Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Проблема совершенствования, развития преподавателя как личности и профессионала, его влияние на современную молодежь и социальные и политические процессы в настоящее время для общества является очевидным и государство, одним из мер поддержки преподавателей, предлагает заключение с начала 2017 года во всех организациях высшего образования, подведомственных ему, эффективных контрактов (трудовых договоров).
Ключевые слова: профессиональная культура преподавателя,эффективный контракт в образовании, развитие.
Необходимым условием формирования инновационной экономики страны в XXI веке является модернизация системы образования, позволяющая в условиях мировой глобальной конкуренции осуществлять качественную подготовку подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности, формировать систему непрерывного образования, отвечающую запросам государства и населения.
За весь новейший период своего существования Россия не раз предпринимала попытки институциональных изменений системы высшего образования. Происходящие в 90-е годы прошлого столетия социально-политические и экономические преобразования коснулись не только реформирования власти, экономики и общественного строя, но и оказали влияние на социокультурную ситуацию, включая гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, друг к другу.
Изменение принципов внешней политики страны, стремление войти в единое Европейское пространство в качестве полноценного и равноправного партнера повлияло на реализуемую в стране образовательную политику, в том числе и высшей школы. И хотя в программных документах государство наметило принципиальные установки на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности в едином культурном и образовательном пространстве, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине и т. д., в реальности не достаточно было ресурсов для их обеспечения, так как в стране отмечался спад экономического развития и как следствие — обнищание народа, не было единой выстроенной воспитательной системы, в вузах была не достаточная материально-техническая база, происходил отток преподавательских кадров за рубеж, преподаватели переходили в другие сферы труда, работали в нескольких вузах, что сказывалось на уровне их профессиональной подготовки, отношении к труду, друг к другу.
Сложившаяся в стране ситуация, связанная со сменой социальных институтов общества, разрушением традиций, мировоззренческих конструктов, десятилетиями складывающихся у различных поколений людей, их замена новыми установками и сценариями, которые необходимо адаптировать к стремительно изменяющимся социокультурным условиям привела к обострению экзистенциальных проблем развития личности преподавателя вуза. Эти проблемы связаны с осознанием личной свободы выбора действий и поступков, принятием на себя ответственности за собственную жизнь и профессиональную самореализацию, проявление самостоятельности в принятии решений, устойчивой мотивации в постоянном развитии и профессиональном росте, стремлении к самоактуализации и выступают основными причинами психических расстройств людей, неустойчивости личностно-профессионального развития человека и его функционирования как субъекта труда.
В первом десятилетии XXI века, как отмечается в Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса XX века, остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов». [3] Тем не менее, последствия этого системного кризиса, его проявления, в том числе в социальной сфере и образовательной среде высшей школы, ощущаются по настоящее время. Правительством страны многое сделано для повышения конкурентоспособности российских вузов: поддерживаются программы выявления и развития одаренной молодежи, выделяются гранты для научных разработок, заработная плата преподавателей установлена выше средней по регионам и т. д.
Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Она определяется основными направлениями, обозначенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в указах от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», других документах. [1,2, 4, 5]
Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, необходимым условием для развития современного российского общества, формирования инновационной экономики XXI века, является модернизация системы отечественного образования, позволяющая в условиях мировой глобальной конкуренции, осуществлять качественную подготовку подрастающего поколения. [6] Таким образом, обозначается ключевая идея высшего образования –востребованность результатов образования в мире профессионального труда.
Для реализации этой важной стратегии, обозначенной в Концепции важно иметь подготовленные кадры, обладающие, как субъекты труда, высоким уровнем профессиональной культуры, позволяющей осуществлять свою успешную профессиональную деятельность. Одним из важных документов, направленных на повышение профессионализма преподавателей, стал профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (2015), в котором через характеристики обобщенных трудовых функций, определяются требования к трудовым действиям, необходимым умениям и навыкам, в совокупности отражающих уровень подготовленности преподавателя к осуществлению своей деятельности в вузе.
