Риск цифрового разрыва в современной глобальной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Карпов, В. Ю. Риск цифрового разрыва в современной глобальной экономике / В. Ю. Карпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 103-104. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88299/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор рассматривает явление цифрового разрыва в рамках глобальной экономики. Рассматривает процесс формирования разрыва и выделяются факторы, которые влияют на возникновения этого феномена

Ключевые слова: цифровое неравенство, цифровой разрыв, ИКТ, разрыв, период пандемии, часть бизнеса, пользователь.

Актуальность изучения развития экономических рисков и методов управления этими рисками состоит в том, что, с одной стороны, результаты экономической деятельности напрямую зависят от степени влияния рисков, с другой стороны, риски возможно прогнозировать, планировать и управлять ими. В современной экономике процесс глобализации связан с возникновением новых рисков.

Глобализация неразрывно связана с цифровизацией, развитие которой привело к появлению феномена цифрового разрыва. В период пандемии намного возросла роль дистанционных технологий и ИКТ в целом, так как от уровня развития технологий напрямую зависело насколько быстро экономика сможет оправиться от шока.

В начале XXI века все крепче становилась связь между человеком и техникой, большим слоям населения стал доступен выход в Интернет, что обеспечило вовлеченность граждан в экономическую, политическую и социальную жизнь государства в частности и мирового сообщества в целом.

Однако несмотря на возрастающую значимость ИКТ, даже сейчас они доступны не всем. Данное явление принято называть «цифровым разрывом». Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) определяет «цифровой разрыв» следующим образом: «под цифровым разрывом понимается разрыв между отдельными лицами, домашними хозяйствами, организациями и географическими регионами, находящимися в разном социально-экономическом положении с точки зрения их возможностей доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию сети Интернет для самых разных целей».

Изначально термин «цифровой разрыв употреблялся только в отношении доступа к ИКТ, но потом он стал немного шире, вбирая в себя навыки пользователя, когнитивные способности, доступность контента. В связи с этим, сегодня вместе с термином «цифровой разрыв» ученые начали говорить о цифровом неравенстве (например, Ю. Шиш, Э. Харджитай, П. Карьотелис). Это новый вид социальной дифференциации, который связан с разными возможностями обладания ИКТ, цифровой разрыв выступает драйвером такой дифференциации.

Необходимо выделить несколько факторов, которые влияют на цифровой разрыв.

Во-первых, значительное влияние имеют экономические факторы, а именно разрыв в доступе к ИКТ внутри страны и между странами, причиной которого является уровень дохода на душу населения. В условиях эпидемиологических ограничений часть бизнеса перешла в онлайн. С одной стороны, это сократило издержки на содержание офиса, затраты на коммунальные услуги, но с другой стороны, территориям, которые еще не электрифицированы и слоям общества, которые имеют низкий доход и не могут позволить себе пользоваться ИКТ, стало сложнее получить товар или услугу, которые предоставляет данная часть бизнеса.

Во-вторых, технические факторы непосредственно оказывают влияние на цифровое неравенство, так как создают барьеры, призванные помочь пользователям найти необходимую информацию, свести продавца и покупателя, упростить выбор покупки. Однако одновременно с этим происходит сбор информации, так называемые cookie, которые предопределяют дальнейшую рекламу, которая будет показана пользователю, тем самым искусственно ограничивая информацию. Для таких же целей используется геотаргетинг, то есть региональная привязка пользователя и фильтрование информации в соответствии с его местом нахождения. Эти инструменты служат для перенастройки контента для пользователей, и таким образом результаты поиска для людей из разных регионов и с разными предпочтениями будут различаться, при чем доступ к некоторой информации также может быть ограничен, что тоже является барьером.

ОЭСР выделяет инфраструктурные факторы как ключевые в цифровом разрыве. Эти факторы включают в себя информационные и телекоммуникационные системы, а также институциональный базис. Межстрановой разрыв можно показать на примере процентов веб сайтов, которые размещены на серверах страны. Статистика демонстрирует существование неравенства в инфраструктуре электронной экономики. Так, порядка 40 % всех веб-сайтов мира размещены в США; около 60 % — во всем остальном мире.

Социальные факторы (пол, возраст, социальный статус) имеют большое значение в решении проблем с доступом к ИКТ. В тех странах, где доступ практически неограничен, на первый план выходят социальные факторы. Приведем статистические данные, в соответствии с которыми более половины (точнее, 53,2 %) пользователей составляет молодежь — люди в возрасте 15–34 года. Они же являются и наиболее активными пользователями.

