Понятие информационного пространства школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 3692 раза

Библиографическое описание:

Зубалова, О. Е. Понятие информационного пространства школы / О. Е. Зубалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4131/ (дата обращения: 16.12.2024).

Большинство исследователей проблем информатизации образования полагают, что ближайшей целью информатизации является создание информационно-педагогической среды, включающей в себя систему аппаратных средств, ПО, специалистов и пользователей, документооборота, баз данных, реализующих информационные процессы.

В конце 90-х годов считалось, что информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность учреждений, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а так же совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, реализующих образовательную деятельность. Однако ряд авторов полагают, что такое определение, берущее за основу только телекоммуникации и информационные технологии, не является полным и адекватным. [2, с. 258.].

В этой связи вводится в научный оборот понятие «информационное пространство», раскрывающее такие взаимосвязи информационных сред как регион, страна, мировое сообщество, единое информационное пространство. Поэтому информационное пространство должно максимально полно удовлетворять информационным потребностям всех участников образовательного процесса.

Информационное пространство школы реализует ряд очевидных преимуществ, например [9, с. 126-127]:

  • концентрирует потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

  • обеспечивает целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

  • создает условия для того, чтобы ученик мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;

  • организовывает разностороннее взаимодействие, обмен знаниями и мнениями;

  • организовывает круглогодичный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности организма каждого человека и т.д.

Как уже было сказано, одним из важных аспектов повышения эффективности и качества образования является создание информационного пространства учебного заведения и на его основе – внутришкольной системы управления, соответствующей современным требованиям к организации образовательного процесса, анализу его финансового и кадрового обеспечения.

Известно, что личностно-ориентированный подход позволяет существенно улучшить организацию разработки программных систем сложных объектов, к которым безусловно относится и исследуемый объект – информационное пространство [10, с. 144.]. Необходимость внесения максимально-возможного динамизма в организацию достаточно инерционного по своей сущности процесса требует решения ряда проблем:

  • оперативный сбор, хранение и доступ к информации на различных стадиях принятия управленческих решений;

  • мониторинг исполнения принимаемых решений в целях прогнозирования развития различных аспектов деятельности образовательного учреждения;

  • осуществление распределенности (доступности) информации между различными категориями управленцев и исполнителей;

  • защита информации и т.д.

Под информационным пространством учебного заведения понимается совокупность всех информационных ресурсов учреждения. [7, С. 384.]. Использование объектно-ориентированного подхода делает возможным его представление в виде некой многомерной структуры данных, каждый слой (измерение) которой отражает тот или иной компонент пространства. Отдельные компоненты определяются в зависимости от внутренней организации учебного заведения, а также от поставленных задач. Внутри каждого компонента при необходимости предусматривается дальнейшая детализация объектов.

Объектная парадигма в основе системы позволяет ей оперировать с набором типизированных объектов, как на программном уровне, так и на уровне пользователя, что с одой стороны обеспечивает свободное расширение функциональных возможностей системы, а с другой стороны – унификацию, доступность и понятность пользовательского интерфейса.

Для определения набора объектов, их свойств, методов и взаимосвязей модель информационного пространства учебного заведения представлена в виде некой многомерной структуры. [5, с. 210.].Кроме связей внутри отдельных компонентов, объектная модель предусматривает также возможные связи между объектами разных слоев информационного пространства, что позволяет осуществлять различные срезы внутри самого пространства.

Внутри информационного пространства осуществляется решение следующих задач:

  • сбор информации;

  • хранение и обработка информации;

  • предоставление информации пользователю для принятия того или иного решения.

Задача сбора информации не вызывает больших затруднений, но выдвигает ряд требований, связанных с построением дружественного пользовательского интерфейса.

Существует несколько подходов к созданию единого информационного пространства образовательного учреждения. Один из них - интеграционный подход, предполагающий объединение разнородных информационных систем в единое, динамично развивающееся информационное пространство. [6, С. 129.].

Национальным проектом «Образование» и федеральной целевой программой «Развитие образования на 2006–2010 гг.» (ФЦПРО) автоматизация образовательных учреждений определяется в качестве одного из приоритетных направлений перестройки российской системы образования. Федеральное агентство по образованию сформулировало требования к системам управления образовательных учреждений, важнейшими характеристиками которых являются интегрированность, адаптируемость, распределенность, масштабируемость и качество. Система управления должна:

  • иметь средства настройки отдельных функций и бизнес-процессов для каждого конкретного ОУ с учетом его специфики, а также средства разработки и сопровождения самостоятельных решений;

  • обеспечивать взаимодействие различных функциональных модулей как по данным, так и по процедурам обработки;

  • иметь развитые технологические средства интеграции с другими прикладными системами и базами данных;

  • модели должны строиться на базе международного стандарта качества образования. [1, с. 58.].

Сегодня государство вкладывает в образование немалые средства; разрабатываются различные инновационные программы. Предполагается, что, осваивая эти средства, будут вводиться в практику новые формы и методы работы. Нужны гибкие решения, способные поддерживать модернизацию систем управления. Если десять лет назад можно было предлагать ОУ типовое решение, то сегодня создавать и внедрять „жесткую“ систему крайне неэффективно. Она может устареть и потребовать переделки и доработки еще до момента начала промышленной эксплуатации. Поэтому, разумный выход — использовать процессно-ориентированную среду, базирующуюся на технологиях, позволяющих быстро обновлять и создавать новые приложения в соответствии с изменениями условий работы школы. Причем эти изменения отражаются и в модели деятельности, и в ее реализации. Такая гибкость обеспечивается, например, применением модельной архитектуры, в которой вначале создается модель, а на ее базе — собственно автоматизированная система.

Создание модели деятельности, и на ее основе — интеграционной платформы — нестандартный подход, поскольку многие поставщики предлагают готовые системы, в которых уже заложены жесткие процессы учебной и финансово-хозяйственной деятельности заведения. Однако перестройка процессов под систему очень болезненна, чревата рисками потери уникальности и элементов тех лучших традиций, которые складывались годами и прошли проверку временем. [4, С. 58.].

Интеграционная платформа сохраняет ранее сделанные инвестиции в ИТ и вместе с тем позволяет выйти на качественно новый уровень поддержки процессов средствами информационных технологий.

В отличие от традиционных систем и методик, в данном подходе использован принципиально иной объект автоматизации: интегрированная модель учебного процесса, которая включает в себя описание существующих бизнес-процессов, информационных образов субъектов, материальных объектов и компонентов ИТ. Модель служит основой создания хранилища данных и ядра системы, и включает в себя описание требований к интеграции с ядром различных внешних систем (планирования учебного процесса, финансового управления и т. п.). С ядром могут быть интегрированы как уже существующие информационные системы, так и новые, включаемые в единое информационное пространство по мере необходимости. [2, С. 312.].

Создание интегрированной автоматизированной системы образовательного учреждения предполагает два этапа конструирования системы.

На первом этапе конструирования/моделирования деятельности ОУ создаются две модели:

  • информационная модель, описывающая объекты предметной области деятельности ОУ, их структуру и взаимосвязи;

  • процессная модель, описывающая деловые процессы вуза и их связи с объектами информационной модели. [8, С. 93.].

При этом все процессы, описанные в модели, подразделяются на основные (главное направление деятельности) и вспомогательные (прочие виды деятельности). На основе созданных моделей производится анализ существующей ИТ-инфраструктуры: создается модель ИТ-инфраструктуры, объектами которой являются ее элементы: прикладные ИС, базы данных, общесистемные программные средства, компьютерное и телекоммуникационное оборудование

В результате аудита программных и технических средств определяются элементы, которые должны быть включены в инфраструктуру новой системы, и те, включение которых в новую систему нецелесообразно. Составляются требования к недостающим ресурсам и прикладным функциям, которые необходимо автоматизировать.

Второй этап создания системы — это этап конструирования информационной системы (или этап сборки и интеграции). Он включает в себя автоматическую генерацию прототипа системы на основе созданной модели, адаптацию прототипа ИС и интеграцию с созданным ядром внешних компонентов, автоматизирующих отдельные направления деятельности (планирование учебного процесса, финансовое управление и другие).


Литература:

  1. Бойченко Е.В. Кальфа В. Овчинников В.В. Локальные вычислительные сети / Бойченко Е.В. Кальфа В. Овчинников В.В. - М.: Радио и связь 2000. – 500 с.

  2. Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов / В.Л. Бройдо. - Спб.: Питер, 2003. - 688 с.

  3. Гусева А.И. Работа в локальных сетях: Учебник / А. И. Гусева. – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 344 с.

  4. Малышев Р.А. Локальные вычислительные сети: Учебное пособие/ РГАТА. – Рыбинск, 2005. – 83 с.

  5. Новиков Ю. В. Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. / Ю. В. Новиков. - М.: ЭКОМ, 2000. – 312 с.

  6. Новиков Ю. В. Основы локальных сетей / Ю. В. Новиков. - М.: ЭКОМ, 2005. – 360 с.

  7. Олифер В. Г, Олифер Н.А. Сетевые операционные системы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.

  8. Флинт Д. Локальные сети ПК: принципы построения, реализация / Д. Флинт. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 359 с.

  9. Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. / А. Л. Фридман. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 192 с.

  10. Яковлев В.А. Компьютерные сети / В.А. Яковлев. - М.: ИНФРА-М. 2001. – 244 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационное пространство, система, учебное заведение, баз данных, единое информационное пространство, модель, образовательное учреждение, система управления, учебный процесс, интеграционная платформа.


Задать вопрос