Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможности экспертного установления личности по риторическим особенностям устной речи

Юриспруденция
19.11.2018
87
Поделиться
Библиографическое описание
Чистоногов, Н. А. Возможности экспертного установления личности по риторическим особенностям устной речи / Н. А. Чистоногов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53846/.


Ключевые слова: фоноскопическая экспертиза, риторические особенности речи, экспертиза в уголовном судопроизводстве.

Общеизвестно, что информацию о человеке, можно подчерпнуть из его устной речи. В этой связи исследование риторических (ораторских) особенностей речи в ходе экспертизы фонограмм является важным аспектом, способствующим истинному установлению личности лица, совершившего преступление. При этом эксперт, производящий экспертизу должен обладать комплексными знаниями не только в области техники и криминалистики, но и в области лингвистики, риторики и речеведения.

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на личностную информацию, которую несет в себе то или иное выступление, записанное на техническое средство. В этой связи думается целесообразно выделить ряд особенностей речи говорящего с целью его идентификации.

Профессор Н. Н. Кохтеев в своем учебнике по риторике выделяет следующие особенности речи говорящего, которые могут характеризовать личность [1]:

– во-первых, степень нормативной оформленности речи, а именно насколько она отвечает нормам русского языка, насколько она литературно оформлена. Это помогает сориентировать в уровне образованности, словарного запаса и др.

– во-вторых, степень подготовленности и заданности речи с учетом конкретной аудитории слушателей (на кото она рассчитана). Это помогает понять подготавливалась ли заранее речь выступающего, имел ли последний возможность обдумать программу выступления, выстроить ее композицию и подобрать необходимый материал

– в-третьих, степень связанности речи, а именно выстроен ли план речи в соответствии с поставленной целью, все её компоненты (введение, основная часть и заключение) взаимосогласованны.

– в-четвертых, характер ориентированности. Учитывал ли говорящий профессию, уровень образования и социальное положение аудитории перед которой он выступает. Другими словами, стиль и речевые обороты адаптированы ли под слушателей.

– в-пятых, психологический контакт. Согласно толковому словарю, под психологическим контактом понимается «положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности» [2]. По мнению известного актера и педагога

К. С. Станиславского психологический контакт есть приспособление, а именно внешние или внутренние ухищрения, которые применяют люди для наиболее плодотворного общения [3].

Нам же видится, что психологический контакт — это межличностное эмоциональное состояние выступающего и аудитории, которое возможно наладить только в процессе личного выступления, когда говорящий видит слушателей, ощущает реакцию на представляемую информацию и имеет возможность ее направить в нужном направлении, скорректировать эмоциональный ответ, используя приемы психологического воздействия.

– В-шестых, индивидуальность. Говорящий, его индивидуальные качества и свойства лично наглядно проявляются в речи, с которой он выступает. В этой связи будет уместно вспомнить изречение известного античного философа Сократа «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел…» [4]. Лица, обладающие богатым словарным запасом, как правило, выражают свои мысли емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации словами. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов, отличающихся недостаточными выразительностью и последовательностью и довольно примитивных.

– В-седьмых, степень «эмоционального окраса». Речь выступающего, который желает донести информацию до слушателей (внушить ее) невозможно представить без проявления чувств. Еще в древности было замечено, что наибольший эффект на слушателей производит проникновенное выступление. Квинт Гораций Флакк утверждал» «Si vis me flere, dolendum est primum ipsi tibi», что в переводе означает «Если хочешь, чтобы я плакал, ты должен прежде всего сам испытывать боль…» [5]. Необходимо отметить, что речь женщины более эмоциональна нежели чем мужчины, кроме того, дает понимание состояния лица в момент записи речи на технический носитель.

– И наконец, в-восьмых, соблюдение временных рамок и необратимость речи. Означает, что выступающий ориентировался во времени (или не ориентировался), длительность речи четко коррелируется к ее виду (например, поздравительная речь должна быть краткой, лекция более длительна по времени и т. д.).

Необходимо заметить, что зачастую люди с низким голосом имеют более внушительный рост. В процессе экспертных исследований установлена связь между устной речью и физическими характеристиками человека. Она отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии человека.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших «словечек» и выражений.

Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что устная речь характеризуется риторическими и лингвистическими признаками, которые носят индивидуальный характер и являются относительно неизменными и устойчивыми, в следствии чего дают возможность не только установить особенности личности, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его.

Литература:

  1. Кохтеев Н. Н. Риторика: Учебное пособие /Н. Н. Кохтеев, М.: Просвещение, 1994. — 118 с.
  2. Юридическая психология: словарь терминов / Электронный ресурс: режим доступа https://juridical_psychology.academic.ru
  3. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной деятельности. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://ci-razvedka.ru/ html
  4. Афоризмы и цитаты известных людей / электронный ресурс: режим доступа http://aforisma.ru/goracij-vyskazyvaniya
  5. Афоризмы и цитаты известных людей / электронный ресурс: режим доступа http://aforisma.ru/goracij-vyskazyvaniya
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
фоноскопическая экспертиза
риторические особенности речи
экспертиза в уголовном судопроизводстве
Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 209-210):
Часть 3 (стр. 179-261)
Расположение в файле:
стр. 179стр. 209-210стр. 261

Молодой учёный