Метод ситуационных задач при реализации компетентностно ориентированного подхода в преподавании английского языка студентам, обучающимся по специальности «Стилистика и искусство визажа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева А. Н., Иванова Д. В. Метод ситуационных задач при реализации компетентностно ориентированного подхода в преподавании английского языка студентам, обучающимся по специальности «Стилистика и искусство визажа» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 227-229. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6576/ (дата обращения: 17.08.2018).

В настоящее время в педагогике особое внимание уделяется подготовке конкурентоспособного специалиста, отличающегося нестандартным мышлением и способностью быстро найти выход из сложившейся ситуации. Решить эту задачу помогает компетентностный подход в образовании.

Целью компетентностного подхода является преодоление разрыва между учебным процессом и реальной жизнью. В центре компетентностного подхода лежит единство всех знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем реальной жизни. Компетентностный подход таким образом является междисциплинарным, ведь для того чтобы эффективно решать проблемы в реальной жизни, необходимо использовать знания из различных областей, например, истории, математики, естественных наук.

Зарубежные учёные Дж. Ричардс и Т. Роджерс утверждают, что компетентностный подход сосредоточен на образовательных результатах [1]: обучающийся должен не столько получить новые знания, сколько научиться применять их.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании реализуется через использование компетентностно-ориентированных заданий и применение современных образовательных технологий.

Компетентностно-ориентированное задание — это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий [2]. Такие задания «изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности» [3]. К основным видам компетентностно-ориентированных заданий относятся ролевые и деловые игры, ситуационные задачи, круглый стол, портфолио, проект, реферат, доклад, разноуровневые задачи. В своей статье мы подробнее остановимся на оценке компетентности обучающихся с помощью ситуационных задач.

Ситуационные задачи — это такие задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной жизни. Использование на занятиях по английскому языку ситуационных задач не только поднимает интерес обучающихся к дисциплине, но и помогает развивать их умение действовать в нестандартных ситуациях, применять в деятельности информацию из различных источников знаний, формирует навыки самоорганизации.

Конструктор задач Л. С. Илюшина, разработанный на основе таксономии целей по К. Блуму, позволяет при формулировании задачи составить вопросы, отражающие определённые аспекты компетенций.

Приведём пример профессиональной ситуационной задачи по дисциплине «Иностранный язык» для студентов-стилистов. Содержание задачи соответствует проблеме ухода за кожей лица и направлено на развитие общих компетенций, прописанных в ФГОС по специальности 100124.52 «Стилистика и искусство визажа».

Оцениваемые образовательные результаты

знать:

-                   лексический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

уметь:

-                   общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

-                   переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

развить способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Текст ситуационной задачи:

The young girl came to beauty salon «Pearl» in order to make wedding makeup. She said that she had oily skin on the forehead and dark spots (in the form of freckles). On the day of her wedding she would like to look perfect...

В салон красоты «Жемчужина» пришла молодая девушка, чтобы сделать свадебный макияж, акцентируя внимание на том, что у нее жирная кожа в области лба и пигментные пятна (в виде веснушек). В день своей свадьбы ей хотелось бы выглядеть безупречно…

Задания первого уровня сложности (ознакомление)

СЗ1

Составьте список профессиональных терминов, встречающихся в тексте, и переведите их на русский язык

Эталон ответа:

beauty salon — салон красоты

wedding makeup — свадебный макияж

oily skin — жирная кожа

forehead — лоб

dark spots — пигментные пятна

freckles — веснушки

to look — выглядеть

Задания второго уровня сложности (понимание)

СЗ2

Объясните причины жирного блеска в области лба и прокомментируйте, какие средства можно применить, чтобы пигментные пятна были невидимыми

Эталон ответа: The main reason of such brilliance is an oily type of skin. It's due to excessive activity of the sebaceous glands that produce too much sebum. Reasons for the increased activity of the sebaceous glands can be different: hormonal failure, bowel problems, and improper diet. We can use concealer or the corrector in the form of a cream or stick in order to make the dark spots invisible.

Основная причина подобного блеска — жирный тип кожи лица, возникающий из-за излишней активности сальных желез, которые вырабатывают слишком много кожного сала. Причиной повышенной активности сальных желез могут быть гормональный сбой, проблемы с кишечником, неправильная диета. Чтобы пигментные пятна были малозаметными, можно применить консилер или корректор в форме крема или стика

Задания третьего уровня сложности (применение)

СЗ3

Предложите способы, позволяющие устранить жирный блеск в области лба

Эталон ответа: It is necessary to use high quality moisturizers. Every 2–3 days it's necessary to use a facial scrub that will prevent clogging of your pores. You should eat fresh fruits and vegetables that will help to reduce the oily shine. The masks based on white and blue clay helps to avoid skin shine. The matting formula will be the best of tonal resources, for example, a compact powder AeroMatte from Estee Lauder, or mineral powder, which will matt and treat your skin.

Необходимо использовать качественные увлажняющие крема. Через каждые 2–3 дня необходимо применять скраб для лица, который предотвратит закупорку пор. Следует ввести в свой рацион питания свежие фрукты и овощи, которые будут способствовать уменьшению жирного блеска. Маски на основе белой и голубой глины хорошо устраняют жирный блеск кожи. Из тональных средств лучше всего подойдут матирующие формулы, например, компактная пудра AeroMatte от Estee Lauder, или минеральная пудра, которая не только будет матировать, но еще и подлечит вашу кожу.

