Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Экономическая теория

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 30.01.2018

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Клипина Е. А. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13668/ (дата обращения: 24.06.2018).



Управление земельными ресурсами представляет собой систематической, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения на основе имеющейся информации при изменяющихся внешних условиях [1]. Это воздействие на закономерности в принятии решений по проблемам обеспечения рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны (табл.1).

Таблица 1

Структура управления Федеральных органов подведомственных Президенту РФ иПравительству РФ

Федеральные министерства подведомственные Президенту РФ

Федеральные органы подведомственные Правительству РФ

Федеральные службы

(12)

Федеральные министерства

(4)

Федеральные министерства

(12)

Федеральные службы

(16)

Федеральные агентства

(19)

Всего: 32 единицы

Министерств 4

Агентств 9

Служб 19

Федеральные службы

(7)

Всего: 47 единиц

Министерств 12

Агентств 19

Служб 16

Источник: составлено автором [2]

Из 79 федеральных органов вопросами земель сельскохозяйственного назначения занимаются: 4 министерства и 2 федеральные службы.

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Под рациональным использованием земли понимается потребность государства с учетом природных, экономических, социальных и политических, экологических факторов.

Экономическая эффективность использования земли выражается в натуральных и стоимостных показателях [4].

Экологическая эффективность учитывает влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду.

Социальная эффективность — повышения уровня жизни, справедливое наделение землей граждан, защита прав граждан на землю [5].

Экономическая, экологическая и социальная направленности в системе управления земельными ресурсами часто взаимосвязаны и направлены на повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения.

В 1996 году был принят, Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», что для земель сельскохозяйственного назначения означает сохранение площади наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и обеспечение воспроизводства почвенного плодородия [6].

Поскольку управление земельными ресурсами происходит на федеральном, региональном и на муниципальном уровне одновременно, то в основе у них должно быть единство и дифференциация в руководстве.

На сегодняшний день практически во всех регионах страны заметно ухудшение состояние земель сельскохозяйственного назначения, интенсивно развиваются процессы по потере плодородия сельскохозяйственных угодий и вывода их из сельскохозяйственного оборота.

При изучении государственного управления в наше время делается упор на исследования субъекта управления, а именно государственных органов и их деятельности. Между тем есть необходимость в изучении объекта управления, на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Ослабление земельного надзора может привести к росту земельных правонарушений, а именно, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, несоблюдение требований охраны земель.

Нерациональное использование земли приведет к ошибкам в ведении государственного земельного кадастра, в регистрации прав на землю, в информационном обеспечении и подготовки кадров.

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения будет служить основным критерием оценки эффективности управления на государственном, региональном и муниципальном уровне.

Основным критерием эффективности сельскохозяйственного землепользования на всех уровнях от конкретного собственника до государства, этот принцип прописан в первой статье Земельного Кодекса [7].

В связи с этим обмен информации между государственными, федеральными и муниципальными органами власти имеет огромное значение. Он необходим для создания базы данных по отраслям, с помощью основных средств и методов управления: административно-правовых, экономических, технологических.

Взаимодействуя в структурах управления можно эффективно воздействовать на земельный фонд страны, региона.

Основываясь на системный подход управления земельными ресурсами в виде треугольника, в котором каждое деление отражает элемент природоохранной политики, условия и реализация использования охраны земель, применительно к управлению землями сельскохозяйственного назначения будет выглядеть следующим образом (рис.1).

Важной задачей нормативно-правовых инструментов является законы, постановления органов государственной власти и управления; экономические — платежи за использование природных ресурсов, налоги, льготы по ним; информационные — информационное обслуживание населения [8].

На каждом уровне управления земельными ресурсами стоят свои цели и задачи. На нижнем уровне является: собственник земли. Цель его управления — использование земли в качестве средства производства для получения дохода. В соответствии с этой целью решаются задачи по выбору выращиваемых культур, организации севооборота, технологии возделывания, внесения удобрений, мелиоративные мероприятия.

Рис. 1. Схема управления землями сельскохозяйственного назначения [Источник: составлено автором]

На муниципальном и региональном уровне задачи управления землями сельскохозяйственного назначения можно обозначить как формирование бюджета за счёт земельного налога, арендной платы, выкупной цены; перераспределение земель, т.е. изъятие, предоставление, продажа на аукционах; создания земельного фонда, контроль за использованием и охраной земель в границах региона, муниципалитета.

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно. Оно начинается с получения информации о качественных характеристиках земли, продолжается экономическим регулированием ценообразованием аграрного рынка и нормативно-правовым внедрением направленного на экологические и социальные потребности.

Инновационная функция на государственном уровне основывается на результатах фундаментальных и прикладных исследований, национальных и региональных программах.

С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в управлении земельными ресурсами: многообразие форм собственности на землю на региональном и муниципальном уровне; экономический показатель как объект налогообложения, объект кредитования и т. д.; организационно-управленческий тип, включает в себя инновации формирования структур управления, создание информационно-консультационных систем.

Например, в Белгородской области инновационной функцией относится учёт оборота земель сельскохозяйственного назначения, для достижения максимума экономического эффекта. В Пензенской области развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения. В Самарской области проведение инвестиционной деятельности, по удовлетворению социальных потребностей. В Саратовской области проведение земельной реформы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, с учётом экономических, экологических и социальных составляющих.

Но отсутсвие целлосности в группирование функций в области земель сельскохозяйственного назначения приводит к не точным данным, неправильным управленческим решениям на региональных и муниципальных уровнях.

Литература:

  1. Волков С. Н. Экономико-математические методы в землеустройстве/ С. Н. Волков. –М.: КолосС, 2007. — 696с.
  2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти, [электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.10.2017)
  3. Варламов А. А. Земельный кадастр. В 6тт. Т2: Управление земельными ресурсами/А. А. Варламов. –М.: Издательство: КолосС, 2005. -528с.
  4. Справочник экономиста аграрного производства/ГНУ Поволжский НИИИЭО АПК Россельхозакадемии; под общ. Ред. Черняева А. А. — Саратов,2012. -384с.
  5. Гагина И. С. Экономическая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения/И. С. Гагина// Вавилонские чтения -2007. С. 170–171
  6. О концепции перехода к устойчивому развитию [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
  7. О землеустройстве: федер. Закон:принят Гос. Думой 18 июня 2001г. № 76-ФЗ [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
  8. Варламов А. А. Теория и методы управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю: МОНОГРАФИЯ/ ПОД НАУЧ.РЕД а. а. Варламова-М.:ГУЗ,2006.-343с.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, муниципальный уровень, государственное управление, земля, ресурс, Президент РФ, структура управления, рациональное использование земель, инновационная функция, министерство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос