В статье автор раскрывает особенности инвестиционного проекта как современного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.
Ключевые слова: инвестиции, проект, эффективность, производство, предприятие.
Ускорение научно-технического прогресса как объективная необходимость современного экономического развития определило произведение и все возрастающую эксплуатацию инновационного высокопроизводительного оборудования 3. Стоимость новых технических средств и предметов труда постоянно и значительно возрастает, что затрудняет обновление основных фондов предприятий. Кроме того, увеличились темпы морального старения, которое предполагает необходимость периодической замены основных фондов. Усилившаяся конкуренция и экономические условия рынка вынуждает многих хозяйствующих субъектов более интенсивно использовать уже имеющиеся производственные фонды, совершенствовать методы и средства их приобретения, эксплуатации и обслуживания 1.
Одной из основных причин, которая препятствует развитию и эффективному функционированию производственных предприятий, является изношенность основных производственных фондов хозяйствующих субъектов. Когда предприятие решает обновить свои основные фонды, при отсутствии свободных денежных средств можно взять банковский кредит 2.
Общество с ограниченной ответственностью «Интергласс» (ООО «Интергласс») создано в декабре 2017 г. для участия в торгах по выкупу имущества ЗАО «Северскстекло» с целью осуществления производственной деятельности по выпуску стеклотары.
Место нахождения ООО «Интергласс»: 634501, Томская область, город Северск, поселок Самусь, улица Ленина, д. 19 строение 1, оф. 308.
Основным видом деятельности ООО «Интергласс» является производство полых стеклянных изделий. На заводе освоено 15 видов продукции, одновременно можно производить сразу 4 наименования, а для перенастройки оборудования на новую линейку необходимо всего несколько часов.
В настоящий момент производственная деятельность осуществляется на имуществе в составе:
1) цех выработки, 4-этажный, общая площадь 12 006,1 кв. м.;
2) здание литейного цеха, двухэтажное нежилое здание, площадь 1 006,90 кв. м.;
3) здание механического цеха, 1, 2-этажное нежилое здание, площадь 2 561,5 кв. м.
4) составной цех, двухэтажное нежилое здание, общая площадь 3 504,50 кв. м.
Все производственные линии оснащены современными инспекционными машинами, которые ежесекундно сканируют параметры каждой стеклянной бутылки на соответствие требованиям покупателя [34].
Объем товарной продукции предприятия в натуральном выражении в 2020 году составил 100095 тыс. шт., что на 3,89 % больше, чем в 2019 году. В 2019 году отмечен рост производства продукции по отношению к 2018 году в 2 раза. Данный факт обусловлен проведением первого этапа модернизации производства предприятия. Общая сумма инвестиций составила более 488 млн рублей, из которых 244 млн рублей в виде льготного займа предоставил Фонд развития промышленности (группа ВЭБ.РФ). Ранее общая годовая мощность двух стеклоформующих машин составляла 108 млн изделий — стеклянных банок и бутылок. После модернизации производительность выросла до 120 млн изделий в год.
В рамках модернизации предприятие внедрило современную технологию узкогорлового пресс-выдува. С ее помощью можно изготавливать высокопрочные бутылки, облегченные на 25 %. Это позволит заводу сократить затраты на сырье и электроэнергию, а потребителям — оптимизировать расходы на транспортировку.
Предприятие также увеличило долю используемого вторсырья при производстве новых бутылок с 25 % до 30 %. Это положительно скажется на реализации задач нацпроекта «Экология» по увеличению объемов по переработке отходов 5.
Усовершенствованный технологический процесс позволил в 2020 году достичь повышения выработки продукции на одного работника в натуральном выражении 425,94 тыс.шт., что в два раза выше показателей 2018 года.
За период с 2018 по 2019 год балансовая прибыль предприятия увеличилась в 2 раза и составила в 2020 году 12033 тыс. руб.
Динамика основных экономических показателей представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Интергласс» за 2018–2020 гг.
Для дальнейшего повышения эффективности деятельности ООО «Интергласс» необходимо дальнейшая модернизация производства и установка производственных линий производства в существующих производственных зданиях, это позволит значительно повысить качество, расширить ассортимент и снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Ранее общая годовая мощность двух стеклоформующих машин составляла 108 млн изделий — стеклянных банок и бутылок. После модернизации производительность выросла до 120 млн изделий в год.
Модернизация производства завода позволит компании увеличить штат на 150 человек (на сегодняшний день на заводе работает 235 жителей поселка Самусь), позволит компании увеличить объемы в 2–2,5 раза. Тем не менее, для этого потребуются большие финансовые вложения 4.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности ООО «Интергласс» необходима разработка инвестиционного проекта модернизации производства завода.
Рынок стеклотары в целом имеет ярко выраженную региональную специфику, т. е. производители из-за высоких транспортных издержек в большей степени ориентируются на региональный спрос, поэтому для оценки конкурентного окружения целесообразно рассмотреть производителей СФО.
В настоящее время в Сибири работает 3 крупных завода по производству стеклотары из бесцветного и коричневого стекла:
— ООО «Сибирское стекло» (Завод «Экран») г. Новосибирск;
— Северский стекольный завод, г. Северск;
— ООО «ОЗС г. Омск.
Суммарный объем производства конкурирующих предприятий ОСЗ и завода Экран за 2020 г. составил 69 % от суммарного производства в СФО или 749 млн ед. При этом завод Экран постепенно наращивает объемы производства, в то время как ООО «ОСЗ» в 2020 г. снизил объем производства до 213 млн ед. против 231 млн ед. в 2019 г. (-8 %).
В целом предприятия-конкуренты отличаются невысоким уровнем рентабельности производства и средней долговой нагрузкой.
