Библиографическое описание:

Кадыров К. Б. К вопросу определения социально-педагогических аспектов исламской культуры в сфере гуманизации процесса образования // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 236-238.

Процесс демократизации обуславливает придание системе образования гибкости и оперативности: создание условий и возможностей адекватного реагирования на потребности социального и экономического развития, учета способностей и дарований, потребностей личности. Это обеспечит повышение социальной активности и мобильности молодежи, ее адаптацию в быстро меняющемся мире. На новый качественный уровень должна быть поднята  культурно-просветительская работа, охватывающая все население страны с целью повышения общей и профессиональной культуры.

Позитивные изменения в обществе, формирующиеся в нем новые отношения и ценности, становятся достоянием образования, внедряются в его содержание. Поэтому, утверждение в обществе гуманистических идеалов и ценностей, безусловно, находит воплощение в реальном образовательном процессе. Другими словами, процесс гуманизации образования стал возможным лишь в контексте и условиях начавшейся гу­манизации общества.  Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан,  будучи гуманистической, не может быть ни обоснована, ни осуществлена без знания сущности гуманизации.    

В разные исторические эпохи сте­пень реализация сути гуманизма была различной, соответствуя представ­лениям о человеке, свободе, смысле его бытия, практике социаль­ных отношений. Учет историчности  гуманизма  важен потому, что форма гуманизма в  качестве основания  переустройства образования в значительной мере опре­деляет содержание и итоги перемен.

В настоящее время необходимо выявление оснований гуманизации, обоснование гуманистической стратегии реформи­рования образования, интерпретации гуманизации как способа саморазвития личности, формирования ее мировоззрения.  Следует выявить противоречия образования и его гуманизации, пути и механизмы их разрешения.  Прежде всего - между социальным и индивидуальным в сущности человека, в реализации этой сущности как определенного итога образования.

Гуманизация образования представляет собой процесс олицет­ворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, прак­тике их отношений и взаимодействия. Сущность гума­низации образования в этой  связи  обусловливается  содержанием собственно гуманизма.

Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков международного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонационального государства особую актуальность.

Возможные риски и угрозы социальной напряженности в обществе, межэтнические и межкофессиональные конфликты, проявления сепаратизма, фанатизма и фундаментализма, экстремизма и терроризма, попытки использовать это определенными внутренними и внешними силами, являются прямой угрозой безопасности страны.

В ряду проблем формирования толерантного сознания особое внимание уделяется религиозной терпимости (веротерпимости).  Идея веротерпимости способствует созданию обстановки содружества и согласия в жизни народа, обеспечивает продвижение по пути к исполнению заветных мечтаний и чаяний людей, исповедующих разные религии, живущих на одной земле, одной Родине. С древнейших времен религии воплощают в себе многие нравственные ценности. Особенности жизни наций и народов издревле отражены в особенностях религий. Вместе с тем  все религии мира основываются на священных идеях, опираются на такие достоинства людей, как доброта, мир, дружба, милосердие, взывают к честности и чистоте души, великодушию.

С древних времен на планете Земля сосуществуют такие крупнейшие религии, как ислам, христианство, иудаизм, буддизм. Это, в частности,  подтверждается тем, что на протяжении веков во многих городах и селениях одновременно функционируют мечети, церкви и синагоги, где люди разных национальностей и вероисповеданий свободно исполняют религиозные обряды и ритуалы. Свидетельством веротерпимости является и тот факт, что в Узбекистане даже в самые трудные времена между верующими не возникали конфликты на религиозной почве.

«Религиозная мораль не существует сама по себе, но функционирует наряду и в тесной взаимосвязи с другими нормативными системами (обычай, традиция, обычное право). Наряду с религиозной моралью в классовом обществе возникает и право, причем это не просто право, а религиозное («божественное») право. Оно содержит не только правовые, но религиозные и нравственные нормы, а также нормы обычного права и обычаи.

Проблема распространения ислама на территории Центральной Азии вызывает много споров и исследователи еще не пришли к единому и окончательному выводу. Решение этой проблемы усложняется из-за ничтожного количества письменных источников того периода, а фактический материал, добываемый археологами и этнографами требует дальнейшего исследования и обобщения». [Арифханова, 132]

Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации, относящиеся к более десяти конфессиям. Созданы условия для того, чтобы они осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни многонационального народа. Правовые основы отражены в Конституции Узбекистана, Законе «О свободе совести и религиозных организациях». Последователям всех религий предоставлены возможности жить в дружбе, взаимопонимании и участвовать в деле достижения нашей страной великих целей. 

«Ничто, кроме религии, не связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сами термины "ислам" и "исламская цивилизация" могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам "больше, чем религия", мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всем различии менталитета и обычаев сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности.

Не отрицая значимости ценностей ислама, следует отметить, что их абсолютизация может привести к неправильной оценке роли национальных и светских, в частности научных ценностей». [Юлдашева, 129]

В свете сказанного считаем целесообразным:

- продолжить изучение проблем влияния исламской культуры на современный процесс гуманизации образования;

- разработать действенные меры и механизмы социально-педагогического подхода к научным проблемам исламской культуры; 

- в полной мере задействовать систему образования в решении задач формирования профилактики по отношению к идеям экстремизма, фундаментализма. Именно система образования обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на снижение риска социальных конфликтов на религиозной почве в обществе.

 

Список литературы

 

Арифханова С.М. Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов центральноазиатского региона: Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 1993. – 149 с.

Юлдашева Ф.Х. Роль ценностей ислама в процессе духовного обновление общества:  Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 2006. – 143 с. 

 

Основные термины (генерируются автоматически): гуманизации процесса образования, гуманизации процесса образования, процесс гуманизации образования, процесс гуманизации образования, знания сущности гуманизации, знания сущности гуманизации, религиозной почве, религиозной почве, выявление оснований гуманизации, выявление оснований гуманизации, толерантного поведения, толерантного поведения, придание системе образования, придание системе образования, основания  переустройства образования, интерпретации гуманизации, определенного итога образования, основания  переустройства образования, интерпретации гуманизации, определенного итога образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос