Как известно, одной из вех в развитии педагогической науки стало расширение в XIX столетии общественного заказа, предъявляемого системе общественного образования. Данный заказ был связан не только с теорией и практикой воспитания представителей всех возрастных когорт, но и с адаптацией и перевоспитанием лиц, нарушающих или не способных соблюдать установленные в обществе нормы и ценности. На данный запрос общества педагогика ответила возникновением андрогогики, герогогики, пенитенциарной педагогики. Кроме того, в системе педагогических наук постепенно выделяется и начинает свое самостоятельное существование социальная педагогика, история развития которой в нашей стране имела достаточно сложный характер. Существующий в настоящее время многофакторный подход изучения социального воспитания человека в контексте социализации (Мудрик А.В.) позволяет прогнозировать развитие человека, намечая пути и способы создания благоприятных условий для его социализации. Кроме того, исследования в области социально-педагогической виктимологии позволяют определять направления педагогической помощи жертвам неблагоприятных условий социализации и минимизировать влияние неблагоприятных факторов современного российского общества, угрожающих жизни и здоровью его граждан.
Однако для реализации указанного подхода социальным педагогам необходимо довольно быстро реагировать на происходящие в стране социокультурные, политические и экономические изменения, подвергая их глубокому анализу. Тщательная и одновременно незамедлительная проработка новоявленных проблем позволяет педагогам разрабатывать адекватные педагогические методы и приемы предупреждения влияния неблагоприятных условий социализации в отношении своих воспитанников и создавать реабилитационные программы лиц, все же ставших жертвами неблагоприятных факторов среды. Следует признать, что быстрота педагогических мер в отношении преодоления той или иной социальной опасности часто представляет собой необходимый «краеугольный камень», особенно, если речь идет о сотнях тысячах молодых жизней. Одновременно незамедлительность педагогических мер является проблематичной, поскольку, как и любая другая область научного знания, социальная педагогика достаточно консервативна. Этим фактом во многом объясняется недостаточная освещенность социально-педагогического аспекта объективно существующей в российском обществе проблемы деструктивных неокультов или так называемых «сект».
Широкое распространение нетрадиционных религиозных движений, квазирелигиозных организаций, имеющих характер тоталитарных сект и разнообразных оккультных течений относительно недавнее явление в России. Хронологически приход вербовщиков тоталитарных сект начался в постперестроечное время на пространстве Советского Союза. Пик их деятельности пришелся преимущественно на 90-е годы ХХ в., когда после падения коммунистического устроения общества люди оказались в состоянии «идеологического вакуума», отсутствия прочной духовной основы и потому часто не могли критично оценивать незнакомые религиозно-мистические учения. Традиционные конфессии из-за многолетних гонений и длительной антирелигиозной пропаганды оказались сильно ослаблены. Лидеры деструктивных неокультов не замедлили воспользоваться образовавшейся мировоззренческой брешью и несовершенством российского законодательства, привлекая людей экзотичностью своих воззрений, идеей избранности, гарантией спасения от мнимого апокалипсиса т.д.
Особенно сильно обостряет данную проблему заинтересованность лидеров деструктивных культов в вербовке, прежде всего, молодых дееспособных людей в возрасте от 16 до 30 лет, являющихся основой функционирования и резервом развития общества. Стивен Хассен, один из ведущих мировых экспертов по контролю над сознанием в деструктивных сектах, констатирует: «…Нация лишается своего главного ресурса: ярких, талантливых, по-хорошему амбициозных людей, которые могли бы совершить очень многое на пользу стране и всему человечеству. Многие из знакомых мне бывших членов сект стали врачами, учителями, юристами, изобретателями, артистами» [3, c.83]. Его слова справедливо можно адресовать не только к американскому, но и российскому обществу. Проблема неокультов поражает своими масштабами. Хвыля-Олинтер А.И. отмечает, что исследования насчитывают в современной России сотни только официально известных образований, относимых к подобным группам. Многие из данных окультно-мистических учений открыто или скрыто признают в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность [4, c.12]. Являясь мощным криминогенным фактором, деструктивные неокульты представляют серьезную угрозу для национальной безопасности государства.
Пребывание человека в «секте» часто ведет к глубоким и чрезвычайно трудно поддающимся лечению нарушениям психического здоровья. Исследуя психические расстройства, вызванные деятельностью неокультов, Кондратьев Ф.В. констатирует: «Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении)» [1].
Таким образом, феномен деструктивных неокультов являет собой угрозу как индивидуальному психическому здоровью и социальной активности отдельных лиц, так и здоровью общества в целом.
Свой вклад в преодоление проблемы культового насилия наряду с правоохранительными органами, религиоведами, медиками и клиническими психологами могут и должны внести социальные педагоги.
Профилактика вовлечения подростков в неокульты является важным звеном в антисектантской деятельности, воплощение которого находится в компетенции социально-педагогической службы образовательного учреждения. Актуальность данной проблемы побудила нас в период c 2007 по 2008гг. разработать и апробировать на базе малой группы испытуемых воспитанников ГОУ Детского дома №71 ЮАО г. Москвы программу «Скажи секте: “Нет!”». В выборку вошли подростки 13-16 лет. Работа велась в три этапа:
Констатирующий этап: предусматривал проведение диагностического обследования воспитанников детского дома подросткового возраста. Цель: составление психологических портретов воспитанников детского дома до реализации программы для последующего отслеживания динамики изменений в структуре личности.
На формирующем этапе целью являлось развитие у подростков знаний, умений и навыков распознавания вербовщиков неокультов и личной защиты от их деструктивного влияния.
Программа имеет два основных направления:
1. Информационно-просветительская работа (данное направление ориентировано на работу с социальными педагогами, психологами и воспитателями образовательного учреждения). Взаимодействие с педагогами включает предоставление рекомендаций в работе по предупреждению вовлечения подростков-воспитанников детского дома в неокульты и выступление на педагогическом совете с докладом «Неокульты – угроза детям XXI века».
2. Программа профилактических занятий: «Скажи секте: “Нет!”»
Контингент учащихся и принцип набора в группу: программа рассчитана для детей среднего и старшего подросткового возраста. В группу набирается не более 15 человек. Группа – разнополая.
Продолжительность работы по программе: программа включает 12 тематических занятий. Рассмотрение одной темы рассчитано на один академический час в 45 минут. Режим работы – 2 раза в неделю.
Логика проекта исследования: Программа профилактических занятий состоит из трех блоков.
Первый блок является вводным, и включает в себя два первых занятия, целью которых является установление правил общения в группе, а также обсуждение с подростками ценности и уникальности каждой человеческой личности.
Второй блок носит социально-психологический характер. Его занятия посвящены рассмотрению ценности человеческого общения, выработке правил гармоничных взаимоотношений с окружающими, практическим техникам избегания манипулирования собой и отстаивания своего мнения.
Третий блок носит сектоведческий характер и является основным. Занятия данного блока посвящены рассмотрению понятия «секта», изучению основных признаков деструктивных групп и культов; подросткам дается базовая информация о характере деятельности наиболее распространенных в России неокультов; в этом же блоке разбираются практические приемы идентификации вербовщиков культа и защиты от их скрытого влияния на поведение и сознание человека. В дополнение ко всему обзорно подростков знакомят с существующими на сегодняшний день техниками выведения человека из культовой зависимости.
