Ключевые слова: тенденции, информационно-образовательная среда, информационные технологии, управление.
Современное образование России претерпевает ряд изменений в рамках модернизации экономики и ее перехода от постиндустриальной фазы к цифровой. Все изменения сопровождаются внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования нового поколения (далее ФГОС) на базе ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации». Именно ФГОС начального и основного общего образования, вступающие в силу в полном объеме, определяют вектор развития системы образования на федеральном уровне.
Тенденциям развития и реформирования современного образования посвящено множество исследований, научных статей и учебных пособий. Их авторы сходятся во мнении при выделении ключевых тенденций развития образования России:
‒ демократизация;
‒ открытость и интеграция;
‒ стандартизация и регионализация;
‒ гуманизация;
‒ гуманитаризация;
‒ дифференциация;
‒ развивающий характер;
‒ непрерывность;
‒ информатизация и компьютеризация;
‒ технологизация и фундаментализация;
‒ ориентация на опережающее и непрерывное образование [?].
Рассматривая тенденции развития образования через призму реформирования и необходимости внедрения информационно-коммуникативных и цифровых технологий в образование, ключевой становится информатизация и компьютеризация. Развитие вектора именно этой тенденции дает широчайшие возможности для реализации всех остальных, т. к. современные компьютерные и цифровые технологии сняли ряд ограничений для получения образования, сделав его более доступным.
Информатизация и цифровизация образования делают возможным получение образования без ограничений по форме и виду, по удаленности обучающегося от места реального положения образовательной организации; создают широкие возможности для людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно для тех кто мало мобилен и не может присутствовать на очных занятиях; снимают религиозные, гендерные, национальные рамки образовательного процесса, помогают сохранить культурную самобытность малых народов, давая возможность получать образование на родном языке; дают возможность получать международное образование, не выезжая за пределы своего города, не ориентируясь на языковую среду; помогает развивать личностные качества и реализовать творческий и умственный потенциал.
Наряду с освоением образованием инновационных цифровых технологий возникает потребность в новых педагогических подходах к реализации образовательного процесса. Появились широкие возможности дистанционного образования и расширились возможности использования дополнительного материала при использовании традиционных форм обучения.
Современное образование вышло за стены образовательных учреждений и способно существовать автономно от классических моделей реализации педагогических идей, давая возможность получать так называемое, цифровое образование. Но обилие информационных и технологических возможностей привело к возникновению огромного множества цифровых ресурсов, зачастую сомнительного качества. Это привело к необходимости создания качественных, индивидуальных, самодостаточных, независимых электронных образовательных ресурсов, способных удовлетворить потребности обучающегося в получении знаний, а образовательной организации дать возможность полностью реализовать свой педагогический потенциал. Платформой и хранилищем таких ресурсов может стать информационно-образовательная среда, которую формирует и развивает образовательная организация, исходя из собственных потребностей.
«Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность субъектов образовательного процесса (преподаватели, обучающиеся) и компонентов методической системы обучения (содержание обучения, учебные и методические пособия, традиционные и электронные средства обучения, образовательные интернет-ресурсы, средства коммуникации и т. д.), обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно ориентированной педагогической системы» [1].
Стоит заметить, что ИОС, в вышеуказанном понимании, несет только образовательную функцию. Но ФГОС начального и основного общего образования четко регламентируют и нормативно закрепляют состав и структуру информационно-образовательной среды, при этом указывая не только на необходимость создания системы взаимодействия технологических средств (компьютеров, баз данных, коммуникационные каналов, продуктов программного обеспечения и т. д.), культурных и информационных форм информационного взаимодействия, развитой компетентности участников образовательного процесса для решения поставленных образовательных, воспитательных и профессиональных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие отдельных служб поддержки.
Службами поддержки становятся не только службы, поддерживающие постоянную и бесперебойную работу ИОС в целом, но и службы, обеспечивающие планирование образовательного процесса в соответствии с нормативными актами, обеспечивающие публикацию, размещение, хранение материалов, использующихся в образовательном процессе, контроль качества и анализа образовательного процесса, возможность постоянного взаимодействия участников образовательного процесса, сбор и обработку данных, полученных при реализации образовательной программы для коррекции, пролонгации и решения задач управления образовательной деятельностью. Смежные службы должны осуществлять контроль доступа всех участников процесса образования к ресурсам ИОС и ресурсам информационно-образовательного характера находящиеся вне ИОС, но являющиеся необходимыми для образовательного процесса. Также немаловажное направление деятельности вспомогательных служб ИОС — это обеспечение четкого взаимодействия образовательной организации с органами контроля качества и управления в сфере образования разного уровня.
