Коммуникация является одним из важнейших аспектов жизни любого человека. Она позволяет нам общаться с другими людьми, передавать информацию и получать ее. Однако дети с нарушением интеллекта могут испытывать трудности в развитии своих коммуникативных навыков. В данной статье мы рассмотрим основные принципы развития коммуникации у детей с нарушением интеллекта.
Дети с нарушением интеллекта могут иметь различные особенности в развитии коммуникации. Некоторые из них могут проявляться в ограниченной способности к общению, неспособности понимать и использовать язык, а также в затруднениях при передаче информации.
Основные правила построения диагностики коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта включают следующие этапы:
- Оценка текущего уровня развития коммуникации ребенка. Для этого можно использовать специальные тесты и задания, которые помогут определить уровень понимания языка, способность к общению и передаче информации.
- Изучение особенностей речевого развития ребенка. Необходимо учитывать возраст, уровень развития речи, наличие каких-либо нарушений в произношении звуков или слов.
- Определение потребностей ребенка в обучении коммуникации. На основе результатов оценки текущего уровня развития можно определить, какие навыки необходимо развивать и на каком уровне.
- Разработка индивидуальной программы обучения коммуникации для каждого ребенка. Программа должна быть адаптирована к его потребностям и уровню развития.
- Регулярное отслеживание прогресса в развитии коммуникативных навыков ребенка. Это поможет оценить эффективность программы обучения и внести необходимые коррективы.
Важно помнить, что каждый ребенок с нарушением интеллекта уникален и требует индивидуального подхода в обучении коммуникации.
Вот несколько примеров ослабленных коммуникативных навыков у детей:
— Недостаточное развитие речи. Ребенок может иметь проблемы с произношением звуков или слов, а также с пониманием речи других людей.
— Отсутствие навыков общения. Ребенок может испытывать трудности в общении с другими детьми или взрослыми, не уметь задавать вопросы и отвечать на них.
— Проблемы с пониманием языка. Ребенок может иметь трудности в понимании речи на слух или в чтении текста.
— Затруднения в передаче информации. Ребенок может испытывать трудности в передаче информации другим людям, например, не уметь объяснять свои мысли или показывать на картинках то, что он хочет сказать.
— Трудности в социальном взаимодействии. Ребенок может испытывать трудности в общении с другими детьми или взрослыми, не уметь играть вместе или делиться игрушками.
Диагностика коммуникативных навыков у детей, которые не разговаривают, может проводиться с помощью наблюдения за их поведением и реакциями на окружающую среду. Для этого можно использовать следующие методы:
- Наблюдение за реакцией ребенка на различные ситуации. Например, можно наблюдать за тем, как ребенок реагирует на звуки, свет, движение и т. д.
- Использование визуальных подсказок. Например, можно использовать картинки или рисунки, чтобы показать ребенку, что от него требуется.
- Использование жестов и мимики. Жесты и мимика могут помочь ребенку понять, что от него требуется.
- Использование игровых элементов. Игры могут помочь ребенку освоить новые навыки и развить свои коммуникативные навыки.
- Использование технологий. Технологии, такие как компьютерные игры и приложения для мобильных устройств, могут помочь ребенку освоить новые навыки и развить свои коммуникативные навыки.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в диагностике и обучении коммуникативным навыкам. Поэтому важно проводить диагностику с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
У многих детей речь может быть непонятной из-за различных причин, таких как нарушения в произношении звуков или слов, ограниченный словарный запас и т. д. Для проведения диагностики коммуникативных навыков с такими детьми можно использовать следующие методы:
— Использование визуальных подсказок. Визуальные подсказки могут помочь ребенку понять, что от него требуется. Например, можно использовать картинки или рисунки, чтобы показать ребенку, что от него требуется.
— Использование жестов и мимики. Жесты и мимика могут помочь ребенку понять, что от него требуется. Например, можно использовать жесты, чтобы показать ребенку, что от него требуется.
— Использование игровых элементов. Игры могут помочь ребенку освоить новые навыки и развить свои коммуникативные навыки. Например, можно использовать игры, которые помогают развивать навыки общения.
— Использование технологий. Технологии, такие как компьютерные игры и приложения для мобильных устройств, могут помочь ребенку освоить новые навыки и развить свои коммуникативные навыки. Например, можно использовать компьютерные игры, которые помогают развивать навыки общения.
Нами было обследовано 32 ребенка, обучающихся в МБОУ С(К)ОШИ г. Нытвы, имеющих заключения ПМПк, с диагнозом: умеренная и тяжелая умственная отсталость. При диагностике и работе с такими детьми мы выявили ряд особенностей и закономерностей состояния и развития их коммуникативных навыков. Данные особенности влияют непосредственно на развитие коммуникативных навыков и наблюдались у каждого ребенка в той или иной степени:
- Синдром двигательной расторможенности (СДР): форма нервно-психических нарушений у детей, характеризующаяся повышенной двигательной активностью и возбудимостью, неспособностью удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени.
- Малый объем пассивного и активного словаря: словарь детей, по большей части, состоит из обиходно-бытовых слов, в запасе всего около 30–50 слов, которыми они проговаривают все свои потребности.
- Трудности с запоминаем в связи с недостаточностью когнитивной функции: память по объему мала, преобладает механическая. Дети могут пересказать простой текст (из 3–4 предложений), но без понимания смысла.
- Вялая артикуляция: многие дети «проглатывают» звуки, говорят с сомкнутыми челюстями, открывая рот на ширину меньше сантиметра; некоторые не знают, где находиться язык, губы и зубы.
- Эхолалии, в связи с недостаточностью когнитивной функции: у детей замедленная обработка слуховой и слухоречевой информации, которая проявляется в немедленной и отстроченной эхолалии, многие дети говорят фразы из мультиков, которые они механически запомнили и которые не вписываются в контекст ситуации.
- Множественные нарушения звукопроизношения: у детей нарушено произношение большинства звуков, наблюдаются искажения, смешения, пропуски и замены звуков.
- Трудности формирования связной речи: речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч», то есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении, либо не согласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать — спать, улица — гулять.
Таким образом, опираясь на представленные особенности развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью, можно прогнозировать результат логопедической работы с такими детьми, определить ведущие способы взаимодействия и построить индивидуальную коррекционную работу.
Развитие коммуникации у детей с нарушением интеллекта — это длительный процесс, который требует терпения и усилий со стороны педагогов и родителей. Однако, благодаря использованию различных методов и подходов, таких как обучение через игру, можно значительно улучшить коммуникативные навыки детей с нарушением интеллекта.
Литература:
- Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
- Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
- Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
- Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
- Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 250 с.