Блок |
№п/п |
Тема: |
Цели и задачи занятия: |
Вводный блок |
1. |
«Будем знакомы» |
|
2. |
«Человек и наука о нем – человековедение» |
Цель: сформировать ценностное отношение к личности другого человека. Задачи:
|
|
Социально-психологический блок |
3. |
«Общение как драгоценность» |
Цель: сформировать ценностное отношение к общению как к одной из важнейших человеческих потребностей. Задачи:
|
4. |
«Мое личное пространство» |
Цель: сформировать представления подростков о личном пространстве. Задачи:
|
|
5. |
«Что такое манипуляция?» |
Цель: изучить манипуляцию как психологический феномен. Задачи:
|
|
6. |
«Как сказать “нет” и отстоять свое мнение?» |
Цель: развить критичность мышления. Задачи:
|
|
Сектоведческий блок |
7. |
«Угроза моему личному пространству» |
Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности человека. Задачи:
|
8. |
«Секты и дети» |
Цель: сформировать представление о сектах как угрозе индивидуальной безопасности детей и подростков. Задачи:
|
|
9. |
«Религиозные секты» |
Цель: изучить основные черты религиозных сект. Задачи:
|
|
10. |
«Религиозные секты. Продолжение» |
Цель: расширить представления учащихся о существующих неокультах. Задачи:
|
|
11. |
«Религиозно-национальные секты» |
Цель: изучить основные черты религиозно-национальных сект.
|
|
12. |
«Как противостоять тоталитарным сектам?» |
Цель: развить автономность и защищенность личности от влияния деструктивных культов. Задачи:
|
Рис.1. Тематический план профилактической программы «Скажи секте: “Нет!”
Контрольный этап исследования включал в себя определение эффективности проделанной работы. Заключительная диагностика позволила отследить положительные изменения в психологическом портрете испытуемых воспитанников.
Результаты оказались следующими:
- отмечен рост степени выраженности воли у всех испытуемых (кроме одного, чья степень была высокой изначально; выраженность степени его воли осталась неизменной).
- у всех испытуемых снизился уровень нейротизма;
- у двух испытуемых отмечено увеличение степени сознательности и собранности.
По завершению реализации социально-педагогической программы «Скажи секте: “Нет!”» испытуемым было предложено оставить отзыв, относительно ее актуальности и пользы для современных подростков, рекомендаций и советов по совершенствованию содержания занятий и личную оценку качества проведения занятий. Приведем пример одного из таких отзывов, оставленных испытуемым подростком 16-ти лет:
«Я считаю, что проводить подобные мероприятия в учебных заведениях необходимо, потому что молодежь подвержена влиянию плохого, они воспринимают и вбирают в себя все плохое, зная об этом мало. Подростки обязаны знать больше о попадании в секты, и о том, как из них выбраться.
На занятиях нужно более подробно рассказывать о влиянии человека на другого человека (вербовка) и самое главное, как возможно выбраться, если ты уже находишься в секте давно, как вернуться в нормальную жизнь.
Занятия понравились, очень интересные и понятные. А главное, запомнить легко. Я узнала много нового и доказала свое мнение».
Таким образом, профилактические программы по предупреждению вовлечения подростков в неокульты является важными, но не единственными педагогическими мерами решения проблемы деструктивных сект. Пубертатный период – это время активного формирования мировоззрения молодого человека. Вместе с этим всегда следует помнить, что подростки мировоззренчески незрелы, в них сильно развито подражание кумирам. Поэтому во многом нивелированию проблемы будет способствовать выступление социального педагога в качестве посредника между ребенком и традиционными религиями, которые исторически всегда являлись мощными факторами формирования основ культуры, нравственности и духовности всех стран и народов.
Кроме того, представляются актуальными исследования, направленные на определение педагогических условий реабилитации молодых лиц, подвергшихся культовому насилию, а именно: социальная помощь и поддержка родственников и близких адепта культа; восстановление дисфункциональных семейных отношений; ресоциализация бывшего «сектанта», оказание помощи в области профориентации и проектировании его образовательного маршрута, так необходимого для выстраивания здоровых отношений с собой и окружающими.
Таким образом, вербовка в квазирелигиозные организации молодых дееспособных лиц обуславливает необходимость разработки нового – социально-педагогического аспекта изучения проблемы сектантства, поскольку именно этот аспект дополняет опыт антисектантской деятельности психолого-педагогическими способами преодоления и (или) минимизации культового насилия.
- Литература:
Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования как психолого-психиатрическая проблема. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/kondrat1/Main.htm
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с
Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / Стивен Хассен; пер. с англ. Л. Аскинази. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 315, [5] c.
Хвыля-Олинтер А.И. Религиоведение и духовная безопасность: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации. – Москва. 2009. – 298с.