Прокуратура Российской Федерации в структуре органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.09.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Булавина, И. В. Прокуратура Российской Федерации в структуре органов государственной власти / И. В. Булавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117578/ (дата обращения: 27.09.2024).



В данной публикации исследуется надзорная сущность российской прокуратуры и определяется ее место в структуре органов государственной власти.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, власть, государственный орган, защита, права.

Соблюдение законности — это важнейшая задача государственного уровня, от реализации которой зависит стабильное развитие общественно-экономических и социально-культурных отношений любого государства.

В Конституции Российской Федерации [1] в ст.1 закреплена норма, которая декларирует статус Российской Федерации как правового государства, что подразумевает верховенство закона на всей его территории, а также надзор за исполнением законов и законностью деятельности государственных органов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Прокуратура Российской Федерации, являясь правоохранительным органом, реализует основные функции, среди которых главное место занимает надзорная [2]. При ее реализации прокурорами выявляются, устраняются и предупреждаются нарушения законов, им способствующие обстоятельства; устанавливаются виновные лица и негативные последствия, наступившие в результате их незаконной деятельности.

Основным полномочием прокурора является его право как должностного лица осуществлять проверки, на предмет соответствия закону деятельности конкретных органов государственной власти, организаций, должностных лиц, и в случае выявления нарушений незамедлительно реагировать, используя соответствующий акт прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение) для устранения данного нарушения, а также последующее привлечение виновного лица (организации) к ответственности.

Для того, чтобы понять истинную сущность и предназначение прокуратуры Российской Федерации, необходимо определить ее место в структуре государственных органов, характер и степень взаимодействия с иными государственными ведомствами и учреждениями.

Наш анализ следует начать с основ — указать на норму Конституции Российской Федерации [1] — ст.10, где провозглашается принцип разделения властей, в основу которого положено отграничение друг от друга таких ветвей государственной власти, как законодательная, исполнительная и судебная, которые являются полностью самостоятельными и обособленными.

Таким образом, мы можем сделать промежуточный вывод о том, что все государственные органы Российской Федерации относятся к одной из трех выше названных ветвей власти и реализуют возложенные на них задачи с целью эффективного внутреннего взаимодействия и единства. Иными словами, государственные учреждения, органы, ведомства в какой бы юридической форме они ни были организованы, на них возложены конкретные задачи, решение которых обеспечивает работу конкретной ветви государственной власти и в целом государственного механизма.

Однако, среди государственных организаций и должностных лиц существуют и такие, которые нельзя отнести ни к одной из указанных выше ветвей власти, то есть они занимают промежуточное положение. Это ни в коем случае не говорит о том, что их значение опосредовано для государства и их необходимость имеет ситуативный, временный или даже факультативный характер. На наш взгляд, эти органы не могут быть четко отнесены к какой-либо ветви власти по двум причинам, которые кроются в специфике выполняемых ими функций: во-первых, эти функции имеют контролирующий (надзорный) характер, а, во-вторых, они выполняют координирующую роль, сопоставляя деятельность разнородных государственных структур друг с другом.

Ярким примером такого органа, вернее сказать, должностного лица, выступает должность Президента Российской Федерации, без которого не видится возможным отлаженное взаимодействие всех государственных органов вместе взятых.

Интересно на этот счет узнать мнение самих работников прокуратуры, как они понимают место прокуратуры Российской Федерации, относят ли ее к какой-то конкретной ветви власти?

По этому поводу М. Ю. Кривелев провел практический статистический опрос более чем полутора сотен работников данного органа, при этом анкетирование имело место в восьми федеральных округах Российской Федерации [4, с. 114–117].

По результатам проведенного исследования были получены следующие данные:

– половина всех опрошенных не относит прокуратуру Российской Федерации ни к одной из трех ветвей власти и указывает на ее особый статус, который определяет функционирование системы сдержек и противовесов. Иными словами, по мнению данной группы респондентов, прокуратура Российской Федерации обеспечивает координирующую роль между органами власти разных видов и уровней;

– более трети отпрошенных указывают на особую роль прокуратуры Российской Федерации и обособляют ее в отдельную (четвертую) ветвь власти;

– оставшаяся часть опрошенных, которая в своей совокупности занимает менее десяти процентов от общего числа, проявила достаточно вариативные подходы при квалификации роли и места прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти. Ее отнесли к обособленной президентской власти, также высказывались мнения, что она является частью судебной власти, и некоторые высказались в пользу ее отнесения к органам исполнительной власти.

Безусловно, все высказанные позиции не лишены логики и здравого смысла и претендуют на истину. Однако, мы склонны присоединиться к первой группе респондентов, которые считают прокуратуру Российской Федерации координирующим правоохранительным органом, посредством деятельности которого функционирует механизм сдержек и противовесов.

Некоторые исследователи находят общие точки соприкосновения прокуратуры Российской Федерации с законодательной ветвью власти, указывая на то, что, за счет наличия у прокуратуры контрольно-распорядительного функционала, становится возможным обеспечивать фактичекскую реализацию принятых законов за счет осуществления постоянного прокурорского надзора за исполнением действующего законодательства [5, с. 5–6].

Существует также позиция, согласно которой, прокуратура Российской Федерации входит в состав Министерства юстиции РФ или как альтернатива такой позиции — в состав судебной системы, так как обеспечивает надзор за осуществлением уголовного преследования, поддерживает обвинение в суде в рамках уголовного судопроизводства [3, с. 32]. Данная позиция во многом объясняется историческими особенностями развития российской прокуратуры, где в период самодержавия России, она являлась частью судебной системы, а до недавнего времени, вообще выполняла функцию по возбуждению уголовных дел [6, с. 602].

Если гипотетически предположить, что прокуратура Российской Федерации будет законодательно отнесена к одной из ветвей власти, то сразу же возникнет дисбаланс в системе сдержек и противовесов, что приведет к доминированию какой-то определенной ветви государственной власти над другими, так как функция контроля за режимом законности перейдет в «одни руки» и будет узурпирована в ущерб правопорядку в обществе и нормального функционирования всех отраслей народного хозяйства.

С другой стороны, если же, опять-таки, гипотетически, отказаться от института прокурорского надзора и передать эту функцию, к примеру, министерству внутренних дел, относящемуся к органу исполнительной власти, то, во-первых, мы придем к ситуации, о которой говорили выше, а, во-вторых, это приведет к избирательности (выборочности) надзорной деятельности, так как у МВД Российской Федерации отсутствует соответствующая компетенция на вмешательство в деятельность всех иных государственных и муниципальных органов, а также эта функция чужда для стражей правопорядка.

Таким образом, в обобщение вышесказанного, можно вернуться к тезису о том, что прокуратура Российской Федерации рассматривается как четвертая ветвь власти. Да, можно отчасти согласиться с данной позицией, но, по нашему мнению, ветвь государственной власти не может осуществлять контроль (надзор) за деятельностью других ветвей власти, так как это приведет к нивелированию системы сдержек и противовесов. Поэтому приходим к выводу, что прокуратура Российской Федерации не относится ни юридически, ни фактически, ни к одной из трех ветвей власти, а также не является обособленной ветвью власти. Данный государственный орган полностью самостоятелен и обособлен, так как реализует надзорно-координирующую функцию в системе сдержек и противовесов.

Однако, если все же провести проекции на действующие органы государственной власти, то, бесспорно, прокуратура имеет начала исполнительного органа власти, так как вся ее деятельность построена на императивном характере и, в большей своей части, осуществляется в отношении органов исполнительной власти. Хотя, опять же, повторимся, де-юре, она не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992
  3. Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2021. № 10. С. 32–35.
  4. Кривелева М. Ю. Место прокуратуры в механизме современного российского государства // Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: сборник научных трудов по материалам Национальной научно-практической конференции, Гатчина, 25 декабря 2020 года. — Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. С. 114–117.
  5. Мингалимова М. Ф. Роль органов прокуратуры в обеспечении законности и соблюдении правопорядка в современном обществе // Законность и правопорядок в современном обществе. 2020. С. 5–6.
  6. Рогачева В. Н. Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 602–606.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная власть, ветвь власти, орган, прокуратура, исполнительная власть, государственный орган, должностное лицо, прокурорский надзор, российская прокуратура.


Похожие статьи

Задать вопрос