Воспитание социально-нравственных качеств школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Амонова, Нафиса. Воспитание социально-нравственных качеств школьников / Нафиса Амонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87622/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье автором представлены пути формирования социально-нравственных качеств школьников.

Ключевые слова: гуманность, мышление, нравственные качества, расизм, ксенофобия, шовинизм, дискриминация, экстремизм, ксенофобия .

Школа, как одно из основополагающих образовательных учреждений, имеет огромное значение в воспитании социально-нравственных качеств школьников. Воспитание социально-нравственных качеств у школьников — главная задача нынешнего образования. Следовательно, основная задача педагогов на сегодняшний день — воспитание в школьниках гуманных ценностей, профилактика расизма, ксенофобии и экстремизма.

В настоящее время в воспитании нашей креативно мыслящей молодежи в духе здоровых убеждений и с глубоким мышлением несравненно место межнационального согласия и солидарности. Это связано с тем, что для Узбекистана, являющегося светским государством, одной из приоритетных задач является воспитание самостоятельно и по-новаторски мыслящей молодежи, занимающей свое достойное место как в образовании, так и в спорте, а также в духе уважения к таким общечеловеческим ценностям как религиозная терпимость, толерантность.

Воспитывая молодежь в духе преданности Родине и нации, мы защищаем её от негативного влияния различных фундаменталистских течений и «массовой культуры» и формируем у них иммунитет для борьбы с ними [1, с. 40]. Всё это осуществляется в целях реализации четвертой инициативы Президента Республики Узбекистан по повышению духовности молодёжи и пропаганде читательской культуры.

Неслучайно Декларация принципов толерантности признаёт приоритет формирования социально-нравственных качеств у молодёжи именно за сферой образования. В этом глобальном контексте образовательная система должна стать основным социальным институтом общества, способным реализовать стратегию толерантности. И поэтому, чтобы достичь осуществления поставленной цели по формированию социально-нравственных качеств, необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан». «Стратегия действий» преследует необходимость формирования новой общественно-государственной системы воспитания молодёжи, которая обеспечивает социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, следования закону. «Стратегия действий» предусматривает расширение сотрудничества между другими странами, формирование нравственных качеств человека, противостоящие экстремизму, национализму, ксенофобии и другим социальным негативным явлениям. В пункте пятом «Стратегии действий», озаглавленном «Приоритетные направления в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики» выдвинут ряд конструктивных и релятивистских теорий, направленных на решение и преодоление проблем национальной безопасности. Это свидетельствует о том, что в настоящее время вопросы межнационального согласия и укрепления толерантности подняты на уровень государственной политики. Поскольку история доказывает: там, где господствуют мир и спокойствие, развитие протекает быстрее [2, с. 35].

В настоящее время в стране осуществляется ряд мер в сфере обеспечения прав, свобод и интересов молодёжи. Молодежь — будущее страны, наше будущее, поэтому само время требует, чтобы в воспитании подрастающего поколения со здоровым, креативным мышлением, главное, самоотверженными для страны людьми — с детства внедрять в их сознание следование традициям толерантности и межнационального согласия. В настоящее время 60 процентов населения страны составляет молодежь. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы защитить нашу молодёжь от различных догматических идей, массовой культуры посредством воспитания ее в духе таких благородных и гуманистических традиций, как дружеское отношение к представителям различных религий, проживающих в нашей стране, уважение их обрядов и обычаев, предотвращение расовой дискриминации.

Процесс воспитания толерантной личности и толерантных отношений в каждой многонациональной, поликультурной стране сложен, длителен, многоаспектен и имеет свои специфические особенности. Данный процесс касается не только отдельной личности, но и всего человечества. Особое значение данный процесс приобретает в формировании социально-нравственного развития молодёжи, который призван подготовить её к активному участию во всех сферах общественной жизнедеятельности, так как молодёжи, в силу своих возрастных особенностей, свойствен максимализм, способность к быстрому и необдуманному решению сложных задач.

