Судебное речеведение в структуре научного знания о речи и речевой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 07.08.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Лобас, А. Д. Судебное речеведение в структуре научного знания о речи и речевой деятельности / А. Д. Лобас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117013/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь является одним из основных средств коммуникации между людьми. Она позволяет выражать мысли, чувства и намерения, а также влиять на других людей. В связи с этим речь становится объектом изучения различных наук, таких как филология, психология, юриспруденция и др. Одной из областей научного знания, которая занимается изучением речи, является судебное речеведение.

Термин «речеведение» выбран для обозначения данного направления не случайно. Он получил распространение в России в середине ХХ века как обобщенное название исследований в области речевой деятельности и первоначально охватывал сферу педагогики и функциональной стилистики, а с середины 80-х годов начал активно использоваться в сфере речевых технологий, ориентированных на решение задач автоматического распознавания и синтеза речи. «Термин “речеведение” охватывает всю систему речи в целом, а не только сторону, связанную с тем, как передается лингвистическая информация посредством акустической волны… Отправным пунктом для речеведа является индивид, его состояние, причины, побудившие его к общению, а также все приемы, способы, которыми он пользуется в акте коммуникации» [1]. Объектом науки о речи в самом широком смысле является речевое поведение человека под воздействием различных факторов, комплекс речевых способностей в области устной и письменной речи, а также механизмы восприятия речи. Целью судебного речеведения — является разработка единой методологической базы для использования продуктов речевой деятельности в качестве доказательственной базы в судопроизводстве и оценке достоверности результатов исследования речи. «Доказательная информация, полученная в результате судебной экспертизы, позволяет быстро и рационально принимать решения при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел» [2]. Необходимо различать судебное речеведение как научную дисциплину и профессиональную деятельность судебных экспертов (проведение судебных экспертиз), научно-методологическую основу которой и составляет судебное речеведение. Предметом судебной речеведческой экспертизы является научно-методологический подход к извлечению доказательственной информации при исследовании речи субъектов, участвующих в судопроизводстве. К предметным областям судебного речеведения относятся закономерности формирования, развития и исполнения функционально-динамический комплекса речевых возможностей человека как в устной, так и в письменной речи.

Таким образом, предметная область судебного речеведения определяется широким кругом практических вопросов, связанных с судопроизводством. Как отмечает Е. И. Галяшина, лингвистический анализ уже 20 лет используется для криминалистической идентификации и диагностики личности говорящего по фонограммам речи и речевых произведений, для установления авторства спорных анонимных или псевдоанонимных текстов, а также для выявления фальсификаций и мистификаций всевозможных речевых произведений, прочно вошла в практику судопроизводства с целью выявления признаков монтажа, установления личностных характеристик говорящего или автора в момент произнесения, условий и обстоятельств речевого общения в момент создания текста, а также для дальнейшей идентификации автора текста [2]. В систематизированном виде весь круг вопросов, требующих знаний в области речеведения, представлен как одна из криминалистических специальностей, выделены самостоятельные классы криминалистических исследований речи, включающие такие виды экспертиз, как автороведческая, лингвистическая и фонологическая [3].

По мнению Россинской Е. Р., как научная парадигма, судебная фонетика принципиально отличается от других прикладных направлений лингвистики по следующим признакам:

— специальные знания в области юридической фонетики составляют основу для ее процессуального использования в судопроизводстве, позволяя ученым-логопедам выступать в двух процессуальных квалификациях: эксперта и специалиста;

— устная и письменная текстовая экспертиза проводится в особом порядке, предусмотренном соответствующими процессуальными законами (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ), которые определяют права, обязанности и ответственность эксперта, лица, назначившего экспертизу, и других участников уголовного или гражданского судопроизводства по вопросам назначения экспертизы определены права, обязанности и ответственность эксперта;

— процессуально предусмотрено разъяснение экспертом интересующих участников судопроизводства вопросов на основе его специальных знаний в области науки судебной речи: ст.188 ГПК РФ; ст. 58, 168 и 270 УПК РФ; 25.5 КоАП РФ; эксперты в области судебной лингвистической экспертизы должны использовать свои специальные знания и навыки для оказания помощи в поиске, обеспечении сохранности и изъятии предметов и документов, применять технические средства, помогать в допросе экспертов и давать пояснения суду и сторонам в пределах своей профессиональной компетенции;

— после устной и письменной лингвистической экспертизы текста заключение эксперта должно быть подготовлено в письменном виде с соблюдением определенных правил его подготовки и оформления. После подготовки письменного заключения эксперт может быть вызван к следователю или в суд для дачи устных показаний по мотивам своего письменного заключения;

— пояснения эксперта по вопросам, интересующим участников судопроизводства, даются, как правило, в устной форме в ходе следственных действий или участия в судебных заседаниях и фиксируются в протоколе;

— заключения экспертов и их показания имеют статус судебных доказательств [4].

