Использование кейс-технологии на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Филева, А. А. Использование кейс-технологии на уроках физики / А. А. Филева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 254-258. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87566/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается возможность использования дистанционных кейсов в обучении физике на примере учебного модуля «Силы природы».

Требования к современному выпускнику, а также федеральный государственный образовательный стандарт ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход. В современный период востребован высокий уровень знаний, социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию [1].

Значительных успехов невозможно достичь без интереса учащихся к предмету. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта. Основные приемы и методы обучения, применяемые на уроках физики, направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса к дисциплине, реальную оценка своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, повышение качества знаний. Достичь этого помогают кейс-технологии: учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.

Кейс-технологии — это не повторение за учителем, не пересказ параграфа, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять весь багаж полученных знаний и применить их на практике.

Кейс-задания позволяют повысить эффективность учебного процесса через вовлечение учащегося, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса [3].

Данный учебный модуль показывает связь физики с другими областями знаний, а также применение полученных знаний к решению повседневно возникающих бытовых проблем человека.

Каждый модуль включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части вы читаете текст, просматриваете видеофрагменты, изучаете презентации и дополнительный материал. Новые понятия, термины вы можете найти используя ссылку «Основные понятия по теме».

Практическая часть каждого модуля включает в себя задания для самопроверки (качественные и расчетные), выполнение которых позволит вам понять, насколько усвоен данный модуль, а также тестовое задание [2]. За выполнение заданий самопроверки и тестовых заданий модуля можно получить дополнительные баллы, которые будут учтены при итоговой оценке.

Индивидуальный маршрут прохождения учеником модуля нелинеен. При этом текстовое изложение содержания модуля линейно. Содержание учебного модуля разработано таким образом, что в результате движения по любой выбранной учащимся траектории он сможет прийти к запланированным результатам.

Модуль можно проходить последовательно, продвигаясь с самого начала от одного элемента к следующему или работать нелинейно, переходя в любой последовательности и возвращаясь от элемента к элементу, вперёд и назад, по спирали.

Возможные варианты прохождения модуля можно представить на рисунке 1.

Варианты изучения учебного модуля

Рис. 1. Варианты изучения учебного модуля

Каждый ученик может выбрать собственную последовательность выполнения заданий и изучения теории. Необходимо также отметить, что обязательными для выполнения заданиями являются итоговый тест и задания кейса, а тематический тест и задания самопроверки в большей степени являются ориентиром для ученика, показывают насколько им усвоена данная тема.

Итоговая аттестация по результатам изучения

Итоговая оценка является накопительной, она складывается из заданий самопроверки, тестовых заданий и заданий кейса. При этом каждое задание имеет свой собственный удельный вес, результаты выполнения всех заданий оцениваются в баллах, которые впоследствии суммируются. Итоговая оценка определяется после завершения всего курса. Критерии выставления баллов за задания отражены в таблице.

Критерии начисления баллов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задание

Баллы

Примечание

Задания самопроверки

0–10

За выполнение каждого из заданий самопроверки можно получить разное количество баллов. Выполнение этих заданий не является обязательным, а позволяют получить дополнительные баллы.

Тематический тест

0–5

Задания теста показывают, как учащийся усвоил основные понятия данного раздела.

Итоговый тест

0–15

Задания итогового теста обязательны для выполнения. Часть заданий имеет повышенную сложность, требует применения знаний в измененной ситуации. Количество баллов за выполнение каждого задания индивидуально.

Задания кейс

0–30

Задания кейса обязательны для выполнения. Максимальный балл выставляется, если учащийся самостоятельно применяет полученные знания для решения практических задач. Грамотно использует справочные данные и дополнительную литературу. При этом задания могут не иметь однозначного верного решения, они требуют творческого подхода к выполнению и помогают учащимся строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и анализировать информацию.

Максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся — 60 баллов.

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале может осуществляться в соответствии со следующей таблицей 2.

Таблица 2

Количество баллов

0–15

16–34

35–48

49–60

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Примеры учебных кейсов по теме «Силы природы» показаны в таблице 3.

Таблица 3

КЕЙС «СИЛА ТРЕНИЯ»

КЕЙС «СИЛЫ В ПРИРОДЕ»

КЕЙС «СИЛА АРХИМЕДА»

Задание

Трение — наш друг или враг? Подготовьте памятку (сказку, басню, видеоролик) с вашим представлением по данному вопросу.

Создайте сборник заданий по теме «Силы в природе».

