранее чем через 10 месяцев после даты представления налоговой декларации, в которой указана сумма НДС к возмещению.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в следующие положения.9.3 Статья 164.1 Налогового кодекса, вступающая в силу с 1 января 2018 года, согласно которой НДС уплачивается по ставке 0 % в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования на дальние расстояния. Для подтверждения права на использование ставки НДС 0 % необходимо представить в налоговую инспекцию определенное количество транспортных документов.
Федеральным законом от 30 ноября 2017 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено увеличение допустимого объема рекламы в целях применения ставки 10 % при уплате НДС до 45 % с первого номера изданий нерекламного характера.
Международные договоры в законодательной системе налога на добавленную стоимость можно разделить на:
— соглашения, определяющие исключения на взаимной основе;
— соглашения о принципе косвенного налогообложения во взаимной торговле.
К первой группе относятся договоры, указанные в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти международные договоры подтверждают применимость той или иной нормы к соответствующему иностранному субъекту. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения в России освобождаются арендаторы помещений, предоставленных иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в стране на условиях, предусмотренных международными договорами [2, c. 102].
Вторая группа содержит договоры, подписанные Российской Федерацией с другими странами в целях установления между ними особого налогового режима по НДС. Примером может служить соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Данное соглашение является обязательным документом, который должен соблюдаться при проведении торговых операций с субъектами Республики Узбекистан.
В подзаконные акты включены положения федеральных административных органов, касающиеся установленных законом случаев НДС, т. е. Правительства РФ, Федеральной налоговой службы и Таможенной службы.
С 1 января 2018 года вступила в силу последняя редакция постановления Правительства РФ от 30 сентября 2015 года № 1042 «Перечень медицинских товаров, реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией», с учетом изменений, внесенных постановлением № 1581 от 31 декабря 2017 года, которым установлен перечень медицинских товаров, реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых в обновленный перечень медицинских товаров, реализуемых на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не облагаемых НДС.
Кроме того, был изменен перечень детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 % при реализации. Эти изменения отражены в Постановлении Правительства № 908 от 31 декабря 2004 года «Об утверждении перечня продуктов питания и кодов видов товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 %», которое было изменено 28 декабря 2017 года и введено Постановлением Правительства № 1527 в действие с 1 января 2018 года.
Примером нормативного правового документа Федеральной таможенной службы является Директива о применении таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 7 февраля 2001 года № 131. В настоящее время действует версия документа от 22 апреля 2008 года [3, c. 204].
Необходимо отметить высокую роль нормативных документов, регламентирующих порядок регистрации итогов НДС налогоплательщика и его взаимодействия с контролирующими органами [4, c. 50].
Приказ ФНС России от 29 октября 2014 года № МВ-7–3/558 «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС, порядка ее заполнения и формата представления налоговой декларации по НДС в электронной форме» вместе с изменениями от 20 декабря 2017 года является первым документом, которым необходимо руководствоваться при подготовке налоговой декларации по НДС. В отдельном приложении к Приказу приведены действующие формы налоговых деклараций, информация о порядке их заполнения и формат подачи в электронном виде, что до недавнего времени было обязательным условием для представления документа в налоговые органы.
Счета-фактуры, книги покупок и книги продаж являются основными документами учета НДС. Форма этих документов регулируется Постановлением Правительства № 1137 от 26 декабря 2011 года «О форме и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС», с изменениями от 29 ноября 2014 года.
Кроме того, важную роль для налогоплательщиков играют нормативные документы разъяснительного характера.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 января 2018 года. № 03–07–09/411, касающийся применения вычетов по НДС и нумерации соответствующих счетов-фактур, не влияет на достоверность данных и не является основанием для отклонения суммы налогового вычета, в соответствии с ошибками в данном бухгалтерском документе.
В письме от 20 сентября 2017 года № СД-4–3/17657 «Об информации, используемой при отправке работ» ФНС России приводит примеры использования кодов операций для отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж в целях устранения проблем, возникающих при заполнении этих документов.
В результате, в российское законодательство по НДС постоянно вносились и продолжают вноситься изменения и по сей день. Публикация нормативно-правовых актов является необходимым условием для их вступления в силу, чтобы субъекты правоотношений имели возможность ознакомиться с нововведениями в области налогового законодательства.
Литература:
- БрызгалинА. В. Правовые основы налогового администрирования // Хозяйство и право. 2018. № 3. С. 3–17.
- Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров — Москва: Цифрус. — 129 с.
- Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — Москва: Юрайт, 2017. — 364 с.
- Шаталов С. Д. Налоги и налогообложение / И. А. Савиных. — Москва: Юнити-Дана, 2007. — 78 с.