В осуществлении всех вышеуказанных задач послужила «Стратегия действий» по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан. Поэтому в целях дальнейшего формирования межнационального согласия у узбекского народа необходимо организовать мероприятия по реализации «дорожной карты» пятого направления «Стратегии действий». Реализация мероприятий создаст условия для решения комплекса задач, связанных с воспитанием социально-нравственных качеств школьников. Это — проведение информационной кампании, направленной на формирование общегражданской идентичности и межэтнической толерантности [3, с. 240]. Сюда необходимо включить следующие мероприятия:

— круглый стол для педагогов и школьников «Толерантность: социализация, образование и воспитание»;

— месячники правового, патриотического воспитания;

— классные часы по теме «Формирование толерантного сознания, создание атмосферы терпимости и межнационального согласия»;

— фотоконкурсы;

— конкурсы плакатов, стенгазет;

— конкурсы рисунков, презентаций, проектов, видеофильмов на тему «Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила»;

— мероприятия, преследующие пропаганду национальных обычаев и традиций.

Также к организации и в проведении в рамках Дней национальной культуры и Международного Дня толерантности можно включить следующие мероприятия:

— национальные Дни Узбекистана;

— конференции, семинары, круглые столы, выставки, концерты;

— смотры-конкурсы художественной самодеятельности среди обучающихся школ «Созвездие талантов»;

— конкурс среди обучающихся школ «Кукла в национальном костюме»;

— городской этап республиканского конкурса творческих работ учащихся «Святыни земли узбекской»;

— интеллектуальную игру для учащихся «Знатоки родного края»;

— научно-практическую конференцию учащихся «Живая культура: традиции и современность»;

— месячник родного (русского, казахского, каракалпакского, таджикского) языка;

— социологическое исследование общественного мнения учащихся по проблемам межнационального согласия «В семье единой»;

— классные часы, беседы, диспуты, акции, викторины, конференции, конкурсы школьных газет;

— конкурс чтецов на узбекском, русском, каракалпакском, казахском и других языках.

Особо следует отметить нацеленность реформирования системы образования в Узбекистане на социально-нравственное воспитание молодёжи в духе межнациональной толерантности. Поэтому воспитание культуры межнационального общения возможно только при том условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический, светский характер системы образования. Также и Закон «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» предполагает активное включение молодого поколения в дальнейшем развитии нашей страны [4].

Успех реформ в любой стране во многом зависит от образовательной политики, её системности, последовательности и результативности. Образование молодёжи определяет будущее нашей страны. От системы образования во многом зависит формирование новых ценностных, в том числе социально-нравственных ориентаций молодёжи, что является обязательным условием для становления гражданского общества.

Следовательно, в системе образования особое внимание необходимо уделять воспитанию молодёжи в духе духовно-нравственных ценностей добра, справедливости, честности, формированию у них готовности к самостоятельному саморазвитию и самовоспитанию, потребности к социальной активности; способности адекватно и с пониманием воспринимать, оценивать поликультурные, разнополярные, поликонфессиональные информации и новые области знаний.

Литература:

  1. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса / Ш. М. Мирзиёев. — Ташкент: Узбекистан, 2016. — Ш. М. Мирзиёв. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. — Ташкент: Узбекистан — 2016.
  2. Закон «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» предполагает «непосредственное участие молодёжи в формировании и реализации политики и программ развития общества, в особенности жизни молодёжи республики».
  3. Садыков Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии деятельности национальных культурных центров // Узбекистан — страна толерантности. — Ташкент: Ўзбекистон, 2008.
  4. Хасанов А. Ислам и молодёжь в современном Узбекистане// Религия и молодёжь в современных мусульманских обществах / Под ред. З. И. Мунавварова и Р. И. Крумм. — Ташкент, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): межнациональное согласие, Узбекистан, воспитание, социально-нравственное качество школьников, каракалпакский, мыслящая молодежь, система образования, формирование.


Задать вопрос