Совершенствование законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Власов, В. А. Совершенствование законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения / В. А. Власов, Ю. Н. Казарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87441/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения. Исследуются отдельные аспекты заброшенных земель данных категорий. Особое внимание уделяется проблемным аспектам избранной темы научного исследования.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, охрана земель, продовольственная безопасность, национальная безопасность, оборот земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим, проблемы.

I mprovement of legislative regulation of agricultural land turnover}}}

The article examines the problem of inappropriate use of agricultural land, abandoned land areas, as well as their depletion and pollution, which determined the range of tasks facing the legislator in regulating their legal status.

Keywords: land law, agricultural lands, land protection, food security, national security, land turnover.

Российская Федерация располагает колоссальными площадями сельскохозяйственных угодий. Однако, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, из пригодных для обработки земель около 42 млн. га не используется. Из них чуть более 50 % — это пашня. При этом, несмотря на развитие и информатизацию учета земельных ресурсов, в настоящее время отсутствует единый реестр заброшенных, неиспользуемых сельхозугодий, что обуславливает не достоверность и неточность данных по обороту земель данной категории [3]. Другой проблемой использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения становится их нецелевое использование, а именно передача площадей под строительство, особенно в черте городской агломерации.

Таким образом, проблемы сокращения сельскохозяйственных угодий в пользу их нецелевого использования является важнейших задачей правового регулирования земельного оборота. Отсюда, принятая в 2021 году «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» относит вопросы предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий к приоритетным в части охраны их правового режима [5]. Под правовым режимом сельскохозяйственных земель понимается установленный законом порядок их учета, мониторинга, кадастра, пользования и охраны.

Как объект правового режима, земли сельскохозяйственного назначения, имеют следующую систему (рисунок 1).

Система земель сельскохозяйственного назначения в правовом поле

Рис. 1. Система земель сельскохозяйственного назначения в правовом поле

Одной из самых актуальных проблем в связи с экономическими санкциями западных стран, является создание механизма вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема отражается и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Сроки и этапы реализации Программы — 2022–2031 годы. Данное Постановление, а равно как и другие законы призваны решить такие проблемы регулирования оборота сельскохозяйственных земель как:

  1. Разработка и реализация действий, направленных на стимулирование рационального землепользование и ограничений действий по нецелевому использованию земель анализируемой категории;
  2. Введение механизмов экономического регулирования рынка по реализации земель сельскохозяйственного назначения;
  3. Внесение изменений в КоАП и УК РФ, ужесточающих наказание за умышленную порчу земли.

Главная цель установления, развития и совершенствования правового регулирования данной категории земель заключается, в первую очередь, в обеспечении и росте регионального и национального сельскохозяйственного производства в аграрном секторе и экономике. Здесь прослеживается четкая связь между органами власти и регулирования оборота земель: принимаемые основные нормы, устанавливающие порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками в аграрном секторе.

Во главе правового регулирования положены принципы Конституции РФ (ст. 9) о том, что земля и иные природные резервы используются и подлежат защите в Российской Федерации как основа жизни и деятельности людей, живущих на соответствующей территории. Помимо использования, Конституция определяет, что земля может быть в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности [1].

Земельный Кодекс Российской Федерации [2] определяет порядок владения землей, арендные отношения, защиту земель. Также он базируется на ряде принципов, закрепленных в статье 1 закона, который регулирует земельный оборот в аграрном секторе, а именно Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]. Данная статья гласит, что «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде» [4].

В законе определены основные принципы оборота сельскохозяйственных земель: сохранение целевого использования; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий на территории одного муниципального района; установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения разным категориям граждан, а также некоторым юридическим лицам.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» строго регулирует правила и процедуру продажи и предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Установление правовых норм по обеспечению государственного регулирования воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель при ведении хозяйственной деятельности собственниками, пользователями и арендаторами в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Данный закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лица, которые пользуются сельскохозяйственными землями.

Так в статье 7 Закона установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, для воспроизводства плодородия могут проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия против эрозии земель сельскохозяйственного назначения.

В статье 8 Закона приведены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов [3].

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» для охраны земель сельскохозяйственного назначения «устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятного окружающей среды и улучшения ландшафтов» [4]. Данный закон в целях охраны сельскохозяйственных земель предполагает разработку Генеральной схемы землеустройства территории РФ, отдельно территорий субъектов РФ, муниципальных образований.

Подводя итог, следует отметить, что необходимо на всех уровнях — на федеральном и на уровне субъектов федерации — всемерно и согласованно усилить охрану сельскохозяйственных земель от всевозможных неправомерных действий. На первом месте в нормативных правовых актах должно стоять обеспечение рационального (бережного) использования земли. Несмотря на значительную правовую базу, регламентирующую правовой режим земель сельскохозяйственного назначения имеется ряд как практических, так и теоретических проблем, которые требуют детального анализа и подлежат совершенствованию. Речь идет о комплексе срочных мер по сохранению и расширенному воспроизводству плодородия почв. Без этого невозможно обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.10.2001 № 679-ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
  5. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, Российская Федерация, оборот земель, земля, аграрный сектор, окружающая среда, правовое регулирование, правовой режим, земельный оборот, национальная безопасность.


Задать вопрос