Реализация модели преемственности образовательного пространства обучающихся с нарушениями слуха и зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Ромаева, М. В. Реализация модели преемственности образовательного пространства обучающихся с нарушениями слуха и зрения / М. В. Ромаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87852/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлены основные направления школьной модели преемственности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на уровнях начального общего образования и основного общего образования.

Актуальность проблемы преемственности образования детей с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями в развитии, обучающихся в одном образовательном пространстве школы, продиктована созданием единого образования пространства, где условия для плавного перехода от одной образовательного уровня к другому является обязательным с сохранением, с одной стороны, специфики обучения и воспитания в соответствии с нарушением в развитии, с другой стороны, с использованием общеобразовательных технологий обучения.

Разработанная и апробированная модель преемственности образовательного пространства обучающихся ОВЗ должна содержать в себе единые подходы, которые объединяют работу психолого-педагогического сопровождения, демонстрируют взаимосвязь между различными уровнями общего образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, а также посредством реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Модель основывается на теории личностно-ориентированного подхода в образовании, которая ставит в центр образования личность ребенка, обеспечивает комфортные и безопасные условия ее развития, реализацию индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося в процессе обучения и воспитания.

Консолидирующим фактором модели преемственности является связь форм, методов и способов специального и общеобразовательного обучения и воспитания в рамках существующих единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, разработанных и применяемых педагогическим коллективом школы-интерната. Единые требования становятся «сквозной» линией организационно-методического, дидактического, психолого-педагогического процессов, осуществляемых в школе.

Основополагающим подходом эффективности реализации модели является выполнение комплекса единых требований к организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

1) Учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ;

2) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

3) Единые требования к уроку;

4) Единые требования коррекционно-развивающей деятельности;

5) Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

6) Предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника);

7) Методическое обеспечение образовательного процесса:

– наличие и качество адаптированных программ;

– наличие и качество рабочих программ по предметам;

– наличие и качество специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

– наличие и качество программ коррекционных занятий;

– наличие, качество и разнообразие программ дополнительного образования.

8) Кадровое обеспечение образовательного процесса:

– психологическая готовность педагога к работе с обучающимися ОВЗ;

– повышение уровня профессиональной компетенции.

Важную роль для построения единого образовательного пространства играет учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех уровнях образования. Учет индивидуальных образовательных особенностей проектируют содержание, формы, методы обучения и воспитания ребенка, а процесс психолого-педагогического сопровождения способствует индивидуализации обучения ребенка на протяжении всего процесса обучения, определяет уровень развития ребенка и условия, необходимые для оптимальной реализации когнитивных, личностных, эмоционально-волевых возможностей ребенка в процессе обучения.

Знания об уровне и условиях развития формируют комплекс психолого-педагогических средств обучения и воспитания ребенка в соответствии с его индивидуальными умениями, навыками, личностными характеристиками.

Комплекс мер формируется по средствам бесед с родителями, результатов диагностического обследования, рекомендаций ПМПК, работы школьного консилиума.

Главная роль отведена психолого-педагогическому консилиуму, который представляет собой организационную форму, где происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих дошкольного и школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик и психологи. На основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывается и реализуется общая линию его дальнейшего обучения и развития.

Своеобразие развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обуславливает их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с особыми возможностями здоровья. Выявление особых образовательных потребностей целесообразно проводить в ходе изучения универсальных учебных действий, которые формируются на основе высших психических функций и мыслительных процессов (анализ, сравнение, синтез и т. д.), составляющих базис аналитико-синтетической и речевой деятельности.

Рассматривая преемственность образовательного процесса с точки зрения значимости учета индивидуальных особенностей и организации комплексной помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения нельзя не затронуть еще один важный подход — коррекционную направленность всех учебных предметов, включающих, наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки и собственно коррекционно-развивающие занятия, которые обеспечивают специализированную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения, комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Преемственность также предполагает соблюдение единых требований к организации уроков, воспитательских занятий. В основе всей работы лежит личностно-ориентированный подход, обеспечивающий обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Немаловажным моментом в проведении успешного урока, занятия является мотивация к ученической деятельности. Важно вызвать интерес к изучаемой теме у обучающегося. Поэтому педагог при помощи занимательных методов, наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока.

Познавательная активность на уроке стимулируется использованием вспомогательных средств — внешних опор (схемы, алгоритмы, тетради-справочники, иллюстрации, образцами моделей речевых высказываний), стимулированием, поощрением и порицанием, созданием ситуации успеха, применение приема «маленького учителя», ведущего в паре и т. д.

Профориентационная работа, пронизывающая все уровни образования, начиная с дошкольного, обеспечивает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, ориентации на профессиональную деятельность.

Цикл таких мероприятий, как недели профориентации, посвящение в профессию, выставки творческих работ, мастер-классы, ярмарки профессий, экскурсии, профессиональные пробы обеспечивают возможность каждому обучающемуся осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели, принимать решение относительно выбора профессии, облегчить переход от школы к самостоятельной жизни.

Методическое обеспечение преемственности образовательного процесса реализуется через работу методических объединений, в состав которых входят все педагоги, работающие с детьми определенного возраста. Методическое объединение начального общего образования объединяет учителей-предметников, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Это позволяет планировать и реализовывать работа по комплексному сопровождению обучающихся.

Кадровое обеспечение преемственности образовательного процесса возможно только наличия образования учителя-дефектолога у каждого учителя-предметника.

Таким образом, модель преемственности обеспечивается за счет определении и реализации педагогических условий, к которым мы относим единые требования организации образовательного процесса. Основу для успешного осуществления преемственности составляет личностно-ориентированные технологии сопровождения и образования обучающихся с нарушениями в развитии.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23–25 октября 2019 г.) / гл. ред.С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2019. — 488 с.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.)
  3. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей и методических разработок / сост. О. А. Блохина. — Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019. — 134 с.: ил.
  4. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования (Бийск, 29 апреля 2016 г.). — Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченная возможность здоровья, процесс обучения, воспитание ребенка, диагностическое обследование, модель преемственности, начальное общее образование, образовательный процесс обучающихся, потребность обучающихся.


Похожие статьи

начальное образование, образовательная система...

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно [7; 15]. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014 г., утверждены и будут применяться в правоотношениях с 01 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса...

Анализ состояния здоровья обучающихся 1–9 специальных (коррекционных) классов свидетельствует о наличии у большинства из них хронических заболеваний. Общей проблемой для этих обучающихся является краткосрочный характер памяти, логопедическое проблемы, низкий уровень учебной мотивации, недостаточная сформированность социальных навыков.

Одним из основных механизмов организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных классах является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МБУ «Школа № 62», обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: − комплексность в определении и решении и проблем обучающегося с ОВЗ, получение им помощи квалифицированного специалиста разного профиля

Организация и содержание психолого-педагогического...

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей. Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования

Модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы, воспитатели, медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [13, с. 6]. Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося.

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. Автор: Малютина Екатерина Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формировался многие годы, опирался на плодотворный опыт работы педагогических работников учреждения. Выполняя образовательно-воспитательные функции, педагогический процесс предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и возможностей, получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволит получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Использование здоровьесберегающих технологий повлечёт за собой только положительные ожидаемые...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная...

– с определением содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, с ориентацией на индивидуальные образовательные потребности обучающегося с ТМНР и в соотнесении с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА); – с выбором форм реализации содержания образовательных областей с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ТМНР

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение... Психолого-педагогическое прогнозирование успешности... С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Методы эффективного педагогического сопровождения...

 Ключевые слова: обучение, педагогическое сопровождение, учебная программа, школьное образование, учебный диалог, эффективность обучения. Актуальность исследования объясняется важностью педагогического сопровождения школьников в условиях образовательной организации, которая предотвратила бы трудности в обучении и повысила бы эффективность обучения посредством развития соответствующих личностных качеств. Важной задачей педагога является организация результативного сотрудничества с целью предоставления помощи ребенку в различных ситуациях: и жизненных, и образовательных. Соответственно, педагог выступает организатором и активным участником сопровождения процесса образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Целью психологического сопровождения в образовательном учреждении становится не только создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, но, в первую очередь, создание психологических условий для осознанного творческого развития деятельности современного педагога как основы управления познавательной активностью учащихся. В ходе научно-методического управления психологической составляющей образовательного процесса, следовательно, должны быть: сформированы необходимые компетенции у педагогов (управленческую; коммуникативную; психолого-педагогическую; предметно-методологическую и валеологическую); оказана...

Похожие статьи

начальное образование, образовательная система...

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно [7; 15]. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014 г., утверждены и будут применяться в правоотношениях с 01 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса...

Анализ состояния здоровья обучающихся 1–9 специальных (коррекционных) классов свидетельствует о наличии у большинства из них хронических заболеваний. Общей проблемой для этих обучающихся является краткосрочный характер памяти, логопедическое проблемы, низкий уровень учебной мотивации, недостаточная сформированность социальных навыков.

Одним из основных механизмов организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных классах является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МБУ «Школа № 62», обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: − комплексность в определении и решении и проблем обучающегося с ОВЗ, получение им помощи квалифицированного специалиста разного профиля

Организация и содержание психолого-педагогического...

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей. Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования

Модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы, воспитатели, медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [13, с. 6]. Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося.

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. Автор: Малютина Екатерина Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Специфика образовательно-воспитательного процесса заключается в нестандартном подходе к обучающимся, который формировался многие годы, опирался на плодотворный опыт работы педагогических работников учреждения. Выполняя образовательно-воспитательные функции, педагогический процесс предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и возможностей, получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей позволит получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определённые знания, умения, навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Использование здоровьесберегающих технологий повлечёт за собой только положительные ожидаемые...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная...

– с определением содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, с ориентацией на индивидуальные образовательные потребности обучающегося с ТМНР и в соотнесении с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА); – с выбором форм реализации содержания образовательных областей с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ТМНР

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение... Психолого-педагогическое прогнозирование успешности... С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Методы эффективного педагогического сопровождения...

 Ключевые слова: обучение, педагогическое сопровождение, учебная программа, школьное образование, учебный диалог, эффективность обучения. Актуальность исследования объясняется важностью педагогического сопровождения школьников в условиях образовательной организации, которая предотвратила бы трудности в обучении и повысила бы эффективность обучения посредством развития соответствующих личностных качеств. Важной задачей педагога является организация результативного сотрудничества с целью предоставления помощи ребенку в различных ситуациях: и жизненных, и образовательных. Соответственно, педагог выступает организатором и активным участником сопровождения процесса образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Целью психологического сопровождения в образовательном учреждении становится не только создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, но, в первую очередь, создание психологических условий для осознанного творческого развития деятельности современного педагога как основы управления познавательной активностью учащихся. В ходе научно-методического управления психологической составляющей образовательного процесса, следовательно, должны быть: сформированы необходимые компетенции у педагогов (управленческую; коммуникативную; психолого-педагогическую; предметно-методологическую и валеологическую); оказана...

Задать вопрос