Автор: Хушназарова Мамурахон Надыровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Хушназарова М. Н. Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 356-358.

В XX веке особенно популярными стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в. Основными категориями, в которых анализируется социальное и культурное изменение в рамках теории модернизации, являются категории «современный» и «традиционный». Знаменитый политолог С.Хантингтон писал, что еще в начале семидесятых годов все прочие категории: демократия, олигархия и диктатура, либерализм, консерватизм, тоталитаризм и конституционализм, социализм, коммунизм и капитализм, национализм и интернационализм, – все ушли на задний план теоретического мышления. [1:357]

Итак, мост из «отсталости» в «современность» лежит через модернизацию идей народа. Точнее в его политической пути в дальнейшим. Сила любого народа, нации – в его сплоченности, постоянстве в достижении цели. Будущее народа, сплоченно идущего вперед, преследуя великую цель, связано с прогрессом. Но если силу нации обеспечивает духовное единство, что же стимулирует само духовное единение? Говоря словами главы нашего государства, «народ делает народом, нацию нацией система идей, выражающих ее честь и достоинство, веру и убеждение, непрерывно развивающаяся и совершенствующаяся, опираясь на самобытный путь, образ жизни, коренные интересы нашего общества».

Оглядываясь назад в историю, можно видеть, что идейная слабость всегда вела к разброду, а идейная солидарность народов – к достижению цели. Теперь, когда благодаря независимости мы хотим сделать былью вековую мечту народа о свободной и благополучной жизни, нам, прежде всего, нужно объединиться под знаменем благородной идеи, представляющей собой главный фактор, обеспечивающий великое будущее нашей страны и эффективность широкомасштабных реформ.

«…Прежде всего, несравненно велико значение поднятия на высокий уровень нашей духовно – просветительской деятельности, чтобы подрастающее новое поколение пришло к своей зрелости всесторонне совершенным, с твердой волей, чистой совестью», – подчеркивает Президент республики Узбекистан И.Каримов. Действительно, совершенное поколение – наша основная цель. И одной из важных задач в достижении ее является, безусловно, организация и содержание деятельности образовательных учреждений по формированию в сознании школьников идеи национальной независимости.

Независимость предоставила право и возможность на выбор собственного пути, собственной модели системы образования и подготовки кадров, соответствующего социально-экономическому развитию республики, основанного на богатом духовно-нравственном и культурно-историческом наследии народа и общечеловеческих ценностях. [2:5]

Исходя из содержания книги «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы», целесообразно дополнительно ввести в специальный курс «Чувство Родины» следующие темы:

1.         Процветание Родины.

2.         Национальные и общечеловеческие ценности.

3.         Богатое культурное и духовное наследие, ценности, обряды и привычки, традиции нашего народа.

4.         Самобытный образ жизни, мышление и мировоззрение нашего народа.

5.         Самостоятельное мировоззрение и мышление.

6.         Понятия мысли и идеи, их сущность и различия.

7.         Созидательные идеи, их значение в развитии общества.

8.         Разрушительные идеи, их негативные последствия.

9.         Идея национальной независимости и воспитание совершенного человека.

10.     Идея национальной независимости и священность Родины.

На все десять тем, включенных в программу учебного курса «Чувство Родины», необходимо отвести по одному часу и их содержание должно быть изложено в качестве отдельной самостоятельной темы. В этой связи объявлен конкурс на учебную программу и учебник «Чувство Родины» в республике. Участникам конкурса рекомендуется охватить вышеназванные темы при создании программы и учебника.

Идея национальной независимости внедрена в соответствующие темы учебных программ и учебников по «Истории Узбекистана» и «Всемирной истории» с учетом последовательности исторических событий. Тем не менее, рекомендуется внести дополнительно в учебные программы и учебники, следующие темы, связанные с идеей национальной независимости:

1.         История идей и идеологий.

2.         Созидательные идеи и идеологии в развитии общества.