Задания четвертого уровня сложности (анализ)

СЗ4

Раскройте особенности смешанного/комбинированного типа кожи лица клиента, а также кожи, склонной к пигментации

Эталон ответа: Combined skin: The T-zone consists of a forehead, a nose and a chin, it is usually greasy. The cheeks and area around eyes are dry. This is the most common skin type. Pigmentation is associated with the development of a special substance — melanin — in the body. Melanin is a pigment ink which is formed by ultraviolet light.

Комбинированная кожа: Т-зона состоящая из лба, носа и подбородка, как правило, жирная. Щеки и область вокруг глаз — сухие. Это наиболее распространенный тип кожи. Пигментация связана с выработкой в нашем организме особого вещества меланина. Меланин представляет собой красящий пигмент, который образуется под воздействием ультрафиолета.

Задания пятого уровня сложности (синтез)

СЗ5

Разработайте алгоритм действий, позволяющий устранить жирный блеск в области лба и пигментные пятна на лице клиента

Эталон ответа: 1) clean the skin, 2) to tone, 3) make a face mask; 4) apply a moisturizer and matting agent, 5) use a face cream with UV filter with a high degree of protection, 6) apply mineral powder, concealer or corrector for camouflage dark spots.

1) очистить кожу; 2) придать тонус; 3) сделать маску для лица; 4) применить увлажняющее и матирующее средство; 5) использовать крем для лица с ультрафиолетовым фильтром с высокой степенью защиты; 6) применить минеральную пудру, консилер или корректор для маскировки пигментных пятен

Задания шестого уровня сложности (оценка)

СЗ6

Определите, какое из решений данной ситуационной задачи, является оптимальным для клиента

Эталон ответа: proper diet, regular comprehensive skin care in accordance with its type, using of cosmetics that hide flaws

правильное питание, правильный комплексный уход за кожей лица в соответствии с ее типом, применение косметических средств, позволяющих скрыть недостатки.

 

Решение ситуационных задач оценивается при помощи шкалы от 2 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности, проверяемых умений, а также полноты и правильности выполнения заданий.

В заключении следует отметить, что использование на занятиях компетентностно-ориентированных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи. Представленные в статье задания могут быть полезны преподавателям английского языка в учреждениях среднего профессионального образования.

 

Литература:

 

1.                  Richards, J., Rogers, T. Approaches and Methods in Language Teaching [Текст] / J. Richards, T. Rogers. — Cambridge, Cambridge University Press, 2001. — 142 p.

2.                  Болотов, В.А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8–14.

3.                  Федотова, И. В. Компетентностно-ориентированные задания по английскому языку: разработка и применение / И. В. Федотова // Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета.

Основные термины (генерируются автоматически): эталон ответа, жирный блеск, реальная жизнь, область лба, уровень сложности, задача, задание, английский язык, жирная кожа, минеральная пудра.

Похожие статьи

Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий

Возможности заданий второго уровня сложности: Предлагаемый тип заданий рекомендуется применять при: проверке

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка умения.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что

– третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах

Ситуационная задача как один из современных методических...

«В жизни часто математические знания помогают решать производственные задачи.

реальной жизненной ситуации.

Само слово «масштаб» пришло к нам из немецкого языка. Маβ означает: «мера», «размер», что говорит о связи с математикой.

1 — ответ на уровне утверждения без аргументации

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.

В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно.

Реализация идей системно-деятельностного подхода в УМК по...

В частности, в уроках 6 и 7 среди задач обозначено: формировать навыки чтения отдельных слов, формировать навыки произношения английских гласных и согласных звуков

В книге для учителя предложены 4 различных по сложности и форме выполнения метапредметных проекта.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.

Сложность и скрытый характер проблемы.

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

задания с несколькими возможными правильными ответами; задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный

3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов

Лексические пласты английского языка | Статья в журнале...

Лексические пласты английского языка. Авторы: Сырескина Светлана Валентиновна, Снегирева Ирина Павловна.

Многие из этих слов прочно входят в жизнь, а затем утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас.

Исследование в действии: Как развивать академическое чтение по...

Дети не могли расписать ход решения задачи в письменной форме, на понимали формулы и инструкции к заданиям на английском языке

Тут, конечно, мы осознали, что учащиеся еще не готовы писать развернутые ответы к задачам (уравнениям) и особую сложность составила...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий

Возможности заданий второго уровня сложности: Предлагаемый тип заданий рекомендуется применять при: проверке

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка умения.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Задания для студентов в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что

– третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах

Ситуационная задача как один из современных методических...

«В жизни часто математические знания помогают решать производственные задачи.

реальной жизненной ситуации.

Само слово «масштаб» пришло к нам из немецкого языка. Маβ означает: «мера», «размер», что говорит о связи с математикой.

1 — ответ на уровне утверждения без аргументации

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.

В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно.

Реализация идей системно-деятельностного подхода в УМК по...

В частности, в уроках 6 и 7 среди задач обозначено: формировать навыки чтения отдельных слов, формировать навыки произношения английских гласных и согласных звуков

В книге для учителя предложены 4 различных по сложности и форме выполнения метапредметных проекта.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.

Сложность и скрытый характер проблемы.

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

задания с несколькими возможными правильными ответами; задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный

3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов

Лексические пласты английского языка | Статья в журнале...

Лексические пласты английского языка. Авторы: Сырескина Светлана Валентиновна, Снегирева Ирина Павловна.

Многие из этих слов прочно входят в жизнь, а затем утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас.

Исследование в действии: Как развивать академическое чтение по...

Дети не могли расписать ход решения задачи в письменной форме, на понимали формулы и инструкции к заданиям на английском языке

Тут, конечно, мы осознали, что учащиеся еще не готовы писать развернутые ответы к задачам (уравнениям) и особую сложность составила...

Задать вопрос