Говорение как вид речевой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 12994 раза

Библиографическое описание:

Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности / О. А. Аторина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88045/ (дата обращения: 17.12.2024).



Говорение, или экспрессивная речь — это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять наряду с аудированием устное вербальное общение. Говорение — форма устного общения, осуществляемая средствами языка, устанавливающая контакт и взаимопонимание, оказывающая воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. [2] Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.

Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами: мотив (потребность или необходимость высказаться); цель и функции (характер воздействия на партнера, способ самовыражения); предмет (своя или чужая мысль); структура (действия и операции); механизмы (осмысление, предвосхищение, комбинирование); средства (языковой и речевой материал); речевой продукт (типы диалогов, монологических высказываний); условия (речевые ситуации); наличие или отсутствие опор. [8]

Внешняя структура говорения состоит из следующих частей:

  1. Мотивационно-побудительной: создание замысла высказывания для чего (потребность), зачем (мотив) и что сказать (цель);
  2. Аналитико-синтетической: на данном этапе происходит подготовка реализации замысла высказывания. При говорении на иностранном языке учащимся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (анализ) и включить их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла. Речемыслительный процесс на этом этапе происходит во внутренней речи, которая является связующим звеном между интенцией, внутренним планированием (программированием) и развертыванием мысли.
  3. Контрольно-исполнительной — внешнего оформления высказывания и контроля, задача которых сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению. Для этого необходим эталон, который формируется в результате языковой практики. [1]

Все перечисленные части составляют структуру говорения как вида речевой деятельности.

Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование, артикулирование и внимание. На основе анализа методической литературы можно выделить характерные признаки говорения как вида речевой деятельности.

Е. И. Пассов выделяет следующие: «мотивированность, активность, целенаправленность, связь с действительностью, связь с коммуникативной функцией мышления, связь с личностью, ситуативность, эвристичность, самостоятельность и темп» [6].

Похожие специфические признаки говорения описывает С. С. Кашлев: «мотивация, активность процесса, сопровождение других видов речевой деятельности, непредсказуемость, темп, ситуативность» [3].

Многие отечественные ученые рассматривают говорение как сложный и многоаспектный процесс, который реализует не только функции приема и передачи информации, но также регулирует поведение человека и определяет эмоциональное состояние.

Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает, а именно: от обстановки в самом широком смысле слова и от конкретного экстралингвистического контекста. К последнему можно отнести цель и условия общения, конкретное содержание речевого акта, характерное своеобразие участников разговора, т. е. их возраст, уровень развития, образование, профессия, социальное положение и т. д. Все перечисленное образует ситуацию общения как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану».

Е. Н. Соловова подразделяет речевые ситуации на реальные, условные и проблемные [9]. Г. В. Рогова дает свою классификацию речевых ситуаций и выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное — все они должны соотноситься с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми [7].

Возникая в определенных сферах речевого общения, коммуникативная ситуация влияет на выбор тематики и может быть однотемной (например, бронирование столика в кафе и др.) и политемной (например, беседа в гостях у друга и др.).

Таким образом, акт устного общения (впрочем, как и письменного) может состояться при наличии мотивов, целей, коммуникативной ситуации. В учебном процессе необходимо создавать условия общения и мотивировать высказывания учащихся. При этом речь должна идти не о высказываниях школьников на уровне репродукции (например, простой пересказ текста), а на продуктивном уровне (высказывание учащегося от своего собственного лица, например, оценка прочитанной информации с точки зрения ее новизны или значимости для ученика).

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в различных, социально определенных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания. [2]

Поскольку владение иностранным языком имеет уровневый характер, то применительно к разным условиям обучения речь идет о разном уровне говорения на изучаемом языке. Поэтому указанная выше общая цель обучения говорению конкретизируется для каждого типа школы/варианта изучения иностранного языка и для этапов обучения.

Уровни владения говорением характеризуется также разной степенью самостоятельности и инициативности учащегося в общении, т. е. различным уровнем развития и характером компенсирующих (адаптивных) умений. Вся совокупность умений, способностей, в том числе способность понимать и принимать культурную специфику партнера по общению, составляет так называемую стратегию общения, обеспечивающую реализацию коммуникативных намерений (представить себя при знакомстве, рассказать о себе, своей семье и т. д.) и достижение речевых задач (рекомендовать, оправдать, опровергнуть и др.) в рамках законченного акта общения.

Стоит отметить, что учитель при достижении поставленных целей может столкнуться с рядом проблем. Одна из главных трудностей — отсутствие мотивации или естественной потребности для осуществления говорения на иностранном языке. Роль мотивации нельзя недооценивать, поскольку она является чрезвычайно важным фактором успешного участия в устно-речевой коммуникации. Еще одним препятствием для обучения говорению является психологический барьер. Есть учащиеся, которые уверенно читают и переводят, понимают речь на слух, но не могут говорить на иностранном языке. Причинами для этого являются страх совершить ошибку и получить плохую оценку, неуверенность в собственных силах и нехватка языковых средств. Еще одной проблемой является то, что ученики не знают, что сказать по обсуждаемой теме. Или же не понимают речевую задачу и цель коммуникации. Решить данные проблемы можно с помощью создания располагающей к общению атмосферы на уроке, не забывать хвалить и поддерживать учеников, а также благодаря выбору интересных тем и использованию современных технологий.

Следует также помнить, что «речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» [6]. Говорение как продуктивный процесс требует от учащихся больших временных затрат и усилий, поскольку требует также включения языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Как отмечает М. М. Ныркова, «говорение как один из видов речевой деятельности определяется как обязательный компонент каждого занятия по иностранному языку. Благодаря говорению осуществляется устное общение, а значит происходит вовлечение учащихся в коммуникативную ситуацию, которая в свою очередь тесно связана с языком» [5].

Существует две формы говорения: монологическая и диалогическая речь. В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям [4]. Под диалогической речью понимается процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Но разграничение между ними условно и используется в методических целях, чтобы учитывать при обучении лингвистические и психологические особенности каждой из форм речи. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

Эффективность обучения говорению, как виду устной речевой деятельности может быть достигнута за счет смысловой организации материала, создания ассоциативных связей, объединения наглядно-чувственного и абстрактно-логического компонентов. Обучение умению прогнозировать развитие ситуации общения, адекватно реагировать на изменяющиеся условия общения, а также правильно оформлять высказывания позволяет учащимся успешно общаться на иностранном языке, способствует достижению целей общения.

Литература:

  1. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2018.– 104 с.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. — М. — 2006.–336 с.
  3. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: ТетраСистемс. — 2013. — 119с.
  4. Колесникова И., Долгина О. «Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков» — СПб., 2001. -С.52.
  5. Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения / М. М. Ныркова // Цивилизация знаний: Российские реалии: Труды Восемнадцатой Международной научной конференции. В 2-х частях, Москва, 21–22 апреля 2017 года. — Москва: Российский новый университет. — 2017. — с.247–249.
  6. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст] / О. Г. Стародубцева. -М.: Русский язык, 1989. — 239 с.
  7. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998.
  8. Сакаева Л. Р., Баранова А. Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н. И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). — Казань, КФУ, 2016.
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002.
  10. Солонцова Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений/Солонцова Людмила Павловна/. — Алматы Эверо, 2015. — 373 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, говорение, речевая деятельность, диалогическая речь, коммуникативная ситуация, устное общение, вид, передача информации, условие общения, учащийся.


Задать вопрос