К вопросу определения социально-педагогических аспектов исламской культуры в сфере гуманизации процесса образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Кадыров, К. Б. К вопросу определения социально-педагогических аспектов исламской культуры в сфере гуманизации процесса образования / К. Б. Кадыров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/7/524/ (дата обращения: 24.04.2024).

Процесс демократизации обуславливает придание системе образования гибкости и оперативности: создание условий и возможностей адекватного реагирования на потребности социального и экономического развития, учета способностей и дарований, потребностей личности. Это обеспечит повышение социальной активности и мобильности молодежи, ее адаптацию в быстро меняющемся мире. На новый качественный уровень должна быть поднята  культурно-просветительская работа, охватывающая все население страны с целью повышения общей и профессиональной культуры.

Позитивные изменения в обществе, формирующиеся в нем новые отношения и ценности, становятся достоянием образования, внедряются в его содержание. Поэтому, утверждение в обществе гуманистических идеалов и ценностей, безусловно, находит воплощение в реальном образовательном процессе. Другими словами, процесс гуманизации образования стал возможным лишь в контексте и условиях начавшейся гу­манизации общества.  Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан,  будучи гуманистической, не может быть ни обоснована, ни осуществлена без знания сущности гуманизации.    

В разные исторические эпохи сте­пень реализация сути гуманизма была различной, соответствуя представ­лениям о человеке, свободе, смысле его бытия, практике социаль­ных отношений. Учет историчности  гуманизма  важен потому, что форма гуманизма в  качестве основания  переустройства образования в значительной мере опре­деляет содержание и итоги перемен.

В настоящее время необходимо выявление оснований гуманизации, обоснование гуманистической стратегии реформи­рования образования, интерпретации гуманизации как способа саморазвития личности, формирования ее мировоззрения.  Следует выявить противоречия образования и его гуманизации, пути и механизмы их разрешения.  Прежде всего - между социальным и индивидуальным в сущности человека, в реализации этой сущности как определенного итога образования.

Гуманизация образования представляет собой процесс олицет­ворения идей и ценностей гуманизма в мировоззрении людей, прак­тике их отношений и взаимодействия. Сущность гума­низации образования в этой  связи  обусловливается  содержанием собственно гуманизма.

Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков международного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонационального государства особую актуальность.

Возможные риски и угрозы социальной напряженности в обществе, межэтнические и межкофессиональные конфликты, проявления сепаратизма, фанатизма и фундаментализма, экстремизма и терроризма, попытки использовать это определенными внутренними и внешними силами, являются прямой угрозой безопасности страны.

В ряду проблем формирования толерантного сознания особое внимание уделяется религиозной терпимости (веротерпимости).  Идея веротерпимости способствует созданию обстановки содружества и согласия в жизни народа, обеспечивает продвижение по пути к исполнению заветных мечтаний и чаяний людей, исповедующих разные религии, живущих на одной земле, одной Родине. С древнейших времен религии воплощают в себе многие нравственные ценности. Особенности жизни наций и народов издревле отражены в особенностях религий. Вместе с тем  все религии мира основываются на священных идеях, опираются на такие достоинства людей, как доброта, мир, дружба, милосердие, взывают к честности и чистоте души, великодушию.

С древних времен на планете Земля сосуществуют такие крупнейшие религии, как ислам, христианство, иудаизм, буддизм. Это, в частности,  подтверждается тем, что на протяжении веков во многих городах и селениях одновременно функционируют мечети, церкви и синагоги, где люди разных национальностей и вероисповеданий свободно исполняют религиозные обряды и ритуалы. Свидетельством веротерпимости является и тот факт, что в Узбекистане даже в самые трудные времена между верующими не возникали конфликты на религиозной почве.

«Религиозная мораль не существует сама по себе, но функционирует наряду и в тесной взаимосвязи с другими нормативными системами (обычай, традиция, обычное право). Наряду с религиозной моралью в классовом обществе возникает и право, причем это не просто право, а религиозное («божественное») право. Оно содержит не только правовые, но религиозные и нравственные нормы, а также нормы обычного права и обычаи.

Проблема распространения ислама на территории Центральной Азии вызывает много споров и исследователи еще не пришли к единому и окончательному выводу. Решение этой проблемы усложняется из-за ничтожного количества письменных источников того периода, а фактический материал, добываемый археологами и этнографами требует дальнейшего исследования и обобщения». [Арифханова, 132]

Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации, относящиеся к более десяти конфессиям. Созданы условия для того, чтобы они осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни многонационального народа. Правовые основы отражены в Конституции Узбекистана, Законе «О свободе совести и религиозных организациях». Последователям всех религий предоставлены возможности жить в дружбе, взаимопонимании и участвовать в деле достижения нашей страной великих целей. 

«Ничто, кроме религии, не связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сами термины "ислам" и "исламская цивилизация" могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам "больше, чем религия", мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всем различии менталитета и обычаев сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности.

Не отрицая значимости ценностей ислама, следует отметить, что их абсолютизация может привести к неправильной оценке роли национальных и светских, в частности научных ценностей». [Юлдашева, 129]

В свете сказанного считаем целесообразным:

- продолжить изучение проблем влияния исламской культуры на современный процесс гуманизации образования;

- разработать действенные меры и механизмы социально-педагогического подхода к научным проблемам исламской культуры; 

- в полной мере задействовать систему образования в решении задач формирования профилактики по отношению к идеям экстремизма, фундаментализма. Именно система образования обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на снижение риска социальных конфликтов на религиозной почве в обществе.

 

Список литературы

 

Арифханова С.М. Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов центральноазиатского региона: Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 1993. – 149 с.

Юлдашева Ф.Х. Роль ценностей ислама в процессе духовного обновление общества:  Дисс…канд. филос. наук. Ташкент, 2006. – 143 с. 

 

Основные термины (генерируются автоматически): исламская культура, образование, общество, отношение, религиозная мораль, религиозная почва, религия, система образования, ташкент, толерантное поведение, Узбекистан.


Похожие статьи

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

Ключевые слова: конфессия, религиозная толерантность, взаимообогащение и взаимовлияние религиозных культур, буддизм

Именно в такой духовной среде появился на свет великий Амир Тимур, который отличался веротерпимым отношением ко всем религиям.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский Исламский институт, 9 медресе, православную и

И. А. Каримов «Высокая духовность непобедимая сила» Ташкент 2008 год. «Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Это система воспитания на идеях и принципах ненасилия.

Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации более десяти конфессий.

Исходя из этого постулата, в межнациональных отношениях независимого Узбекистана устранена почва для проявления...

Проблемы религиозного образования в Кыргызстане

Проблемы религиозного образования в Кыргызстане. Автор: Абдырахманов Толобек Абылович.

И вообще, если государство отделено от религии, это не значит, что политика и религия, образование и религия, культура и религия должны функционировать врозь, и, тем...

Выражение понятий терпимости в узбекских национальных...

Толерантность строит свое отношение к религиозным убеждениям на возвеличивании традиционных религиозных направлений.

Как известно, исламская культура оказывала влияние на литературу, искусство, науку, философию, нравственность и поведение, обычаи...

Исторические корни духовности узбекского народа

Отношение к миру, природе, обществу воспринималось и оценивалось через призму

Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности.

Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи...

В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования.

Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана. Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан.

Общественно-политический потенциал исламской религии...

Общественно-политический потенциал исламской религии в Кыргызстане (вопросы исламского образования).

В современном Кыргызстане проблема развития мусульманского религиозного образования носит не только конфессиональный, но и общеобразовательно...

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

Образование на протяжении всей жизни — все формы и уровни системы образования.

мировоззрение → + ценности → + отношение → + поведение → + реальные действия→ + устойчивость развития.

Ташкент: ТГПУ им Низами, 2008 -63с.

Похожие статьи

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

Ключевые слова: конфессия, религиозная толерантность, взаимообогащение и взаимовлияние религиозных культур, буддизм

Именно в такой духовной среде появился на свет великий Амир Тимур, который отличался веротерпимым отношением ко всем религиям.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский Исламский институт, 9 медресе, православную и

И. А. Каримов «Высокая духовность непобедимая сила» Ташкент 2008 год. «Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Это система воспитания на идеях и принципах ненасилия.

Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации более десяти конфессий.

Исходя из этого постулата, в межнациональных отношениях независимого Узбекистана устранена почва для проявления...

Проблемы религиозного образования в Кыргызстане

Проблемы религиозного образования в Кыргызстане. Автор: Абдырахманов Толобек Абылович.

И вообще, если государство отделено от религии, это не значит, что политика и религия, образование и религия, культура и религия должны функционировать врозь, и, тем...

Выражение понятий терпимости в узбекских национальных...

Толерантность строит свое отношение к религиозным убеждениям на возвеличивании традиционных религиозных направлений.

Как известно, исламская культура оказывала влияние на литературу, искусство, науку, философию, нравственность и поведение, обычаи...

Исторические корни духовности узбекского народа

Отношение к миру, природе, обществу воспринималось и оценивалось через призму

Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности.

Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи...

В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования.

Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана. Традиционная культура в контексте приоритетов региональной культурной политики Республики Дагестан.

Общественно-политический потенциал исламской религии...

Общественно-политический потенциал исламской религии в Кыргызстане (вопросы исламского образования).

В современном Кыргызстане проблема развития мусульманского религиозного образования носит не только конфессиональный, но и общеобразовательно...

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности...

Образование на протяжении всей жизни — все формы и уровни системы образования.

мировоззрение → + ценности → + отношение → + поведение → + реальные действия→ + устойчивость развития.

Ташкент: ТГПУ им Низами, 2008 -63с.

Задать вопрос