В данной статье автор делает попытку охарактеризовать современное состояние публичной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: государство, публичная власть, законодательная власть.
Современная Россия претендует на звание правового государства несмотря на то, что в рейтинге она находится лишь на 85 месте. Конституционно Россия представляет демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. [1] Оно характеризуется «открытостью, неограниченностью и доступностью на уровне отношений к людям, управлению ими, отражения государственных интересов». [5, с. 23]
Категория «правовое»определяет «свойства общественных отношений, межличностных, межгрупповых и социальных связей, представлений о справедливости, свободе, равенстве, порядке, ответственности как правовых критериев общественного устройства». [5, с. 31]
Организация власти развивается в рамках «правового закона и в ее явном стремлении обеспечить все права и свободы личности». [6] Но государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа, и поэтому его деятельность подчинена нормам права.
Школа естественного права трактовала государственное управление как объединение людей в результате общественного договора через «олицетворение нации или юридическое отношение людей от монарха до последнего подданного». [2, с. 45]
Правовое регулирование организации власти сталкивается со многими проблемами вследствие отсутствия необходимых конституционных процедур, пробелов в конституционном законе, дисбалансе отношений между федеральной законодательной, президентской и исполнительной властями, рецидивах регионального сепаратизма, непрофессиональной законодательной деятельности субъектов.
Современные проблемы организации власти обусловлены сложностями преобразования государственного устройства, переходом от формальной федерации к фактической, распространением федеративных отношений на всю территорию государства.
Кроме того, вследствие реформ, создавших двухуровневую модель организации власти, реализуемой путём референдума, выборов, функционирования системы федеральных государственных институтов, а в субъектах — форм прямого народовластия и деятельности их органов власти.
Сегодня государственные органы выступают каналом, через который народ, согласно Конституции, осуществляет свою власть и образуют единую систему. Согласно статье 11 в неё входят органы государственной власти и органы государственной власти субъектов. [1]
Современное состояние публичной власти показывает, что ее реформа осуществляется под воздействием традиций, а на складывающуюся систему органов влияет инерция прежних властных отношений тоталитарного государства. В ход идут прежние формы и методы, присущие командно-административной государственности. Этому способствует неразвитость федерального законодательства, правовые положения, способствующие подлинной реализации «принципа разделения властей, продекларированного в российской Конституции». [1]
В российских субъектах происходит реальное становление системы органов власти на основе принципа разделения властей. Этот процесс идёт без законодательного сопровождения на федеральном уровне неравномерен в республиках в составе России и «по-своему складывается в краях и областях, и имеет особую специфику в автономных областях и в автономных округах, входящих в состав края или области». (Полянов С. К.) [4, с. 34]
Единство системы государственных органов обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России и единстве системы власти. Единство системы проявляется в «разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти». (Мальцев Г. В.) [2, с. 9]
Конституционными статьями 10 и 11 предусмотрено наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из видов органов власти представляет «фактически подсистему единой системы государственных органов. Президент является главой государства и выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина» (Никонова Ю. И.). [3, с. 19]
Структуру органов исполнительной власти России представим на рисунке 1.
Рис. 1. Структура органов исполнительной власти РФ [Автор]
Структура органов исполнительной власти построена на «подчинении и реализации функций власти министерствами, государственными комитетами и ведомствами при правительстве. Органы исполнительной власти субъектов реализуют функции глав администраций субъектов и их министерств и комитетов» (Полянов С. К.). [4, с. 39]
Значит, органы исполнительной власти субъектов составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую российским правительством.
Органы публичной власти управляют государством на разных уровнях и делятся на центральные, региональные и местные. На региональном и местных уровнях количество органов власти и самоуправления варьирует в «зависимости от конституции и регионов, указов и постановлений высших и региональных органов власти. На уровне субъектов существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов» (Тихомиров Ю. А.). [5, с. 48]
Для органов исполнительной власти характерно то, что они назначаются руководителями исполнительной власти, т. е. президентами и главами администраций, избираются населением. Органы судебной власти образуют конституционный, верховный, высший арбитражный суды, федеральные суды и суды субъектов России.
Органы правосудия составляют судебную систему. Особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Следовательно, администрация президента, совет безопасности, полномочные представительства в федеральных округах в своей деятельности стремятся к полной реализации своих основных, вспомогательных и совещательных функций.
Воздействие органов власти на общество происходит через действие закона и следование ему, защиту граждан государством, взаимную ответственность друг перед другом, соблюдение верховенства закона и неоспоримой реализацией решений судов для обеспечения защиты прав и свобод граждан.
Поэтому Россия должна стать таким пространством, в котором действуют и соблюдаются принципы правового государства. Россия должна выражать своё высоко принципиальное волеизъявление для того, чтобы обеспечивать верховенство права и то экономическое, социальное и культурное, в котором граждане выражают полную готовность отстаивать свои права. Россия должна в своих устремлениях выражать добрую волю для разрешения социальных противоречий с целью достижения верховенства права.
Это именно то, что определяет понимание «жить в современной России», «жить в правовом государстве», что значит «соблюдать ее правила и законы» согласно деятельности государства, подчинённой нормам права и воле всего народа.
Литература:
- Конституция РФ от 12.12.1993. с изменениями от 01.07.2020.
- Мальцев Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации. Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Ростов: Свема, 2016. — 125 с.
- Никонова Ю. И. Система органов государственной власти субъектов РФ. // ПиЖ. — N 12. — 2018. — С. 4–12.
- Полянов С. К. Субъект РФ: правовое положение и полномочия. — 3-е изд. — М.: НОРМА, 2017. — 235 с.
- Тихомиров Ю. А. Публичное право. — 2-е изд. — М.: АСТ, 2016. — 125 с.
- ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (11.06.2021 N 170-ФЗ).