Правовое регулирование квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.11.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Надельшина, О. А. Правовое регулирование квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высшей школы / О. А. Надельшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118828/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений России, подчеркивая их двойственную природу: общие требования, установленные Трудовым Кодексом и Федеральным Законом «Об образовании», и специфические, связанные с иерархией научно-педагогических работников. Анализируется процедура конкурсного отбора, а также особенности заключения трудовых договоров, включая эффективные контракты. Упоминается о необходимости постоянного подтверждения квалификации и нестабильности трудовых отношений, что требует от преподавателей соответствия постоянно меняющимся требованиям. Обсуждаются изменения в образовательных стандартах, влияющие на требования к кадровому составу, и подчеркивается правовая база, регулирующая эти аспекты. В целом, статья демонстрирует сложность и динамичность квалификационных требований, предъявляемых к научно-педагогическим работникам, что делает их соответствие актуальным вызовом для преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические работники, квалификационные требования, образовательные стандарты, научная деятельность, учебно-методическая работа.

Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений относится к категории научно-педагогических работников. С одной стороны, к ним применяются те же требования, которые предъявляются ко всем педагогическим работникам, и эти требования определяются Трудовым Кодексом [1] и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» [2]. С другой стороны, для занятия определённых позиций в иерархии профессорско-преподавательского состава существуют особые требования, которые имеют юридическую силу. Многочисленные исследования отечественных учёных освещают разные аспекты этого вопроса. Основная часть квалификационных требований предъявляется к кандидатам при проведении конкурсного отбора, и специфика организации данного процесса описана в работах Т. Р. Грицкевич [5], О. А. Парягиной [7], Е. В. Степанычевой [8], А. Е. Фёдоровой, Е. Б. Власовой [9]. Дополнительные требования к научно-педагогическим работникам, как правило, возникают в рамках эффективных контрактов, которые ещё не внедрены повсеместно, но уже становятся распространенной практикой. Работы С. С. Черновой [10] и Н. В. Черных [11] также рассматривают специфику этих требований. Важной особенностью социально-трудовых отношений преподавателей высшей школы является необходимость постоянной аттестации своей квалификации, что создаёт определённую нестабильность, обусловленную конкурсным отбором. Интересный анализ этих характеристик представлен в статье Н. Н. Орловой [6].

Специфика педагогической деятельности закреплена на законодательном уровне. Ключевые аспекты работы педагогов и предъявляемые к ним требования изложены в главе 52 Трудового кодекса Российской Федерации [1] и в статье 47 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Эти нормативные документы устанавливают общие критерии для научно-педагогических работников, которые включают наличие необходимого уровня образования и обязательное участие в конкурсах на соответствующие должности.

После успешного прохождения конкурса с кандидатами из профессорско-преподавательского состава заключается трудовой договор, который может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным. Текущая практика показывает, что большинство педагогических работников в высших учебных заведениях на данный момент работают по срочным договорам, срок действия которых варьируется от одного до пяти лет на позициях от ассистента до профессора. Конкурсный отбор не осуществляется для должностей заведующего кафедрой и декана, выборы на которые проводятся через систему голосования, правила которого регулируются уставами образовательных учреждений. Номенклатура должностей профессорско-преподавательского состава определена Постановлением Правительства № 225 от 21 февраля 2022 года, предшествовавшим которому было аналогичное постановление 2013 года [4].

Внутреннее устройство организации определяется её штатным расписанием. Если в структуре учебного заведения предусмотрены факультеты как основные подразделения, то штатное расписание будет включать такие должности, как декан или глава факультета, в то время как посты руководителя или директора института могут отсутствовать. В гражданских вузах чаще всего встречаются должности декана факультета, директора института и заведующего кафедрой. В военных учебных заведениях более распространены должности начальника кафедры и начальника факультета. Хотя должности административного уровня в высших учебных заведениях могут отличаться в разных учреждениях, все они включают утвержденные законодательством позиции для преподавательского состава, такие как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент и профессор.

Квалификационные требования для позиций научно-педагогических сотрудников более подробно изложены в объявлениях о конкурсах на эти вакансии. В случае, если высшее учебное заведение не определяет свои специфические критерии, общие требования устанавливаются в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1Н [3]. Эти требования к профессорско-преподавательскому составу могут значительно различаться в зависимости от конкретной позиции. Несмотря на то, что в научно-педагогической деятельности присутствует значительная доля творческого элемента, в рамках этих должностей имеется четкая организационная структура.

Поскольку профессорско-преподавательский состав несет ответственность за реализацию государственных образовательных стандартов, требования к кадрам, изложенные в этих документах, автоматически относятся и к научно-педагогическим работникам высших учебных заведений. Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется министерством науки и высшего образования Российской Федерации по каждому образовательному направлению отдельно. Условия для кадрового состава могут различаться в зависимости от уровня образования и специальности. Со временем стандарты подвергаются пересмотру, изменяются и требования к кадровому составу. В предыдущих версиях образовательных стандартов основное требование касалось соответствия дисциплины базовому образованию преподавателя. В современных стандартах акцент сделан на необходимость участия в научной, учебно-методической или практической деятельности в рамках преподаваемой дисциплины. Эти требования, хотя и не персонализированные, подразумевают, что состав преподавателей должен им соответствовать для удовлетворения федерального стандарта. По другим параметрам текущие стандарты ссылаются на соответствие основным требованиям для должностей, обозначенным в соответствующих нормативных актах [3].

