Управление качеством образования в муниципальном общеобразовательном учреждении на примере Усть-Наринской средней общеобразовательной школы
Автор: Базарова Мыдыгма Баясхалановна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 30.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Базарова, М. Б. Управление качеством образования в муниципальном общеобразовательном учреждении на примере Усть-Наринской средней общеобразовательной школы / М. Б. Базарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9735/ (дата обращения: 16.01.2025).
Качество образования является сложной интегративной характеристикой, в которую входят результаты деятельности образовательной организации, показатели образовательного процесса и образовательной среды, а также степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон процессом и результатом деятельности образовательной организации. В статье рассмотрена система управления качеством муниципального бюджетного образовательного учреждения, в которую входят следующие блоки: нормативно-документационный, организационный, процессуальный, инструментально-технологический, параметрический, информационно-презентационный. Постоянное взаимодействие всех субъектов данной системы позволяет осуществлять контроль и совершенствование качества образования в организации.
Ключевые слова: система образования, общеобразовательная организация, качество образования, управление качеством образования.
В настоящий момент российская образовательная система переживает сложные времена. Недостаток финансовых средств и дефицит педагогических кадров, который составляет около 250 тысяч штатных единиц и затрагивает примерно 40 % образовательных учреждений, существенно усложняют работу российских школ [2]. Поскольку данные обстоятельства по отношению к образовательным организациям являются внешними, то есть такими, на которые они повлиять не могут, педагогическим коллективам следует обратиться к внутренним резервам. В такой ситуации предметом особого внимания должно стать повышение эффективности управления качеством образования [4]. Существуют современные подходы и методы, позволяющие значимо интенсифицировать данный процесс путем организации деятельность учреждения, без вложения дополнительных финансовых средств. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования отечественной системы образования в условиях кадрового дефицита и недостаточного финансирования.
Рассмотрим понятие «качества образования». Естественно, что для различных заинтересованных сторон понятие качества означает разные характеристики. Его понимание неоднозначно. Далее на рисунке 1 представлены особенности восприятия качества образования всеми участниками образовательного процесса [5].
Рис. 1. Понимание участниками образовательного процесса термина «качество образования»
Таким образом, есть две основные точки зрения на качество образования: во-первых, удовлетворенность разных участников, во-вторых — уровень достижения поставленных целей и решения задач [8].
В целом, такую характеристику, как качество образования, можно измерить с помощью количественных показателей: уровня соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям ФГОС; результативность деятельности как образовательной организации в целом, так и каждого учителя в отдельности [9].
Качество образования образовательной организации с точки зрения образования как услуги — это «потребительские свойства» образования как услуги, степень удовлетворенности потребителей данной услуги — учащихся и их родителей.
Управление качеством образования, как и любой управленческий процесс, по своей сути является проектным процессом: в него входит определение целей образования, этапов реализации этих целей, ответственных лиц, способов их мотивации, создание механизмов контроля и мониторинга, а также системы анализа результатов [3].
В понятие качества образования входят не только характеристики результатов образования, но и качество образования как процесса, его условий, технологий, среды и т. д.
Основные составляющие качества образования как процесса представлены далее на рисунке 2 [6].
Рис. 2. Элементы качества образования как процесса
Если проводить аналогии с управлением качеством на промышленном предприятии, то в образовании такая система должна быть постоянно работающей и представлять собой замкнутый контур, в котором происходит взаимодействие взаимосвязанных субъектов и элементов [1].
Цель системы управления качеством образования в муниципальной образовательной организации — предоставление на постоянной основе качественных образовательных услуг, отвечающих ожиданиям потребителя и соответствующих требованиям законодательства и вышестоящих органов. Процесс управления качеством в муниципальной образовательной организации состоит из стадий, характерных для любого управления — проектирования, воздействия, мониторинга, анализа и коррекции [8].
В рамках проектирования формируются нормативные, организационные, методические и организационные инструменты воздействия на качество образования.
Воздействие осуществляется посредством удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг путем разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ в организации.
Анализ, мониторинг и, в зависимости от результатов — коррекция, осуществляются путем организации обратной связи оценивания целевых показателей и сопоставления практических результатов с данными показателями, достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления [9].
Далее представлены элементы системы управления качеством образования в муниципальной образовательной организации МОУ «УНСОШ» (рисунок 3).
Рисунок 3 — Элементы системы управления качеством образования в муниципальной образовательной организации
Профессиональная деятельность работников педагогического коллектива школы построена на принципах инициативы, мотивации, саморазвития, инновационности. Педагог ощущает себя субъектом, планирующим и осуществляющим деятельность по повышению своего профессионального мастерства. Изменение методической работы, появление новых, современных форм, предполагающих высокую степень активности, способствует повышению профессиональной компетентности. Педагоги школы всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и умеют использовать их в своей работе, что не только повышает качество образования, но и формирует у обучающихся устойчивый познавательный интерес.
Таким образом, была рассмотрена тема качества образования на примере МОУ «УНСОШ». В муниципальной организации выстроена постоянно действующая структура управления качеством, в которую входят нормативно-документационный, организационный, процессуальный, инструментально-технологический, параметрический, информационно-презентационный блоки. Это постоянно действующая система, в центре которой находится педагог как субъект собственного профессионального совершенствования. Заинтересованные, мотивированные, стремящиеся к постоянному профессиональному росту педагоги занимают ключевое место в системе управления качеством образования.
Литература:
- Алтыникова Н. В. и др. Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя: теоретико-методический аспект //Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27. — №. 1. — С. 65–81.
- Заманова Р. А. Нужны срочные меры: в России не хватает 250 тысяч учителей. Газета. 24 октября 2024. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/10/24/24229129
- Кашаев А. А., Петренко А. А. Управленческая модель научно-методического сопровождения развития региональной системы оценки качества образования //Психолого-педагогический поиск. — 2021. — №. 2. — С. 58–68.
- Макаренко Ю. В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг //Педагогический вестник. — 2020. — №. 14. — С. 67–68.
- Седова А. В. Цифровые платформы в системе управления качеством образования. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 4. С. 198–201
- Субботина Т. Н. Управление качеством образования: методологический аспект //Дневник науки. — 2023. — №. 5. — С. 77.
- Султанова А. И. Мониторинг как средство управления качеством образования //ББК 74.24 Р76. — 2023. — С. 104.
- Третьякова Т. В. Качество образования как гарантия эффективности // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2. С. 117–122
- Шамова Т. И. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2007. 382 с