3.         Разрушительные идеи и идеологии.

4.         Последствия абсолютизации идей и идеологий в истории.

5.         Узбекская модель развития и ее значение для прогресса общества.

6.         Исторические корни идеи национальной независимости.

7.         Значение идеологии во внедрении в жизнь концепции «От сильного государства к сильному обществу».

8.         Религия, межрелигиозная толерантность и идеология.

Темы, касающиеся идеи национальной независимости, можно включить за счет объединения отдельных тем программы. Каждую из рекомендованных тем целесообразно излагать в учебниках как самостоятельную. В освещении всех других тем учебных предметов «История Узбекистана» и «Всемирная история» также необходимо исходить из идеи национальной независимости.

Можно было ожидать самых различных, порой полярных, реакций и мнений разнообразных социальных слоев населения, политических партий и движений: от боязни идеологии как символа коммунистической идеологии и соответственно отказа от всякой идеологии, до возведения идеи национальной независимости в ранг государственной или национально-религиозной и националистической.

Новое педагогическое мышление открывает путь и новому подходу к изучению рассматриваемых проблем. Не отрицая значи­мость социального анализа структурных реформ, приоритетное вни­мание мы уделим педагогическому аспекту проблемы.

Определяя контуры этой проблематики, особо подчеркнем, что изменения образовательных структур последних десятилетий в значительной степени являются продолжением преобразований предыдущего периода и это потребует некоторой ретроспективы.

Исчезновение старых и формирование новых образовательных струк­тур - сложный, комплексный процесс, который протекает, по наше­му мнению, по трем основным направлениям. Первое – это струк­турные реформы, в основе которых доминируют педагогические при­чины. Второе направление – преобразование структур, обусловлен­ное социально-экономическими факторами. И, наконец, третье – структурные изменения, в основе которых лежат демографические процессы. Мы предполагаем их подробное рассмотрение.

Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и «Национальной программе по подготовке кадров», на основе общего среднего образования, по добровольному выбору направления обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.

Организация и развитие среднего специального, профессионального образования осуществляется поэтапно и предусматривает выполнения ряда первоочередных мер.

Разрабатывается и внедряется нормативная база функционирования академических лицеев и профессиональных колледжей, регламентирующая управление и организацию, содержание и методику образовательного процесса, финансирование и материально-техническое оснащение нового вида образования. [2:167]

Необходимо отметить, что после осуществления структурных преобразований изменившаяся форма диктует новые требования к созданию и построению учебных программ, учебников, подчиняя се­бе в определенной степени содержание образования. Образуется, таким образом, логическая цепочка обратной связи: образовательная си­стема - содержание образования. Эта взаимосвязь верна, как пре­дставляется, не только для западной, но и для образования любой иной страны. Анализ взаимосвязей в процессе модернизации со­держания образования и структурных форм позволяет составить цельное педагогическое представление об основных тенденциях развития в этой области.

Однако, в отличие от тоталитарного, в демократическом обществе, где существуют законодательно закрепленные свободы и права личности, обязанности его членов, идеология выполняет функцию движущей силы, генератора общественных интересов, способа реализации социальных и личностных потребностей и устремлений.

 

Литература:

 

  1. Hantington S. The change to change // Comparative politics in the post… Colorado: Lynne Rienner. 1988. - Р. 357.
  2. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров – достижение и результат независимости. Ташкент: Шарк, 2001. – С. 655.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): национальной независимости, идеи национальной независимости, Идея национальной независимости, теории модернизации, «Чувство Родины», «Идея национальной независимости, Разрушительные идеи, идеей национальной независимости, Созидательные идеи, школьников идеи национальной, возведения идеи национальной, национальной системе образования, воспитания национальной гордости, Республики Узбекистан, содержание образования, Похожая статья, знаменем благородной идеи, Педагогические особенности, модернизацию идей народа, следующие темы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос