Государственная политика в области содействия трудовой занятости молодежи является одним из ключевых направлений современного государства. Данная политика представляет собой массивный правовой «механизм», включающий в себя элементы, направленные на содействие реализации права молодежи на труд и занятость. Однако, в современных условиях молодежь не может найти себе работу, трудоустроиться после окончания учебных заведений по специальности.
Ключевые слова : молодежь, занятость, проблемы.
The state policy in the field of promoting youth employment is one of the key directions of the modern state. This policy is a massive legal «mechanism» that includes elements aimed at promoting the realization of the right of young people to work and employment. However, in modern conditions, young people can not find a job, find a job after graduating from educational institutions in the specialty.
Key words : youth, employment, problems.
Конституция Российской Федерации [1] гарантирует каждому право на защиту от безработицы.
Государство возложило на себя обязанность по трудоустройству граждан, в т. ч. молодежи. В этой связи был принят специальный Закон о занятости [3]. Целью принятия Закона стала необходимость регулирование основ государственной политики содействия занятости населения.
Государственная политика содействия реализации прав граждан в области занятости — это совокупность принимаемых государством мер и проводимых им мероприятий, направленных на обеспечение гражданам возможности реализовать свои права в сфере занятости.
Задачами построения государственной политики содействия занятости являются:
а) определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения [4].
б) определение основных гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
в) определение основных гарантий по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, на труд (занятость).
Государственная политика в области содействия занятости населения,в т. ч. молодежи, включает в себя следующие меры:
1) Развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
2) Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
3) Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
4) Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
5) Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.
6) Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
7) Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
8) Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
9) Координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Государство при решении вопросов содействия занятости молодежи гарантирует гражданам:
- Свободу выбор места работы.
- Защиту от безработицы.
- Бесплатное консультирование по вопросам трудоустройства.
- Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
- Информирование о положении на рынке труда.
- Возможность обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
Однако, на практике в современных условиях молодежь не может найти себе работу по окончанию учебных заведений (нет опыта- нет работы).
Для решения данной проблемы предлагается дополнить Трудовой Кодекс РФ [2] статьей 272.1 «Квотировании рабочих мест для молодежи на региональном уровне», в которой нужно прописать следующие механизмы:
– на региональном уровне должны приниматься программы по использованию экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность хозяйствующий субъектов в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
– установление на региональном уровне для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу молодых лиц;
– квотирование рабочих мест осуществляется на основании договора о квотировании рабочих мест, заключаемого ежегодно между работодателями и государственным учреждением службы занятости населения (центром занятости населения) по месту нахождения работодателя;
– работодатели, выделившие (зарезервировавшие) и (или) создавшие рабочие места в счет установленной квоты и трудоустроившие молодежи имеют право на компенсацию расходов по созданию квотируемых рабочих мест;
– установление административной ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот.
Принятие данной статьи позволит установить правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для молодежи в нашей области. Тем самым обеспечит дополнительные гарантий занятости молодежи, испытывающей трудности в трудоустройстве.
Таким образом, в настоящее время государство реализует систему мер, направленных на содействие в трудоустройстве молодежи, в том числе по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи. Однако, в современных условиях молодежь не может найти себе работу, трудоустроиться после окончания учебных заведений по специальности. Для решения проблем трудоустройства молодежи предлагается дополнить Трудовой Кодекс РФ статьей 272.1 «Квотировании рабочих мест для молодежи на региональном уровне», в которой нужно прописать соответствующие механизмы: Принятие данной статьи позволит установить правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для молодежи в нашей области. Тем самым обеспечит дополнительные гарантий занятости молодежи, испытывающей трудности в трудоустройстве.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Официальный интернет портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2020, № 0001202007040001.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020 № 477-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -2002. -№ 1 (ч. 1).- Ст. 3.
- О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991г. (ред. от 08.12.2020 № 414-ФЗ) № 1032–1 // Собрание законодательства РФ. -№ 17. -1996.- ст. 1915.
- Чанышев А. С. Достойный труд молодежи //Бизнес в законе. -2019. — № 1. — С. 215.