Вы совершаете водное путешествие, для этого вам необходимо рассчитать грузоподъемность плота.

Описание

Задача

Ваша задача — рассмотреть положительные и отрицательные стороны силы трения

Ваша задача — создать сборник заданий по теме «Силы в природе».

Ваша задача — рассчитать грузоподъемность с учетом дополнительных условий (путешествуете с двумя друзьями и берете с собой необходимое снаряжение).

Должность и роль

Вы — исследователь.

Вы — известный автор пособий по физике.

Вы — путешественник.

Аудитория

Ваши оппоненты — исследователи в других областях (биология, техника, медицина).

Ваш заказчик — издательство.

Ваши коллеги — другие путешественники.

Проблема

Вас попросили рассмотреть положительные и отрицательные стороны силы трения, в разных областях — трение в биологии, медицине, спорте, технике.

К нам обратилось издательство с просьбой создать раздел задачника, соответствующий теме «Силы в природе», но с новыми, незнакомыми учащимся сюжетами. Предложите задания по дисциплинам биология, география, медицина. Книга ориентирована на учащихся 7 классов.

Вам надо рассчитать оптимальную конструкцию плота для путешествия.

Творческий продукт

Вам нужно составить памятку (басню, сказку, видеоролик). Формат представления выберите самостоятельно — презентация, видеофайл, буклет.

Вам нужно предложить задачник на 2−3 книжных страницы. (Дополнительно можно написать вступительную статью к сборнику).

Вам нужно оформить расчеты и создать презентацию. (Учесть все дополнительные условия — груз, который вы берете с собой, количество строительных материалов и т. д.).

Критерии оценки

Результат должен соответствовать следующим критериям: Должны быть рассмотрены плюсы и минусы не менее чем в трех областях. Также учитывается способ представления результата, его оформление.

Для коммерческого успеха требуется, чтобы задачи соответствовали теме, задачи были разнообразны и интересны. Так как не все дети сильны в физике, то вторая часть книги должна стать решебником.

Результат должен соответствовать следующим критериям: Результат и расчеты должны учитывать все дополнительные условия — наличие груза, который необходимо взять с собой, количество человек, которые совершают путешествие вместе с вами.

Литература:

  1. ФГОС основного общего образования, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)
  2. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010–336 с.
  3. Попова С. Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования. — Тверь: Изд-во СКФ-офис, 2017–114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, задание самопроверки, балл, ваша задача, задание кейса, итоговая оценка, итоговый тест, учебный модуль, практическая часть, творческий подход.


Похожие статьи

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Характерный признак таких заданий –зависимость одних заданий от решения других. Такие задания не включается в состав педагогических тестов, однако они успешно

Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие/В.И.

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения

Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

Ключевые слова: учебные задания, математика, метапредметные универсальные учебные

Критерии оценивания: Выполнено верно — 2 балла. Допущена 1 ошибка — 1 баллов.

В качестве творческой работы можно дать домашнее задание по составлению задач такого...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные модули.

Инновационные подходы к образовательному процессу и формализованные методы контроля методы контроля результатов

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое тестирование, задание, оценка, студент, тестирование, входное тестирование

Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация...

Метод ситуационных задач при реализации компетентностно...

Компетентностно-ориентированное задание — это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за

Решение ситуационных задач оценивается при помощи шкалы от 2 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности, проверяемых умений, а...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала

Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня... Ситуативными он называет такие...

Похожие статьи

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Характерный признак таких заданий –зависимость одних заданий от решения других. Такие задания не включается в состав педагогических тестов, однако они успешно

Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие/В.И.

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения

Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

Ключевые слова: учебные задания, математика, метапредметные универсальные учебные

Критерии оценивания: Выполнено верно — 2 балла. Допущена 1 ошибка — 1 баллов.

В качестве творческой работы можно дать домашнее задание по составлению задач такого...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные модули.

Инновационные подходы к образовательному процессу и формализованные методы контроля методы контроля результатов

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое тестирование, задание, оценка, студент, тестирование, входное тестирование

Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. Из опыта оценивания результатов обучения иноязычному...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация...

Метод ситуационных задач при реализации компетентностно...

Компетентностно-ориентированное задание — это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за

Решение ситуационных задач оценивается при помощи шкалы от 2 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности, проверяемых умений, а...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

В статье раскрываются особенности использования ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов, особенности и методика построения ситуационных задач при разработке фонда...

Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый...

Модуль — логически завершенная часть учебного материала

Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня... Ситуативными он называет такие...

Задать вопрос