Все элементы ИОС, как необходимые для реализации образовательного процесса, так и вспомогательные службы для удобства пользования и легкости управления и контроля, должны находиться в одной оболочке и образовывать целостное, взаимосвязанное и функциональное ядро ИОС образовательной организации.
Для обеспечения развития образования в соответствии с современными тенденциями ИОС должна быть:
‒ гибкой и способной приспосабливаться к постоянно меняющимся запросам участников образовательного процесса;
‒ открытой, предоставлять возможность доступа к своим ресурсам и функциональным возможностям из любой точки земного шара, функционировать и развиваться за счет всех доступных источников;
‒ многофункциональной, обладать и обеспечивать участников образовательного процесса всем перечнем предоставленных в ее распоряжение средств;
‒ эргономичной, интуитивной, способной быстро реагировать на запросы пользователя и др.
Каждый элемент ИОС, находясь в одной оболочке, является отдельно функционирующей системой, которая в свою очередь имеет ряд структурных подсистем, которые выстраиваются согласно методическим разработкам и требованиям, предъявляемых содержанием образования и средствами его реализации.
Рассматривая возможности и функции ИОС нельзя забывать и о тех, кто станет ее пользователями — педагогах, обучающихся и их родителях., Для того чтобы пользователи могли в полной мере реализовать свои педагогические обязанности и образовательные потребности с помощью ИОС, они должны обладать ИКТ-компетенциями. Стоит учесть, что основным пользователем и администраторами ИОС будут педагоги и администрация образовательной организации, так как именно на них ложится ответственность за организацию корректной работы системы, наполнение ее цифровым контентом. К тому же профессиональный стандарт педагога обязывает его владеть ИКТ–компетенциями, выделяя три основные: общепользовательскую ИКТ-компетенцию; общепедагогическую ИКТ-компетенцию; предметно-педагогическую ИКТ-компетенцию (отражающую профессиональную ИКТ-компетенцию соответствующей области человеческой деятельности).
Система среднего и высшего педагогического профессионального образования адекватно отреагировала на требования, предъявляемые к педагогам профессиональными и образовательными стандартами нового поколения, включив в программы обучения студентов модернизированные курсы информатики и ИКТ. Но это не решает возникающую проблему овладения педагогами старших поколений ИКТ-компетенциями. Выход из ситуации предлагает система курсов повышения квалификации. Системообразующими образовательными организациями выступили не только организации среднего и высшего профессионального образования, но и специализированные образовательные организации переподготовки кадров и повышения квалификации педагогических работников. Кроме этого, образовательные учреждения самостоятельно организуют курсы повышения квалификации на своей базе и с привлечением сторонних сотрудников. Особенно такая форма подготовки педагогов дает положительный результат при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуальными особенностями ИОС конкретно взятой образовательной организации.
Обучающиеся и их родители имеют меньшие права доступа и не имеют возможности администрирования системы, что понижает требования системы к ИКТ-компетенциям пользователей данного уровня. Но не освобождает их от обязанности овладения данного вида компетенциями. При этом обучающиеся находятся в более выгодной позиции, так как им предоставляется возможность овладения ИКТ-компетенциями в рамках образовательного процесса, зачастую без дополнительных временных и материальных затрат. Чего нельзя сказать о педагогах и родителях обучающихся, которые вынуждены дополнительно затрачивать время и зачастую финансовые средства на овладения ИКТ-компетенциями.
Говоря о модернизации системы образования в России и реализации концепции информатизации общества, можно заключить, что процесс информатизации и перехода к цифровой экономике процесс длительный и требующий значительных ресурсных затрат. Но этот процесс не обходим, и не имеет обратной силы. Так как Россия стремится занять лидирующую позицию среди стран с развитой экономикой, одним из показателей успешного роста и развития которой является успешно функционирующая, развивающаяся и показывающая высокие результаты система образования, и без использования ИОС это становится невозможным. Образование являясь базовым сегментом экономики обязано соответствовать требованиям времени. А, это значит, что цифровизация процесса управления образованием и внедрение ИОС повсеместно является приоритетом государственной политики в области образования.
Литература:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования — Среднее (полное) общее образование — URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosob.html
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н — URL: http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82- %D0 %BF %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B0/
- ГОСТ Р 53620–2009 — Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. — URL: http://www.gostedu.ru/ 50209.html
- Суворова Т. Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-terminologicheskiy-aspekt-struktura-vozmozhnosti-funktsii-i-perspektivy-razvitiya