— выступления экспертов носят вспомогательный характер и способствуют исследованию материалов дела и оценке собранных доказательств, в том числе заключений экспертов.

В философском понимании речь — это вид человеческой деятельности, заключающийся в общении с другими людьми, выражении и передаче мыслей с помощью определенного языка. Мир, отражаемый в сознании индивида посредством речевого общения, постоянно дополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, которое связано с достижениями всей общественной и производственной практики человечества. В этом общении происходит постоянный обмен мыслями. С одной стороны, мы понимаем и усваиваем чужие мысли, с другой — формируем и выражаем свои собственные. В связи с этим различают пассивную (сенсорную) речь, в которой мы воспринимаем и понимаем речь других, и активную (моторную) речь, в которой мы выражаем свои собственные мысли, чувства и желания. Психологически то, что разделяется между говорящим и слушающим, интегрируется как единое целое во внутренней структуре речи. Физиологически это объясняется тем, что анализ речевых движений и слуховой анализ работают в унисон и между ними существует связь. [5]

Из этого можно сделать вывод, что что судебное речеведение тесно связано с тонкими науками, например, с психологией. Психология является основой для построения логических цепочек доказательной речи.

Это означает, что речь в суде должна быть четко доказательной. Это важнейшее условие качества речи. Однако эффективность судебной речи может быть достигнута и за счет соблюдения определенных полемических и психологических правил:

— необходимо привидение доводов по существу дела, не отвлекайтесь на сторонние, не относящиеся к сути дела факты;

— никогда не начинайте доказывать очевидные факты, это может натолкнуть вашего оппонента на вашу неуверенность и отсутствие важных доводов;

— всегда акцентируйте внимание на главных доказательствах или важных тезисах;

Вывод

Сегодня судебное речеведение играет все более важную роль в исследованиях и разработках в области права. Это связано с тем, что процесс доказательства между индивидами определяет их реакцию на действие окружающей среды. При этом одним из видов этой реакции является взаимодействие между индивидами. С психологической точки зрения судебное разбирательство — это сложный психический процесс, протекающий в неблагоприятной для взаимодействия среде (в силу причин ее возникновения). Особенности судебной процедуры — стресс, он создает условия для выявления реальных качеств каждой личности, ее истинного отношения к событиям, фактам и другим лицам. Поэтому очень важно, чтобы участники процесса цивилизованно и правомерно влияли на его ход, учитывая интересы других людей и общества в целом.

Развитие судебного речеведения как отрасли юриспруденции способствует качественному улучшению этики участников судопроизводства, снижает уровень судебных проступков и позволяет суду лучше определять процессы, мешающие ему установить истину.

Благодаря развитию науки о судебной речи повышается интерес законодателя к правильному использованию русского языка как государственного.

Литература:

  1. Златоустова Л. В., Потапова Р. К., Трунин-Донской В. Н. Общая и прикладная фонетика: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1986. 304 с.
  2. Галяшина Е. И. Феномен судебного речеведения // Лингвистическая полифония: сб. ст. в честь юбилея профессора Р. К. Потаповой. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 688–709.
  3. Глинская Н. П. Современные исследования западной юридической лингвистики: новые проблемы и подходы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 152–158.
  4. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. — М., 1996.
  5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, область, речь, судебная речь, ответственность эксперта, письменная речь, письменное заключение, речевая деятельность, речевое общение.


Похожие статьи

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности речевых актов

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

Понятие лингвострановедения и возможности лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Роль права в формировании правовой культуры

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Похожие статьи

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности речевых актов

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

Понятие лингвострановедения и возможности лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Роль права в формировании правовой культуры

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Формирование социальной компетентности посредством предметных компетенций по обществознанию

Задать вопрос