Учитывая перспективную конкуренцию на рынке продукции ООО «Интергласс», в рамках консервативного сценария целесообразно при выходе на полную производственную мощность давать дисконт порядка 10 % к имеющейся рыночной цене.
В 2022 г. рост цен на рынке стеклотары, по ожиданиям, замедлится и индекс прироста не превысит 4 %, что будет соответствовать индексу дефлятору по виду экономической деятельности «Производство прочей неметаллической минеральной продукции» прогнозируемому Минэкономразвития (прогноз от 28.11.2020 г.). Начиная с 2023 г. рост цен из-за усиления конкуренции между производителями СФО маловероятен. Возможный рост будет наблюдаться только с 2026 г., что будет следствием стабильного прироста потребления и ослабления конкуренции. Темп роста с 2026 г. будет соответствовать вышеприведенному индексу.
Рис. 2. Прогноз цен на рынке стеклотары в СФО, 2022–2026 гг., руб./тыс. шт. без НДС
Планируемая мощность инвестиционного проекта модернизации производства завода ООО «Интергласс» составляет около 307,4 млн ед. в год. Таким образом, крупнейшие потребители региона покрывают объем производства Компании более чем на 200 %.
Основными способами стимулирования продаж и продвижения продукции инвестиционного проекта модернизации производства завода ООО «Интергласс» могут являться:
— Участие в российских и международных выставках и мероприятиях: так, в РФ ежегодно проходит масштабная выставка упаковочных решений «RosUpack». Помимо этого, целесообразно принимать участия и в прочих выставках, направленных на целевую потребительскую аудиторию, например, таких как выставка «Агропродмаш» и пр.;
— Публикация материалов в лидирующих отраслевых СМИ;
— Регулярные контакты с потенциальными заказчиками на двусторонних и международных площадках (заседания межправительственных комиссий, съездов отраслевых производителей и т. п.).
В качестве основного направления реализации продукции на прогнозный период рассматривается B2B клиенты сектора пищевой промышленности. Целесообразно ориентироваться на крупнейших потребителей, что позволит отгружать единообразную продукцию крупными партиями. Первоочередно следуют рассматривать потребителей Томской области и близлежащих регионов, что позволит предлагать потребителем наилучшую цену (за счет экономии на транспортных расходах).
Таким образом, рыночная стратегия компании должна основываться на следующих объективных факторах:
— Использование существующих связей на рынке сбыта;
— Использование конкурентных факторов в сырьевом обеспечении (наличие качественного кварцевого песка в Томской области);
— Высокий технический и производственный потенциал компании, диферсифицированный продуктовый портфель;
— Доминирование крупных потребителей в структуре покупателей.
С учетом указанных факторов конкурентная стратегия инвестиционного проекта модернизации производства завода ООО «Интергласс» должна ориентироваться на сочетание лидерства по затратам и дифференциации продуктового предложения.
Основными целями инвестиционного проекта модернизации производства завода ООО «Интергласс» являются:
1) организация эффективного современного производства высококачественной стеклотары;
2) повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества;
3) создание новых производственных мощностей, увеличение объемов производства стеклотары до 307 млн. условных единиц в год.
Существо инвестиционного проекта модернизации производства завода ООО «Интергласс» заключается в получении заемных средств (кредитной линии) объемом 1 251 000 тыс. руб. с целью капитального ремонта стекловаренной печи, строительства новой стекловаренной печи для производства цветной и бесцветной стеклотары, а также проведения модернизации (капитального ремонта) действующих производственных мощностей.
Рис. 3. Основные экономические показатели проекта
В качестве генерального подрядчика по проекту планируется привлечь Sklostroj Turnov CZ s. r.o. (Чехия). Компания Sklostroj Turnov CZ s. r.o., зарекомендовавшая себя как надежный партнёр. Кроме этого, ввоз импортного оборудования по единому таможенному коду позволит минимизировать таможенные пошлины.
Компания Sklostroj Turnov CZ s. r.o. являлась основным поставщиком основного и вспомогательного оборудования на первом этапе модернизации производства, специалисты компании осуществляли шефмонтаж 5.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности деятельности ООО «Интергласс» необходимо дальнейшая модернизация производства и установка производственных линий производства в существующих производственных зданиях, это позволит значительно повысить качество, расширить ассортимент и снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Наибольшая часть капиталовложений направлена на создание Производственного комплекса стекольного завода. Источники финансирования проекта — собственные и заемные средства. Собственные средства, инвестируемые в проект, составляют 28 %, а заемные средства составляют — 72 %.
Чистая прибыль предприятия в 2026г. составит 241 277 тыс.руб. Простая окупаемость проекта: 6 лет
Оценка результатов реализации инвестиционного проекта подтверждает его высокую эффективность.
Литература:
- Домрачева М. А. Пути повышения эффективности работы предприятия // Научное сообщество студентов: материалы XIV Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 205–208.
- Овшинова И. В. Способы повышения эффективности деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya (дата обращения: 04.11.2021).
- Спиридонова Е. А. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 317 с.
- Финансово-технический аудит текущего процесса строительства объекта: «Завод по производству стеклотары», расположенный в п. Самусь Томской области», на создание которого ООО «Интергласс» направляет собственные, заемные и (или) привлеченные средства в рамках реализации инвестиционного проекта» / Отчетный период: с начала реализации Инвестиционного проекта по 30.06.2019 г. — 107 с.
- Бизнес-план «Развитие стеклотарного завода в п.Самусь, ЗАТО Северск, Томской области на базе ООО «Интергласс» / Исполнитель: ООО «Интергласс», Редакция 2. ЗАТО Северск, 2019 г. — 60 с.