Ключевые слова: прокурорский надзор, законность исполнения наказаний, принудительные работы, особенности проведения прокурорских проверок.
В 2011 году система уголовных наказаний была дополнена новым видом — принудительными работами, введенными в качестве альтернативны лишению свободы, порядок исполнения которых регулируется главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также Приказом Минюста России от 29.12.2016 № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы». Принудительные работы исполняются в специальных учреждениях — исправительных центрах, либо изолированных участках, функционирующих в таком же режиме.
По состоянию на ноябрь 2021 года на территории Российской Федерации функционируют 32 исправительных центров и 113 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, на учете которых состоят 8 728 осужденных к принудительным работам.
Указанный вид наказания относится к группе не связанных с изоляцией от общества, средством исправления осужденного при исполнении которого является трудовая деятельность. Помимо обязательной трудовой деятельности, лица, осужденные к принудительным работам, обязаны проживать на территории специальных общежитий и исполнять установленный Порядок отбывания наказания.
Таким образом, принудительные работы накладывают на осужденного ограничения, которые являются наиболее значительными по сравнению с иными видами наказания, также не связанными с лишением свободы.
Неукоснительное соблюдение требования закона при исполнении наказаний в целом и принудительных работ в частности — основополагающий принцип деятельности органов, учреждений, организаций и должностных лиц в рассматриваемой сфере. Однако состояние законности в сфере исполнения альтернативных наказаний нельзя признать удовлетворительным.
В приказе Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу определен как одно из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан.
Вопросы законности исполнения принудительных работ имеют особую актуальность, поскольку механизмы исполнения указанного вида наказания на данный момент находятся в стадии формирования. Количество введенных в эксплуатацию исправительных центров на данный момент недостаточно и одним из направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является строительство новых центров, переоборудование под таковые имеющихся помещений, а также привлечение к исполнению такого вида наказаний юридических лиц в рамках договорных отношений.
В Информационно-аналитической записке о состоянии законности за 2019 год, подготовленной Университетом прокуратуры РФ, на основании обобщения прокурорской практики отмечается: «Одной из основных проблем исполнения наказания в виде принудительных работ является недостаточное количество мест в ИЦ и УФИЦ для размещения осужденных. К примеру, в Новосибирской области в УФИЦ-1 лимит наполнения превышен на 79,4 %, в УФИЦ-2 — почти в 2 раза (на 93,5 %). Вопреки требованиям ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ в ИЦ и УФИЦ в 21 регионе норма жилой площади в расчете на одного осужденного составляла менее 4 кв. м. Имеются проблемы привлечения осужденных к труду из-за отсутствия рабочих мест. Администрации исправительных центров допускают нарушения законов, регулирующих охрану труда, выплату заработной платы, порядок удержания в доход государства средств в размере, установленном приговором суда, проведение первоначального медицинского освидетельствования при поступлении на работу, организацию воспитательно-профилактической работы с осужденными» [3; с. 83].
Также прокурорами в ходе проведения проверок выявлялись нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, факты непрохождения осужденными по соблюдению мер пожарной безопасности. В ряде случаев установлены нарушения при удержаниях из заработной платы осужденных, установленных приговором суда, что влечет несвоевременное исполнении приговора и требований закона. В целях устранения выявленных нарушений начальнику УФСИН России по Курской области внесено представление [4].
Так, Е. Л. Никитин полагает, что проверка исправительного центра методически практически не отличается от проверки исправительных колоний, однако имеет ряд особенностей [2]. Обобщенно можно сформулировать ключевые вопросы, которые подлежат обязательному установлению и оценке прокурором в ходе проверочных мероприятий в целях оценки законности исполнения принудительных работ.
В соответствии с положениями ст. 60.2 УИК РФ орган уголовно-исполнительной системы должен не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда или решения федерального органа уголовно-исполнительной системы о переводе осужденного из одного исправительного центра вручить осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. Таким образом, целесообразно первоначально проверить законность и своевременность вручения осужденных предписания о явке, постановке их на учёт, а также принятию оперативных мер по розыску таких лиц в случае необходимости.
Поскольку исполнение принудительных работ предполагает обязательное трудоустройство лица, прокурору необходимо выяснить, все ли лица в исправительном центре привлечены к труду в рамках исполнения приговора [2].
Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ч. 1 ст. 60.8 УИК РФ). Следовательно, обязательным блоком вопросов, подлежащих проверке, является соблюдением требований трудового законодательства, особенно в части охраны и безопасности труда. Также статьей 60.10 УИК РФ предусмотрено удержание из заработной платы осужденных к принудительным работам. Прокурору следует проверить фактическое осуществление удержаний из заработной платы осужденных, а также законность их размера, который не должен превышать 75 процентов от начисленной суммы.
Также проверке подлежат вопросы организации администрацией исправительных центров соблюдения осужденными установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), особенно в организациях, где они трудоустроены. Е. Л. Никитин указывает: «Учитывая, что в некоторых регионах образованы изолированные участки, функционирующие как исправительные центры при исправительных учреждениях, прокурор должен уделить внимание соблюдению исправительными центрами режимных требований, связанных с контактами осужденных к принудительным работам с осужденными к лишению свободы, в том числе в процессе трудовой деятельности» [1].
В ходе проверки также подлежит выяснить, соблюдаются ли права осужденных лиц на обращение с жалобами, заявлениями и законность порядка их рассмотрении, а также оценить правомерность законность применения мер поощрения и взыскания.
Следовательно, органы прокуратуры являются эффективным механизмом обеспечения законности при исполнении наказаний в виде принудительных работ. В то же время в соответствии с п. 1.12 Приказа Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурорам при осуществлении деятельности предписано добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в связи с чем в ходе осуществления этого направления надзора прокурорам следует избегать подмены органов уголовно-исполнительной системы.
Литература:
- Методика и тактика проведения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. О. Н. Коршуновой. М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. // Доступ из справ. — прав. системы «Консультант-Плюс». 408 с.
- Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих привлечение к труду осужденных к принудительным работам // Законность. 2019. № 6. С. 6–9. Доступ из справ. — прав. системы «Консультант-Плюс».
- Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. О. С. Капинус. М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. 148 с.
- Прокуратура Курской области добивается устранения нарушений при отбывании осужденными наказания в виде принудительных работ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=7493274