В статье авторы пытаются обосновать значение информационно-образовательного пространства в управлении качеством образования в сельской школе.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, информационно-образовательное пространство, сельская школа.
Современный учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли. Поэтому преподавательский состав должен быть готов в полной мере предложить новые формы учебной деятельности и образовательных технологий. Обновление форм и содержания образования — одна из важнейших задач современной российской школы.
Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства. Сегодня оно является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь «в целях повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, условий и возможностей для саморазвития и раскрытия таланта каждого человека». Единое информационное пространство школы — это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками. Внедрение новых информационных технологий в организацию учебного процесса позволяет улучшить управление качеством образования.
Значение информационно-образовательной среды огромно, именно качество ИОС во многом влияет на успешность образования учащихся. Как мы убедились выше, разные авторы видят информационно-образовательную среду по-разному, но все они сходятся в одном — это сложная многокомпонентная структура, которая должна связывать всех участников образовательного процесса, используя разнообразные ресурсы как материально-технические, так и педагогические.
Исторически, большую часть Российской Федерации составляют сельские регионы, по статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч — сельские, где учатся более четырех миллионов человек. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5–10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Для сельской школы характерны устаревшая материально-техническая база, постоянное недофинансирование и более низкое кадровое обеспечение. Таким образом, ученик сельской школы уже на старте имеет неравные возможности в доступности получения качественного современного образования. В тоже время социальная миссия сельской школы определяется ее особым статусом: сельская школа традиционно рассматривалась не только как сугубо образовательное учреждение, но и, как правило, как единственное социокультурное учреждение, очаг культуры, национальных и региональных традиций в сельской местности.
В рамках экспериментального исследование на базе МБОУ «Бухарайская ООШ» Заинского муниципального района была разработана и реализована модель управления качеством образования с применением информационно-образовательного пространства в сельской школе.
В рамках констатирующего этапа был проведен анализ состояния качества образования МБОУ «Бухарайская ООШ». На данный момент количество обучающихся — 64 ученика, проживающие на территории 4 близлежащих сел. Педагогический состав насчитывает 12 человек. Образовательная организация занимала высокое место в районе по среднему возрасту коллектива. Педагоги активно использовали компьютеры в своей образовательной деятельности, но это касалось обычно только работы с электронным журналом, почтой, подготовки к урокам и демонстрации материалов урока. Анализ материально-технической базы позволил сделать вывод о низкой обеспеченности образовательной организации средствами информатизации. Результаты опроса психологической готовности к применению дистанционно-образовательных технологий (далее — ДОТ) позволили сделать выводы, что в большинстве своем учителя осознают необходимость применения ДОТ, но в то же время относятся к ним достаточно отрицательно из-за неуверенности в своих силах и страха перед сложностями их освоения.
На основании SWOT-анализа были сделаны следующие выводы. В школе существуют условия для развития информационно-образовательной, но в то же время эти условия недостаточно были благоприятны, существует ряд недостатков: недостаточно высокий уровень мотивации педагогических работников к освоению и использованию новых ИКТ-технологий; нет механизма дистанционного обучения; технические возможности, предоставляемые школой, не используются или используются нерационально, обеспечение в технически-материальном плане низкое. Нет наличия какого-либо единого информационно-образовательного пространства, педагоги используют только некоторые известные в педагогическом сообществе ЭОРы (сайты Инфоурок, Учи.ру и др.).
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы была разработана модель управления качеством образования с применением информационно-образовательного пространства и реализована в процессе формирующего этапа экспериментальной работы.
Рис. 1.
Компонентами информационно-образовательного пространства нами определены:
1.Организационно-управленческий.
2.Технологический.
3. Образовательный.
4. Методический.
5. Кадровый.
При реализации разработанной модели управления качеством образования при применении информационно-образовательного пространства были достигнуты результаты:
Таблица 1
Результаты реализации по формированию ИОП
№ |
Компонент и результат |
1. |
Организационно-управленческий компонент
|
2. |
Технологический компонент
|
3. |
Образовательный компонент
|
4 |
Методический компонент
|
5 |
Кадровый компонент
|
Результатами реализации модели управления качеством образования с применением информационно-образовательного пространства стали:
— разработанное и реализованное информационно-образовательное пространства образовательной организации;
— обновлённая нормативная база использования электронного образования (далее –ЭО) и ДОТ;
— рекомендации по использованию возможностей информационно-образовательное пространства как инструмента эффективного управления качеством образования образовательной организацией;
— применение элементов ИОП, использование ЭОР как условие выполнения требований ФГОС, дистанционное сопровождение образовательного процесса.
Достигнуты следующие эффекты:
- Созданы организационные и технические возможности для совершенствования управления качеством образования, также оптимизация и снижение издержек процессов управления деятельностью образовательной организацией.
- Повышена доступность любой информации результатов деятельности.
- Представлена информация о школе, необходимой для всех участников образовательного процесса.
- Снижена нагрузка в части ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности и обеспечения учебного и воспитательного процесса.
В целом можно сделать вывод, что информационно-образовательное пространство способствует улучшению качества образования, но необходимо заметить о важности технической и финансовой составляющей и уровня ИКТ-компетенций педагогов и обучающихся. Рекомендуется использовать материалы работы в процессе формирования информационно-образовательного пространства образовательной организации и управлении качеством образования в сельской общеобразовательной школе.
Литература:
- Абдуразаков, М. М. Представление информационно-образовательной среды в образовательном киберпространстве / М. М. Абдуразаков, О. Н. Цветкова, И. В. Миронова // Историческая и социально-образовательная мысль. — М.: 2016. — C. 173–179.
- Ахметов, Б.С., Бидайбеков Е. Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [электронный ресурс] 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка. — Омск, 2012. — URL: http://www.omsu.ru/conference/stat.php — 10.11.21.
- Вострикова, Т. В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. В. Вострикова. — Ростов-н/Д., 2010. — 25 с.
- Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореферат дис. доктора пед.наук / И. Г. Захарова. — Тюмень, 2009. — С. 24–26.
- Коротов, Э. М. Управление качеством образования / Э. М. Коротов — М.: Академический проект, 2012. — 264 c..
- Курова, Н. Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы [электронный ресурс] / Н. Н. Курова. — М., 2011. — URL: http://www.ito.su/00a0f682fb916586aca. — 10.11.21.
- Тарасов, С. В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория / С. В. Тарасов // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2014. — № 1. — С. 5–16.
- Шилова, О. Н. Образовательная информационная среда в системе повышения квалификации учителя / О. Н. Шилова // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. — 2015. — № 2. — С. 134–138.