Трансформации в жизни нашего современного общества актуализировали необходимость изучения фактора тревожности в формировании межличностных отношений младшего школьника.
Природу межличностных отношений человека изучали такие ученые, как В. Н. Мясищев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, В. В. Абраменкова, а также А. В. Петровский, М. И. Лисина и др. Проблему тревожности исследовали З. Фрейд, К. Хорни, Г. С. Салливен, Дж. Тейлор, Дж. Уотсон, Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Ю. Л. Ханин, В. М. Астапов и др.
Младший школьный возраст — важный этап психологического и социального развития ребенка. Это возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Начало школьного обучения коренным образом меняет весь уклад жизни ребенка. «В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности» [2, с. 208]. Новоявленный школьник занимает новое важное положение в обществе, что влечет за собой предъявление к нему особых требований и возникновение у него новых обязанностей. Наряду с возникновением обязанностей, появляются и новые права: право на серьезное отношение и уважение со стороны взрослых к своей учебной деятельности, на рабочее место, время и досуг, на одобрение за хорошую учебу и т. д.
Л. С. Выготский считает важной особенностью младшего школьного возраста смену ведущей деятельности ребенка. Именно начало учебной деятельности, которая пришла на смену игровой деятельности, оказывает влияние на начало перестройки психических процессов и функций в организме ребенка [3].
Таким образом, в период обучения школа занимает центральное место в жизни ребенка, с младшим школьником происходят кардинальные изменения, как на психофизическом уровне, так и в системе его общественных отношений.
Опыт межличностных отношений с другими людьми лежит в основе развития личности ребенка, его самосознания. От того, насколько успешно ребенок формирует свои взаимоотношения, насколько легко он устанавливает контакты, во многом зависит его дальнейшая социальная жизнь, учебная и профессиональная деятельность. По словам А. А. Абраменковой: «Область проявления и формирования отношений ребенка с миром — это область общения и взаимодействия» [1, с. 49].
Учащимся с адекватной самооценкой, хорошей школьной успеваемостью, безусловной поддержкой в семье, с устойчивыми дружескими взаимоотношениями с одноклассниками присущи такие характеристики, как открытость, искренность, эмоциональная стабильность, способность проявлять эмпатию, возможность выражать любовь, дружбу, высокий творческий и познавательный потенциал. Процесс рефлексии собственного поведения проходит благополучно. Они не боятся отстаивать свою точку зрения, порой входя в спор, конфликт, при этом эффективно разрешая такие ситуации. Процесс формирования межличностных отношений проходит успешно.
Если же младший школьник не получает должную поддержку в семье, не чувствует достаточной безопасности от самых близких значимых взрослых, как правило, это сказывается на коммуникативных способностях в коллективе, чувстве полноценности. Может снижаться успеваемость, он менее общителен, испытывает трудности в установлении контакта со сверстниками, приоритетными становятся доминирование любой ценой, вплоть до агрессии, либо, наоборот, уход и избегание любых конфликтных ситуаций. Проявление злости, нетерпимости, обидчивости затрудняют процесс формирования межличностных отношений. Такие дети чаще других переживают тревожные состояния, связанные со школой, как с местом, характеризующимся высокой интенсивностью межличностного общения.
Для тревоги как для эмоционального состояния характерны субъективные ощущения беспокойства, напряжения, ожидания неблагополучного исхода событий. Со стороны физиологии — активизация нервной системы, сопровождающаяся рядом типичных вегетативных признаков, таких как дрожь, потоотделение, учащение пульса и дыхания [прихожан]. По определению Р. С. Немова «Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях» [4, с.54].
А. М. Прихожан образно интерпретирует процесс формирования тревожности, как «заколдованный психологический круг», подчеркивая взаимное влияние тревожности и других личностных характеристик, например, самооценки, уровня притязаний, коммуникативных способностей [5].
Именно, исходя из того, что мы определяем способность ребенка формировать устойчивые межличностные отношения, как интегративную функцию от целого ряда личностных характеристик, мы выдвинули гипотезу о влиянии тревожности на формирование межличностных отношений учеников начальных классов.
Для ее подтверждения мы провели исследование на базе одной из СОШ г. Улан-Удэ. Выборка состояла из 64 учащихся двух третьих классов. Нами была проведена психодиагностика с использованием методик «Тест школьной тревожности Филлипса» и определения индекса групповой сплоченности Сишора для оценки привлекательности классного коллектива.
Диагностика проводилась в групповой форме. Для исключения какого-либо влияния на испытуемых классный руководитель во время диагностики не присутствовал.
Анализ полученных данных показал, что общий уровень школьной тревожности всей исследуемой группы составил 19 %, что является достаточно низким показателем. Это свидетельствует о комфортной, благожелательной, дружественной атмосфере в классах.
У троих учеников выявлен высокий уровень школьной тревожности (больше 75 %), у девяти зафиксирован повышенный уровень (50 %-75 %), остальные испытуемые имеют низкий уровень тревожности (меньше 50 %) (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень школьной тревожности испытуемых
Уровень тревожности |
Количество учеников |
Низкий (меньше 50 %) |
52 |
Повышенный (50 %-75 %) |
9 |
Высокий (больше 75 %) |
3 |
В структурном содержании среди компонентов школьной тревожности у респондентов особо выделяются страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний.
Рис. 1. Структурные компоненты школьной тревожности испытуемых
Наша основная статистическая ненаправленная гипотеза, для подтверждения которой мы прибегнем к корреляционному анализу, формулируется следующим образом: корреляция между переменными «Тревожность» и «Показатель групповой сплоченности» в генеральной совокупности равна нулю Ho: rxy = 0. При ее отклонении мы примем альтернативную гипотезу H1: rxy ≠ 0 о наличии положительной или отрицательной корреляции, которая будет свидетельствовать о существовании связи между переменными «Тревожность» и «Показатель групповой сплоченности» [6].
Для решения этой задачи мы определили коэффициент корреляции Пирсона. Его значение мы вычислили с помощью программы «Статистические функции» в Microsoft Office Excel: r = — 0,62.
Чтобы оценить достоверность полученного коэффициента корреляции, по таблице критических значений коэффициентов корреляции Пирсона мы определили, что эмпирическое значение r э = — 0,62 соответствует p < 0,001.
Таким образом, обнаружена статистически достоверная средняя заметная обратная связь между переменными «Тревожность» и «Показатель групповой сплоченности». Наглядно характер выявленной вероятностной связи дает диаграмма рассеивания (рис. 2), оси которой соответствуют значениям наших переменных, а точки представляют собой испытуемых.
Рис. 2. Диаграмма рассеивания переменных при r э = –0,62
Необходимо отметить, что установление связи между этими переменными не свидетельствует о причинно-следственных отношениях, не определяет отношений последовательности между переменными. Поэтому мы пришли к выводу, что для подтверждения нашей гипотезы о влиянии тревожности младшего школьника на формирование его межличностных отношений необходимы дальнейшие исследования.
Литература:
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) — М., «Просвещение», 1968. — 464 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Юрайт, 2017. — 200 с.
- Немов Р. С. Психология: Психология образования. Кн. 2. / Немов Р. С. — М.: Владос, 1994–446 с.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI–001–.HTM (дата обращения: 15.12.2021).
- Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 1. С. 98–107.