Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 816 раз

Библиографическое описание:

Сабитова, К. С. Участие Республики Узбекистан в Международной программе PISA как важный фактор повышения качества народного образования / К. С. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88160/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается история и понятие международной программы образования PISAи необходимость участия в ней Республики Узбекистан.

Ключевые слова: PISA, Узбекистан, качество образования, Международная программа, народное образование.

The article examines the history and concept of the PISA international education program and the need for the Republic of Uzbekistan to participate in it.

Keywords: PISA, Uzbekistan, quality of education, International program, public education.

Начиная с 2022 года качество образования в Узбекистане будет оцениваться врамках международной программы PISA.

Что такое программа PISA? PISA от английского — Programme for International Student Assessment это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD — Organization for EconomicCooperation and Development). Цель данной программы, как отражено в документах самого проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и навыками, необходимыми дляполноценного функционирования в обществе.

Какими же подходами руководствуются исследователи при применении этой программы?

Концепция оценки качества образования PISA разработана на основе компетентностного подхода, что сделало эту программу востребованным мониторинговым исследованием. Начиная с 2000 г. с ее помощью изучается так называемая функциональная грамотность 15-летних подростков (учащихся образовательных учреждений) — их способность применять знания в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих умения обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать, то есть сформированность основных (базовых) компетенций, названных грамотностями [5].

Все грамотности (они изучаются с помощью стандартизированных тестовых заданий) определяются как способности к использованию предметных знаний и умений для развития индивидуальных возможностей, а также благоприятной адаптации в современном мире, активного участия в жизни общества. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: 1. «грамотность чтения» 2. «математическая грамотность» 3. «креативное мышление» и 4.«естественно-научная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимисяобщеучебными и интеллектуальными умениями.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Впервые он был разработан в 1997 году и впервые был использован в 2000 году. Насегодняшний день в рамках программы PISA было проведено в общейсложности 7 тестов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018), следующие тесты были запланированы на 2021 год, но были перенесены на 2022 год из-за всемирной пандемии коронавируса [1].

На протяжении ряда лет результаты исследований показывали, как меняется уровень образования по странам и регионам. Так, в 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила очередное исследование, посвященное качеству образования в мире. Первые места в новом рейтинге, оценивающем умение старшеклассников применять свои знания на практике, заняли школьники из Китая и других азиатских стран. Они оказались лидерами по всем трем предметам, включенным в исследование — математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. В США и Великобритании (их школьники оказались в середине списка) результаты исследования назвали свидетельством провала образовательной политики [2].

Даже исходя из данных непродолжительного отрезка времени можно заключить как важны для образовательной системы любой страны результаты исследований PISA.

Республика Узбекистан также готоваприсоединиться к этой программе в уже текущем 2022 году.

Поддержку в подготовке к программе стране оказывает Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования [3].

Для того чтобы наша страна показала хорошие результаты необходимо обладать следующими факторами: подготовку учителей и материалов, с которыми они должны работать. Не поддается сомнению тот факт, что качество образования в школе зависит от профессионального уровня учителей. А это значит, что необходимо вкладывать ресурсы и время в подготовку учителей и создавать новый учебно-методический материал.

Задача Министерства Народного Образования — создание оптимальных условий для обеспечения инвестиций, финансирования, методической поддержки в системе повышения квалификации.

Для того, чтобы существенно повысить результаты в международных исследованиях необходимо вести целенаправленную подготовку учителей и менять саму методику преподавания, приоритеты в учебном процессе. А для этого нужно активно готовить учителей, внедрять более эффективную систему развивающего обучения и давать учителю материалы, которыми бы он мог более успешно пользоваться в учебном процессе.

Возникают закономерные вопросы: какова основная задача программы PISAи какие результаты даст Узбекистану участие в PISA?

Прежде всего, необходимо помнить о том, что нынешний XXI век — это век информационных технологий и роботизации. А современность требует от специалистов компетенций, совершенно отличных от предыдущих. Если ранее высоко ценились крепкая память, энциклопедические знания, профессионалы, знавшие как можно больше информации в своей области, то теперь эти навыки уже не имеют первостепенного значения. Ведь уже созданы электронные поисковые системы, онлайн-энциклопедии, различные онлайн-базы данных по отраслям, и теперь необходимость запоминать эту информацию отошла на второй план.

У современного специалиста все более важной становится способность анализировать эти знания и, что самое важное, генерировать из них новую информацию. Тесты по системе PISA проводятся для того, чтобы отразить текущие изменения в системе образования, чтобы определить, в какой степени школьники обладают навыками аналитического мышления, делать выводы и общаться на основе реальных событий, а также насколько хорошо система образования адаптируется к этим изменениям.

Ожидаемые результаты позволят объективно оценивать уровень развития образования в стране и принять своевременные решения по устранению имеющихся недостатков. Также результаты тестирования будут учитываться при составлении национального рейтинга школ Узбекистана.

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и TALIS в Узбекистане закреплено в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» [4].

Таким образом Узбекистан получит возможность применить опыт развитых стран в системе образования страны через участие вPISA и других международных программах и также сможет сравнить его результаты с результатами других стран. Также следует учитывать, что участие в исследованиях PISA с периодичностью раз в четыре года дает возможность осуществлять мониторинг эффективности системы образования нашей страны в глобальном масштабе. PISA и подобные программы служат повышению качества образования в нашей республике.

Литература:

  1. PISA: всё, что нужно знать о глобальном исследовании образования: [сайт]. — URL: http://idum.uz/ru/archives/13414/ (дата обращения: 20.01.2022)
  2. Восток дело умное. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиаты. — [сайт]. — URL: ttps://lenta.ru/articles/2013/12/07/pisa/ (дата обращения: 20.01.2022)
  3. Латипов Ш. Что даст Узбекистану участие в оценке знаний школьников PISA. — [сайт]. — URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/09/08/education/ (дата обращения: 20.01.2022)
  4. О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования [текст]: Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 г. № 997. — [электронный ресурс]. — URL: https://www.lex.uz/ru/docs/4104191 (дата обращения: 20.01.2022)
  5. Рекомендации для образовательных организаций по использованию инструментария международного исследования качества подготовки обучающихся (pisa) в образовательной деятельности [текст]: Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования. — 2019. — C. 8
Основные термины (генерируются автоматически): PISA, Узбекистан, качество образования, Международная программа, народное образование, программа, OECD, образовательное достижение учащихся, учебный процесс, экономическое сотрудничество.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане

В статье рассматриваются проблемы и перспективы подготовки кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане. Анализируются международные и национальные программы подготовки специалистов социальной работы в Таджикистане.

Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь

В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В статье проводится анализ становления и развития международного экологического права в рамках деятельности ООН. Исследуется необходимость кодификации норм по исследуемой проблеме.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане

В статье рассматриваются проблемы и перспективы подготовки кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане. Анализируются международные и национальные программы подготовки специалистов социальной работы в Таджикистане.

Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь

В статье рассматривается позиция руководства Республики Беларуси по отношению к правовому развитию и о роли юриспруденции в образовании, о поддержке Президентом молодых специалистов. Профессия юриста востребована в Республике Беларусь. Проведен анали...

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В статье проводится анализ становления и развития международного экологического права в рамках деятельности ООН. Исследуется необходимость кодификации норм по исследуемой проблеме.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Задать вопрос