Библиографическое описание:

Коростелева Н. А. Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 444-446.

В современном образовательном пространстве гуманизм высшей школы выразился в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных не только с реформированием системы образования в целом, но и социальной политики в отношении к инвалидам, т.е. с низким уровнем толерантности социума к лицам с ограниченными физическими возможностями.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, его понимание разными народами отличается в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском язык «толерантность» означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образ мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям». [1, с.130].

Приведем несколько определений понятия «толерантность», которые предложены современными исследователями данной проблемы. Например, С.К. Бондырева считает, что толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) [2, с.4]. Г.У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [3, с.14].

В рамках данной статьи нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М.С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [4, с.42]. Классификация видов толерантности представлена в работах М.С. Мацковского [4]. Им выделены следующие виды толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально–ориентационная, маргинальная.

В рамках нашего исследования из выше перечисленных видов толерантности, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.

Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях.

Как показывают исследования, при социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах, в том числе и студенческих [5;6].

Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении опре­деленных условий (Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина). Следовательно, процесс формирования толерантного отношения к инвалидам с физическими недостатками, обучающимся в вузах, будет происходить более эффективно при создании специ­ального комплекса педагогических условий.

Проведенный анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показывает, что на данный момент недостаточно разработаны основные подходы к определению и созданию педагогических условий для формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведения со стороны общества в целом.

В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [7,с.98].Объеди­няющее звено в данных трактовках заключается в том, что условия — это катего­рия отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, со­вокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагоги­ческой системы. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и другие рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешно­му протеканию чего-либо; как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение поставленной цели. В процессе уточнения трактовок понятия «педагогические условия», мы сделали вывод, что педагогические условия, многими авторами понимаются в качестве одной из сторон закономерности образовательного процесса [8, с.102].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования толерантности к студентам-инвалидам. Комплекс педа­гогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педаго­гических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня толерантного отношения к студентам-инвалидам со стороны социума.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, имеющим физические недостатки, будет успешным в случае реализации следующего комплекса педагогических условий:

■ внедрение технологии интегрированного обучения, предполагающей совместную учебную и внеучебную деятельность студентов, не исключая лиц с ограниченными возможностями здоровья;

■ наличие психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к обучению инвалидов, имеющих физические недостатки;

■ наличие социально-психологической подготовленности студенческого контингента к совместному обучению и внеучебной деятельности со студентами, имеющими физические недостатки;

■ довузовская психолого-педагогическая подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в высшем учебном заведении, включающая психологическую адаптацию к особенностям и субъектам обучения в высшей школе.

Создание всех выше перечисленных условий, несомненно, увеличит личностный потенциал толерантности студентов и преподавателей вуза по отношению к студентам-инвалидам, который представляет собой, по сути, «интеграционный потенциал социального большинства». Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. В условиях получения высшего образования коммуникативная толерантность выступает ядром личностного потенциала толерантности преподавателей вуза, а так же здоровых студентов в общении с инвалидами-сокурсниками.Она определяет готовность людей к принятию других взглядов и образов жизни, к партнерскому равноправному общению с инвалидами.

Таким образом, отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как воспринимается инвалидность, от наличия толерантного отношения к инвалидам, от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Вуз сегодня становится не только социализирующим, но и социально адаптирующим звеном для студентов-инвалидов.

Толерантное отношение в условиях вуза имеет для студентов с ограниченными физическими возможностями огромное значение. От него в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции студентов-инвалидов. И, как следствие, это позволит им наравне со своими здоровыми сверстниками получить компетентностное образование, и занять свое достойное место в обществе.


Литература:
  1. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 5. С. 129–134.
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души// Век толерантности. № 6.

  4. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. С. 143.

  5. Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 1999.

  6. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности// Социологические исследования. -1999.- №4.-С.38-45.

  7. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.,2000.

  8. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»//Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. — 2001.— № 2. — С. 101—104.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования толерантного отношения, ограниченными физическими возможностями, ограниченными возможностями здоровья, Педагогические условия формирования, аспекты формирования толерантного, процесс формирования толерантного, отношения студентов педагогического, студентов педагогического вуза, Изучение отношения студентов, условия формирования толерантного, Теоретические аспекты формирования, педагогических условий, комплекса педагогических условий, видов толерантности, высшей школе, высших учебных, уровня толерантного отношения, наличия толерантного отношения, физические недостатки, толерантности преподавателей вуза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос