Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за законностью исполнения наказания в виде принудительных работ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Митрюшина, Я. Н. Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за законностью исполнения наказания в виде принудительных работ / Я. Н. Митрюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87790/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: прокурорский надзор, законность исполнения наказаний, принудительные работы, особенности проведения прокурорских проверок.

В 2011 году система уголовных наказаний была дополнена новым видом — принудительными работами, введенными в качестве альтернативны лишению свободы, порядок исполнения которых регулируется главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также Приказом Минюста России от 29.12.2016 № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы». Принудительные работы исполняются в специальных учреждениях — исправительных центрах, либо изолированных участках, функционирующих в таком же режиме.

По состоянию на ноябрь 2021 года на территории Российской Федерации функционируют 32 исправительных центров и 113 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, на учете которых состоят 8 728 осужденных к принудительным работам.

Указанный вид наказания относится к группе не связанных с изоляцией от общества, средством исправления осужденного при исполнении которого является трудовая деятельность. Помимо обязательной трудовой деятельности, лица, осужденные к принудительным работам, обязаны проживать на территории специальных общежитий и исполнять установленный Порядок отбывания наказания.

Таким образом, принудительные работы накладывают на осужденного ограничения, которые являются наиболее значительными по сравнению с иными видами наказания, также не связанными с лишением свободы.

Неукоснительное соблюдение требования закона при исполнении наказаний в целом и принудительных работ в частности — основополагающий принцип деятельности органов, учреждений, организаций и должностных лиц в рассматриваемой сфере. Однако состояние законности в сфере исполнения альтернативных наказаний нельзя признать удовлетворительным.

В приказе Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу определен как одно из важных направлений деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав и законных интересов граждан.

Вопросы законности исполнения принудительных работ имеют особую актуальность, поскольку механизмы исполнения указанного вида наказания на данный момент находятся в стадии формирования. Количество введенных в эксплуатацию исправительных центров на данный момент недостаточно и одним из направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является строительство новых центров, переоборудование под таковые имеющихся помещений, а также привлечение к исполнению такого вида наказаний юридических лиц в рамках договорных отношений.

В Информационно-аналитической записке о состоянии законности за 2019 год, подготовленной Университетом прокуратуры РФ, на основании обобщения прокурорской практики отмечается: «Одной из основных проблем исполнения наказания в виде принудительных работ является недостаточное количество мест в ИЦ и УФИЦ для размещения осужденных. К примеру, в Новосибирской области в УФИЦ-1 лимит наполнения превышен на 79,4 %, в УФИЦ-2 — почти в 2 раза (на 93,5 %). Вопреки требованиям ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ в ИЦ и УФИЦ в 21 регионе норма жилой площади в расчете на одного осужденного составляла менее 4 кв. м. Имеются проблемы привлечения осужденных к труду из-за отсутствия рабочих мест. Администрации исправительных центров допускают нарушения законов, регулирующих охрану труда, выплату заработной платы, порядок удержания в доход государства средств в размере, установленном приговором суда, проведение первоначального медицинского освидетельствования при поступлении на работу, организацию воспитательно-профилактической работы с осужденными» [3; с. 83].

Также прокурорами в ходе проведения проверок выявлялись нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, факты непрохождения осужденными по соблюдению мер пожарной безопасности. В ряде случаев установлены нарушения при удержаниях из заработной платы осужденных, установленных приговором суда, что влечет несвоевременное исполнении приговора и требований закона. В целях устранения выявленных нарушений начальнику УФСИН России по Курской области внесено представление [4].

Так, Е. Л. Никитин полагает, что проверка исправительного центра методически практически не отличается от проверки исправительных колоний, однако имеет ряд особенностей [2]. Обобщенно можно сформулировать ключевые вопросы, которые подлежат обязательному установлению и оценке прокурором в ходе проверочных мероприятий в целях оценки законности исполнения принудительных работ.

В соответствии с положениями ст. 60.2 УИК РФ орган уголовно-исполнительной системы должен не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда или решения федерального органа уголовно-исполнительной системы о переводе осужденного из одного исправительного центра вручить осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. Таким образом, целесообразно первоначально проверить законность и своевременность вручения осужденных предписания о явке, постановке их на учёт, а также принятию оперативных мер по розыску таких лиц в случае необходимости.

Поскольку исполнение принудительных работ предполагает обязательное трудоустройство лица, прокурору необходимо выяснить, все ли лица в исправительном центре привлечены к труду в рамках исполнения приговора [2].

Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ч. 1 ст. 60.8 УИК РФ). Следовательно, обязательным блоком вопросов, подлежащих проверке, является соблюдением требований трудового законодательства, особенно в части охраны и безопасности труда. Также статьей 60.10 УИК РФ предусмотрено удержание из заработной платы осужденных к принудительным работам. Прокурору следует проверить фактическое осуществление удержаний из заработной платы осужденных, а также законность их размера, который не должен превышать 75 процентов от начисленной суммы.

Также проверке подлежат вопросы организации администрацией исправительных центров соблюдения осужденными установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), особенно в организациях, где они трудоустроены. Е. Л. Никитин указывает: «Учитывая, что в некоторых регионах образованы изолированные участки, функционирующие как исправительные центры при исправительных учреждениях, прокурор должен уделить внимание соблюдению исправительными центрами режимных требований, связанных с контактами осужденных к принудительным работам с осужденными к лишению свободы, в том числе в процессе трудовой деятельности» [1].

В ходе проверки также подлежит выяснить, соблюдаются ли права осужденных лиц на обращение с жалобами, заявлениями и законность порядка их рассмотрении, а также оценить правомерность законность применения мер поощрения и взыскания.

Следовательно, органы прокуратуры являются эффективным механизмом обеспечения законности при исполнении наказаний в виде принудительных работ. В то же время в соответствии с п. 1.12 Приказа Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурорам при осуществлении деятельности предписано добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в связи с чем в ходе осуществления этого направления надзора прокурорам следует избегать подмены органов уголовно-исполнительной системы.

Литература:

  1. Методика и тактика проведения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. О. Н. Коршуновой. М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. // Доступ из справ. — прав. системы «Консультант-Плюс». 408 с.
  2. Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих привлечение к труду осужденных к принудительным работам // Законность. 2019. № 6. С. 6–9. Доступ из справ. — прав. системы «Консультант-Плюс».
  3. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. О. С. Капинус. М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. 148 с.
  4. Прокуратура Курской области добивается устранения нарушений при отбывании осужденными наказания в виде принудительных работ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=7493274
Основные термины (генерируются автоматически): работа, уголовно-исполнительная система, исправительный центр, РФ, заработная плата осужденных, лишение свободы, осужденный, центр, внутренний распорядок, трудовая деятельность.


Ключевые слова

прокурорский надзор, принудительные работы, законность исполнения наказаний, особенности проведения прокурорских проверок

Похожие статьи

Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители

Определены пределы осуществления прокурорских полномочий, представлен перечень пределов надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Особенности судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий

Научная статья посвящена вопросам, касающимся особенностей судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий. При этом особое внимание уделяется вопросам осуществления данного вида судебного контроля на стадии пре...

Вопросы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов субъектами административной юрисдикции

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов субъектами административной юрисдикции.

Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности

В статье рассматриваются полномочия органов прокуратуры в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности, а также эффективность данного направления надзора.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Похожие статьи

Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители

Определены пределы осуществления прокурорских полномочий, представлен перечень пределов надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

В настоящей статье рассматриваются полномочия прокурора за производством предварительного следствия, изучены причины неэффективности деятельности органов предварительного следствия в ряде аспектов.

Особенности судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий

Научная статья посвящена вопросам, касающимся особенностей судебного контроля за законностью и обоснованностью производства следственных действий. При этом особое внимание уделяется вопросам осуществления данного вида судебного контроля на стадии пре...

Вопросы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов субъектами административной юрисдикции

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов субъектами административной юрисдикции.

Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности

В статье рассматриваются полномочия органов прокуратуры в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности, а также эффективность данного направления надзора.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Защита прав и свобод человека и гражданина на стадии возбуждения уголовного дела при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Статья посвящена актуальным проблемам участия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Задать вопрос