Все образовательные учреждения имеют право включать данные требования в срочные трудовые контракты, которые подписываются с преподавателями. Правовое регулирование таких соглашений с научно-педагогическими работниками осуществляется в соответствии с статьями 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации [1]. В данном контексте служебные обязанности не формулируются как общие положения приказа Минздравсоцразвития [3], а уточняются с указанием на объем и сроки выполнения. Таким образом, законодательства позволяет указать, например, минимальное количество научных статей, которое преподаватель обязан подготовить и опубликовать, с указанием уровня журналов. Этот подход не стал стандартом во всех вузах, но его применение расширяется. Чаще всего такая детализация связана с введением эффективных контрактов, подразумевающих установление критериев результативности работы. Обычно соблюдение этих критериев приводит к выплате стимулирующих надбавок и различиям в зарплате среди педагогического состава.

Таким образом, требования к квалификации профессорско-преподавательского состава формируются на основании множества нормативных актов. Конкретные профессиональные функции и их особенности во многом обуславливают наличие такой обширной правовой базы, которой должны удовлетворять преподаватели высших учебных заведений. Исследование этой правовой базы демонстрирует не только её широту и многослойность, но и определённую изменчивость. Периодически некоторые требования к квалификации отменяются, и вместо них вводятся новые, соответствовать которым иногда оказывается значительно сложнее.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Российская газета.- 31.12.2001.-N 256.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Российская газета.-31.12.2012.-N 303.
  3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н // Официальный Интернет-портал Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru (дата обращения: 02.04.2024).
  4. О порядке присвоения ученых званий: Постановление Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 // Собрание законодательства РФ. 16.12.2013. N 50. ст. 6605.
  5. Грицкевич, Т. Р. Конкурс как основание возникновения трудовых правоотношений с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования / Т. Р. Грицкевич. — Текст: непосредственный // Роль государства в развитии науки: историко-правовой аспект. — Москва: Сборник статей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием, 2021. — С. 187–194.
  6. Орлова, Н. Н. Специфика социально-трудовых отношений научно-педагогических работников и мотивация их труда / Н. Н. Орлова. — Текст: непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. — 2019. — № 1. — С. 250–261.
  7. Парягина, О. А. Совершенно ли в России правовое регулирование и практика конкурсного отбора научно-педагогических работников / О. А. Парягина. — Текст: непосредственный // Право и образование. — 2020. — № 1. — С. 139–143.
  8. Степанычева, Е. В. Отбор профессорско-преподавательского состава в ВУЗ: правовые и организационные аспекты / Е. В. Степанычева. — Текст: непосредственный // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе. — Тамбов: Материалы международной научно-практической конференции, 2019. — С. 382–387.
  9. Федорова, А. Е. Управление кадровым потенциалом университета: конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников / А. Е. Федорова, Е. Б. Власова. — Текст: непосредственный // Вопросы управления. — 2021. — № 4(71). — С. 166–178.
  10. Чернова, С. С. Показатели эффективности научной деятельности научно-педагогических работников как один из элементов эффективного контракта / С. С. Чернова. — Текст: непосредственный // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2020. — № 1(87). — С. 115–121.
  11. Черных, Н. В. Совершенствование правового регулирования труда научных работников в России и зарубежом / Н. В. Черных. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 9(118). — С. 50–58.
Основные термины (генерируются автоматически): профессорско-преподавательский состав, требование, Российская Федерация, конкурсный отбор, Трудовой кодекс, кадровый состав, работник, стандарт, высшая школа, правовая база.


Похожие статьи

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Правовое регулирование репетиторской деятельности в целях предупреждения мошенничества

Статья посвящена правовому регулированию репетиторской деятельности в РФ в целях предупреждения мошенничества. Кратко рассматривается история репетиторства в России и за рубежом. Поднимаются проблемы правового регулирования рынка репетиторских услуг ...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Особенности гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий учениками и студентами образовательных учреждений

Вопрос особенностей гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий, до сих пор является дискуссионным и имеет ряд существенных неточностей и формальностей. Однако юридическое за...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели и развитие

Развитие в России корпоративного менеджмента во многом зависит от постановки внутреннего аудита в организации. Однако, эффективной система внутреннего аудита не будет, даже если она будет наполнена качественным методическим материалом. Важным условие...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение нац...

Похожие статьи

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Правовое регулирование репетиторской деятельности в целях предупреждения мошенничества

Статья посвящена правовому регулированию репетиторской деятельности в РФ в целях предупреждения мошенничества. Кратко рассматривается история репетиторства в России и за рубежом. Поднимаются проблемы правового регулирования рынка репетиторских услуг ...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Особенности гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий учениками и студентами образовательных учреждений

Вопрос особенностей гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий, до сих пор является дискуссионным и имеет ряд существенных неточностей и формальностей. Однако юридическое за...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели и развитие

Развитие в России корпоративного менеджмента во многом зависит от постановки внутреннего аудита в организации. Однако, эффективной система внутреннего аудита не будет, даже если она будет наполнена качественным методическим материалом. Важным условие...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение нац...

Задать вопрос