Модернизация высшего образования невозможна без качественного обновления преподавательского корпуса. Преподаватели вузов — это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп, активных участников происходящих в стране политических, экономических, социокультурных, научных процессов [8]. Поэтому проблема совершенствования, развития преподавателя как личности и профессионала в современном социуме, его влияние на современную молодежь и социальные и политические процессы в настоящее время для общества является очевидным и государство, одним из мер поддержки преподавателей, предлагает заключение с начала 2017 года во всех организациях высшего образования, подведомственных ему, эффективных контрактов (трудовых договоров), позволяющих существенным образом конкретизировать их должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности преподавателей для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества образовательных услуг, а также меры социальной поддержки [7]. Это позволит оценивать деятельность каждого преподавателя с точки зрения его профессионального мастерства, уровня сформированности профессиональной культуры, включенности в социальные и общественные процессы, его вклада в научные разработки и исследования, будет способствовать мотивации в постоянном развитии и профессиональном росте, стремлении к самоактуализации. Тем самым будет создана основа для развития профессиональной культуры преподавателей вузов на качественно новой основе.
Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе — она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий педагогической деятельности и выступающее инструментом в руках специалиста для его всестороннего развития. [9]
В современных условиях профессиональная культура преподавателя выступает системообразующим элементом и в то же время критерием развития высшего учебного заведения, так как качественное развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли личностно-творческой самореализации преподавателя и студента, превращения её в институт создания и воспроизводства культуры. Какие бы изменения ни происходили в высшей школе, они обязательно касаются преподавателя вуза как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта общества.
В своем историческом развитии проблема профессиональной культуры преподавателей рассматривалась различными учеными. Все они пытались выделить ее общие и особенные стороны, проследить становление и развитие с учетом социальной действительности. Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод, что развитие профессиональной культуры преподавателя необходимо рассматривать с точки зрения интегративного субъектно-деятельностного подхода, который позволяет исследовать личность с точки зрения её социальной активности, включенности во все виды профессиональной деятельности, с целью преобразования себя и других. Как отмечает В. И. Слободчиков это может происходить при развитии личности в профессии, что дает возможность человеку развиваться гармонично и самореализовываться как индивид, личность, субъект труда и индивидуальность. При этом развивающийся человек способен изменить свой труд [10].
Все эти обстоятельства выступают актуальной методологической предпосылкой для развития его профессиональной культуры, которая напрямую связана с возможностью разрешения как личностных, так и организационно-педагогических и других противоречий.
Актуализация стратегии и практики развития профессиональной культуры преподавателей высшей школы определяет выделение существенных противоречий, нуждающихся в научном и практическом решении. Основные такие противоречия проявляются между: новыми требованиями государства и общества к преподавателю и несоответствующим данным требованиям уровнем развития его профессиональной культуры; потребностью в развитии профессиональной культуры преподавателя и отсутствием научных и технологических оснований для достижения этой цели; необходимостью в создании эффективной системы развития профессиональной культуры преподавателей в системе высшего образования и недостаточными научными разработками в данной области; сложившимися стереотипами в развитии профессиональной культуры преподавателей и необходимостью поиска и внедрения инновационных моделей, алгоритмов и технологий развития профессиональной культуры преподавателей; их потребностью в творческом развитии и недостаточностью для этого необходимых психологических и других условий; модусом жизнедеятельности, основу которого составляют трудовые образования, детерминирующие характер труда, профессиональную культуру преподавателя и недостаточным соответствием уровня развития профессиональной культуры преподавателя в вузе требованиям трудовых мер.
Острота противоречий в организации и функционировании сложившейся системы развития профессиональной культуры преподавателей в вузах обусловливает низкий уровень реализации их творческого потенциала, что определяет актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, связанного с созданием инновационной системы развития профессиональной культуры преподавателей высшей школы на качественно новой основе.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129346(дата обращения: 01.03.2016)
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129346(дата обращения: 01.03.2016)
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165072(дата обращения: 01.03.2016)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138166(дата обращения: 01.03.2016)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191690(дата обращения: 01.03.2016)
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601(дата обращения: 01.03.2016)
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162182(дата обращения: 01.03.2016)
- Антонова Е. В. К вопросу «об акторности» профессиональной культуры преподавателей вузов [Текст] / Е. В. Антонова //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Том 7 № 6 Часть 2. — С.232–235
- Антонова Е. В. Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен [Текст] / Е. В. Антонова //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Том 8 № 1. — С.119–122
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии, психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.