Таким образом, цифровой разрыв является комплексным понятием, который определен множеством факторов. Он связан с владением экономическими, социальными и временными ресурсами, которые неравномерно распределен по всему миру, вследствие чего возникает цифровое неравенство. В период пандемии как никогда важно разработать комплекс мероприятий, направленных на расширение доступа к ИКТ.

Литература:

  1. Беляцкая, Т. Н. Цифровой разрыв в современном информационном обществе / Т. Н. Беляцкая. — Текст: электронный // Ки́берЛе́нинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-razryv-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 20.01.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): разрыв, цифровое неравенство, цифровой разрыв, ИКТ, период пандемии, часть бизнеса, пользователь.


Похожие статьи

Цифровая экономика в условиях пандемии

В данной статье рассматривается вопрос влияния пандемии на экономическую сферу жизни общества, рассмотрены плюсы и минусы цифровой экономики. Приведено в пример социальное исследование и сделаны по его результатам соответствующие выводы.

Цифровые трудовые платформы как современная форма занятости

В статье автор исследует роль платформенной занятости в рамках трудовых отношений.

Социальное неравенство в реалиях современной России

Статья посвящена особенностям социального неравенства в современной России. Рассмотрены основные причины возникновения социального неравенства и его последствия. Для анализа причин социального неравенства использован актуальный статистический материа...

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Общество риска: тупики и проблемы

В статье автор пытается определить значимость рисков, как оно влияет на общество и человека, к каким глобальным проблемам это может привести, рассмотрит концепцию «Общество риска» Ульриха Бека.

Потенциальные угрозы искусственного интеллекта и его критическая роль в жизни современного человека

В статье рассмотрен процесс развития искусственного интеллекта, его влияние на различные сферы общественной жизни. Выделены основные аргументы в пользу использования ИИ, продемонстрированы примеры отрицательного воздействия на жизнь человека. Автором...

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Влияние анализа внешней среды организации на принятие управленческих решений

В статье автор раскрывает важность анализа внешней среды организации, как одного из факторов становления компании на рынке или потери конкурентоспособности.

Тенденции в сегменте FMCG

В статье рассматривается проблема оценки потребительских товаров с точки зрения институционального подхода. Сегмент рынка FMCG открыл новое явление — исследуемые блага, качественные свойства которых известны до момента потребления. На теоретическом у...

Развитие нетипичных форм трудовой занятости в современных реалиях

В статье автор обращает внимание на то, какое значение имеют нетипичные формы трудовой занятости для современного общества.

Похожие статьи

Цифровая экономика в условиях пандемии

В данной статье рассматривается вопрос влияния пандемии на экономическую сферу жизни общества, рассмотрены плюсы и минусы цифровой экономики. Приведено в пример социальное исследование и сделаны по его результатам соответствующие выводы.

Цифровые трудовые платформы как современная форма занятости

В статье автор исследует роль платформенной занятости в рамках трудовых отношений.

Социальное неравенство в реалиях современной России

Статья посвящена особенностям социального неравенства в современной России. Рассмотрены основные причины возникновения социального неравенства и его последствия. Для анализа причин социального неравенства использован актуальный статистический материа...

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Общество риска: тупики и проблемы

В статье автор пытается определить значимость рисков, как оно влияет на общество и человека, к каким глобальным проблемам это может привести, рассмотрит концепцию «Общество риска» Ульриха Бека.

Потенциальные угрозы искусственного интеллекта и его критическая роль в жизни современного человека

В статье рассмотрен процесс развития искусственного интеллекта, его влияние на различные сферы общественной жизни. Выделены основные аргументы в пользу использования ИИ, продемонстрированы примеры отрицательного воздействия на жизнь человека. Автором...

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Влияние анализа внешней среды организации на принятие управленческих решений

В статье автор раскрывает важность анализа внешней среды организации, как одного из факторов становления компании на рынке или потери конкурентоспособности.

Тенденции в сегменте FMCG

В статье рассматривается проблема оценки потребительских товаров с точки зрения институционального подхода. Сегмент рынка FMCG открыл новое явление — исследуемые блага, качественные свойства которых известны до момента потребления. На теоретическом у...

Развитие нетипичных форм трудовой занятости в современных реалиях

В статье автор обращает внимание на то, какое значение имеют нетипичные формы трудовой занятости для современного общества.

Задать вопрос