Автор: Бочковская Мария Андреевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Библиографическое описание:

Бочковская М. А. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1053-1056.

Данная статья посвящена анализу действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения. Выявление эффективных механизмов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения обуславливает целесообразность проведения аналитического исследования правовых проблем, возникающих в данной сфере. Объектом исследования в настоящей статье выступают правоотношения, возникающие в процессе регулирования правового статуса земель сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельное законодательство, территориальное планирование, оборот земель.

 

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой одну из наиболее важных составляющих земельного фонда Российской Федерации и обладают большой ценностью в масштабах страны ввиду их уникальной способности по производству продуктов жизнеобеспечения населения. Главным законом Российской Федерации — Конституцией — установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим регулирование оборота такой категории земель должно осуществляться с учетом публичных интересов.

Решение проблемы упорядочения правоотношений, связанных с землями сельскохозяйственного назначения имеет исключительное значение в рамках принимаемых Правительством Российской Федерации и Минсельхозом России мер по совершенствованию оборота и повышению эффективности использования таких земель, а также по наведению порядка в регулировании земельных отношений. [1]

Объектами земельных отношений, согласно статье 6 Земельного Кодекса Российской Федерации являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие идентифицировать ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. [2]

По статистическим данным, на 1 января 2013 г. большая доля земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 257,8 млн. га, или 66,8 % земель категории, в собственности граждан — 114,3 млн. га (29,6 % площади категории), в собственности юридических лиц — 14,0 млн. га (3,6 %).

Из всех земель России, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2013 г. приходилось 96,5 % (128,3 млн. га), из них 74,0 % (94,9 млн. га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю. [3]

За последние пятнадцать лет земельное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения, что оказало большое влияние на развитие земельных правоотношений.

Современное земельное законодательство основывается на следующих законах: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Земельный кодексы, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ряд федеральных законов, дополняющих и уточняющих его, а также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, и др. На муниципальном уровне оборот земель сельскохозяйственного назначения не регулируется.

Так, Конституцией РФ установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, нормативной базой в данном случае являются федеральные законы и не противоречащие им законы субъектов Российской Федерации.

В связи с тематикой данной статья, особое внимание стоит уделить федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и практике его применения. [4]

Данный федеральный закон был принят Государственной Думой 26 июня 2002 г. По оценкам современных экспертов, это значимое событие в истории Российской Федерации с начала проведения земельной реформы, но, к сожалению, запоздалое. Многие положения на начальном этапе не были приняты или относились в ведение других законодательных актов. [5]

Данный закон определяет круг участников правоотношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, их права и обязанности. Также в законе обозначены способы перераспределения земельных участков и земельных долей между собственниками, властными органами и иными лицами. Основные способы — это купля-продажа, аренда (в том числе аренда земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности), наследование, передача в уставной капитал.

Очевидно, что земельные участки сельскохозяйственного назначения являются весьма специфичным объектом гражданских правоотношений. Оборот данных земельных участков осложнен ограничением на участие в нем иностранных лиц.

Также определенные сложности вызывает преимущественное право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации. Прежде всего, сложность заключается в участии в обороте недобросовестных лиц. Недобросовестность может выражаться в совершении мнимых сделок с целью последующего отчуждения ценных сельскохозяйственных земель, в результате чего может быть нанесен материальный и экологический вред стране и обществу.

Следует отметить, что действие закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», несмотря на название данного закона, распространяется не на все категории земель сельскохозяйственного назначения. Оборот участков, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Принципы, закрепленные в Законе об обороте земель, являются неотъемлемой частью основных положений земельного законодательства и развивают их в части, касающейся оборота земель сельскохозяйственного назначения. Один из принципов Закона об обороте земель гласит, что к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной Законом об обороте земель, применяются нормы иных федеральных законов.

В числе других федеральных законов, регулирующих в той или иной мере рассматриваемые отношения, можно назвать ряд федеральных законодательных актов. Некоторые из них прямо указаны в Законе об обороте земель: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 18 июля 2005 г.), Федеральный закон N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Можно выделить также группу законов прямо не названных, но без которых реализация норм Закона об обороте земель представляется невозможной.

Так, Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. от 17 апреля 2006 г.) в ст. 7 содержит закрытый перечень случаев, носящих исключительный характер, при наступлении которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков (в составе таких земель) из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае консервации земель. [6]

Законодатель определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Все земли в Российской Федерации классифицируются по видам разрешенного использования. Под видом разрешенного использования принято понимать виды, способы и характер использования земель.

По результатам анализа нормативно-правовых актов в сфере разграничения земельных участков по видам разрешенного использования, усматривается необходимость внесения изменений.

Так, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации. [7] Данный классификатор предлагает 19 видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Вид разрешенного использования с кодом 1.16 — «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» подразумевает ведение сельского хозяйства. В расшифровке указывается, что данный вид подразумевает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Если толковать смысл термина «личное подсобное хозяйство» буквально, то можно сделать вывод о том, что в данном случае подразумевается не предпринимательская деятельность, а мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей граждан, проживающих преимущественно в сельской местности. При этом расшифровка данного вида разрешенного использования не предполагает строительство объектов капитального строительства, т. е. жилых домов.

По мнению автора, представляется логичным внесение изменений классификатор, в частности, предлагается разрешить строительство капитальных сооружений (жилых домов) на участках, предназначенных для личного подсобного хозяйства. Такие поправки будут способствовать уменьшению нагрузки на судебную систему в части исков о ликвидации незаконных самовольных построек, а также могут поспособствовать повышению привлекательности и доступности ведения натурального хозяйства для населения.

 

Литература:

 

1.                  Бондаренко С. И. Нормативно-правовое регулирование совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения // «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», N 6, июнь 2012 г.

2.                  Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Российская газета», N 211–212, 30.10.2001

3.                  Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения / отв. ред. И. Е. Манылов. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. С. 3.

4.                  Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Российская газета», N 137, 27.07.2002

5.                  Столяров В. М. Земельные доли в аграрной экономике России // «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», N 12, декабрь 2011 г.

6.                  Ялбулганов А. А. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения // «Гражданин и право», N 12, декабрь 2006 г.

7.                  Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» // «Российская газета», N 217, 24.09.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственного назначения, земель сельскохозяйственного назначения, Российской Федерации, обороте земель, оборота земель сельскохозяйственного, земельных участков, обороте земель сельскохозяйственного, «Об обороте земель, оборот земель сельскохозяйственного, земли сельскохозяйственного назначения, регулирования оборота земель, участков сельскохозяйственного назначения, земельных участков сельскохозяйственного, категории земель, статуса земель сельскохозяйственного, сельскохозяйственного назначения в другую, доля земель сельскохозяйственного, долю земель сельскохозяйственного, земель сельскохозяйственных угодий, категории земель сельскохозяйственного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос