Библиографическое описание:

Слобожанина В. Л., Бондарева И. В. Целевой проект как средство организации партнерства семьи и школы // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 460-463. — URL https://moluch.ru/archive/40/4851/ (дата обращения: 12.12.2017).

В современном мире мы нередко сталкиваемся с поступками детей и подростков, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общество. Эти поступки свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Падение нравственности и рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков невозможно остановить без укрепления связи образовательного учреждения с семьей.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у ребенка представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести [4].

Многие родители не до конца понимают, какую реальную помощь могут принести встречи с педагогическим коллективом учебного учреждения и нередко занимают позицию стороннего наблюдателя. Отчуждение семьи от образовательного учреждения еще никому не приносило пользу.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся [2].

Понятие взаимодействия является в настоящее время одним из основных понятий общественных наук. Диапазон исследований, посвященных проблематике взаимодействия, разнообразен и представлен философскими (С.С. Аверинцев, А.Н. Аверьянов, Л.М. Архангельский, В.Г., Афанасьев, Л.П. Буева, И.И. Жбанкова и др.), психологическими (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, Г.М. Коджаспирова, М.М. Рыбакова и др.), социологическими (О.И. Волжипа, Н. Смелзер, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев и др.) и педагогическими работами (Ю.К. Бабанский, В.В. Белова, В.Г. Бочарова, Б.В. Вульфов, Ж.М. Данилов, В.Д. Семенов, Г.М. Иващенко, Л .И. Новикова, С.З. Холе, А.Т. Фонотова и др.).

С философской точки зрения взаимодействие – это процесс одновременного и двухстороннего действия двух или более систем, носящий закономерный характер и проявляющийся в наличии их объективных свойств. Этот процесс заключен в определенные рамки и имеет определенные характеристики (две или более сторон взаимодействия, содержание, зависящее от природы составляющих его компонентов) и структуру (начало, ряд этапов, окончание). Субъекты взаимодействия, вступая во взаимные отношения, влияют друг на друга и в ходе этого изменяются.

Интерес к педагогическому взаимодействию в образовательной сфере возник с конца 60-х годов XX века. Поначалу подходы к взаимодействию в педагогике разрабатывались преимущественно в области теории обучения. Однако в 70-х годах акцент в осмыслении педагогического взаимодействия смещается в область воспитательной работы [5].

Несмотря на то, что понятие «взаимодействие» на категориальном уровне в педагогике стало использоваться сравнительно недавно, опыт взаимодействия школы и семьи имеет давнюю историю: ретроспективный анализ различ­ных исторических периодов взаимодействия, школы и семьи представлен в исследованиях Л.Ц. Ваховского, К.В. Малышевой, М.Н. Недвецкой, Н.В. Поликутиной и др. Наряду с понятием «взаимодействие» активно используется такое понятие, как «социальное партнерство».

Социальное партнерство – социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнеров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничества, развития всех субъектов данного процесса [3].

Сотрудничество семьи и школы, как форма взаимодействия может осуществляться разными способами, иметь разное содержание и разную степень взаимосвязи взаимодействующих сторон. Определяющим в социально-педагогическом партнерстве может служить не процессуально-содержательные характеристики сотрудничества, а особое ценное отношение, порождающее и регулирующее процесс взаимодействия и взаимопонимания.

В современной общеобразовательной школе существует немало форм и методов взаимодействия семьи и педагогов. Структура взаимодействия примерно такова:

Группа 33


В условиях многообразия форм и методов взаимодействия семьи и школы метод проектов является принципиально новым. Исследование историко-архивного материала и современных источников по интересующей нас проблеме показывает, что в отечественной и зарубежной педагогике накоплен достаточно интересный опыт по использованию проектной деятельности в практике обучения. Анализ архивных материалов позволяет иначе взглянуть на историю зарождения и использования проектной деятельности в процессе обучения школьников, а также подтверждает, что российская образовательная система внесла весомый вклад в решение данной проблемы и имела высокий уровень конкурентоспособности в мировой педагогике ХIХ -XX веков.

Слово «проект» происходит от латинского «projicere», что дословно в переводе на русский язык означает «бросать по направлению вперед»; следовательно, проект – есть прототип, прообраз чего-либо, что планируется создать или сделать. Еще в XIX веке В.И. Даль в своем словаре характеризовал слово «проект» следующим образом «проектъ – это план/предложение, задуманное и самое изложенье его на письме или чертеже» [1].

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

  • по составу участников;

  • по целевой установке;

  • по тематике;

  • по срокам реализации.

Одним из наиболее используемых в образовательных учреждениях является целевой проект.

Целевой проект – это временная работа, направленная на достижение поставленной цели; создание уникальных возможностей, направленных на предотвращение и удаление возникших проблем.

В качестве примера можно рассмотреть разработанный нами целевой проект «Семья».

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующим условиям и потребностям современного общества. В реализации данного проекта принимают участие родители, дети, педагогический коллектив школы, администрация. Целью проекта является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию в воспитании двух институтов – семьи и школы. В числе задач данного проекта важно выделить следующие: привлечение родителей к управлению школой; организация общественно-значимой деятельности родителей и учащихся; оказание психолого-педагогической помощи в воспитании; установление связей с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом; реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения социально опасных явлений, профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Предполагаемый результат реализации проекта «СЕМЬЯ» заключается в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, реализации личностно-профессионального роста педагогов, раскрытии личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Рассмотренный целевой проект доказывает свою значимость и эффективность использования и может быть рекомендован для общеобразовательных учреждений в рамках взаимодействия семьи и школы.


Литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, с.261.

  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc

  3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагогаю [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  4. Лачугина Ю.Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 52 с.).

  5. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи, 2005, с. 27.

Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействия семьи, взаимодействия школы, методов взаимодействия семьи, педагогического взаимодействия, средство повышения познавательной, педагогического взаимодействия школы, опыт взаимодействия школы, познавательной активности младшего, активности младшего школьника, повышения познавательной активности, влиянии взаимодействия школы, проблемы взаимодействия семьи, рамках взаимодействия семьи, осмыслении педагогического взаимодействия, процессе взаимодействия педагогов, исторических периодов взаимодействия, проблематике взаимодействия, Субъекты взаимодействия, Структура взаимодействия, Понятие взаимодействия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос