С давних времён игры являлись главным средством обучения. И даже сейчас, в эпоху модернизации образования, особая роль отводится использованию игр в процессе обучения. В полной мере в игре открываются неожиданные способности и взрослого человека, и тем более ребёнка.
Ключевые слова: игровая технология, иностранный язык, игра, дидактическая игра, внеурочная деятельность, познавательная деятельность.
Активность обучающегося на уроке — одна из главных задач, решение которой стоит перед педагогом, для достижений целей урока и повышению ответственности учеников за результаты учебной деятельности. За последнее время в методике преподавания иностранным языком особое место уделяется игровым технологиям, при которых эффективность обучения значительно улучшается. Исходя из вышеперечисленного, применение игровых технологий на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности остаётся актуальной по ряду причин: усиление и укрепление процесса обучения; выявление коммуникативной функции языка; имитация реальной ситуации общения во время учебного процесса; подогревание интереса к изучаемому материалу; мотивация изучения иностранного языка; team-building (совершенствование навыков командной работы); развитие логики и мышления; развитие метапредметных навыков [3].
При игровых формах обучения можно охватить все уровни усвоения знаний: начиная с воспроизводящей деятельности, заканчивая главной целью — творческо-поисковой деятельностью. Именно поэтому игровая технология признаётся одной из самых действенных и результативных образовательных технологий.
Игра для ребёнка имеет то же значение, что и работа для взрослого. Это только внешне игра может показаться лёгкой и беззаботной. В действительности она всегда требует от играющего принятия решения — как поступить, что сказать для того, чтобы выиграть. Желание победить ускоряет мыслительную деятельность.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку [4, c.66].
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию [4, c. 67–68].
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для преподавателя и в конечном итоге для учащихся) [2, c. 75].
Дидактические игры — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [1, c. 501]. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр — забота каждого учителя.
Ниже предлагается вариант занятия с использованием игровой технологии, а именно дидактической игры, в рамках внеурочной деятельности.
Внеклассное мероприятие в 10 классе
Тема занятия : Форт Боярд.
Цель занятия: обеспечить достижение планируемых результатов.
- Организационный момент:
Обучающийся сдает рапорт, приветствие.
- Мотивация суворовцев к учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, определение темы и цели занятия:
Преподаватель организует беседу, подводит суворовцев к цели мероприятия. Суворовцы определяют цели мероприятия.
- Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий :
Учитель определяет команды, объясняет правила мероприятия. Суворовцы делятся на 2 команды, слушают преподавателя, задают вопросы (индивидуальная организация познавательной деятельности).
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий:
Класс делится на 2 группы. В каждой группе сильный, средний, слабый ученик. Состав группы можно менять.
Обе группы получают одно и то же задание — ответить на вопрос; прослушать краткую информацию об известной личности, назвать имя этого человека; прослушать песню, дополнить текст песни пропущенными словами; исправить ошибки в тексте; просмотреть отрывок из фильма, ответить на вопрос; составить слово из букв, полученных за правильное выполнение предыдущих заданий. Задания выдаётся по одному, время выполнения ограничено. Сначала происходит групповое обсуждение, затем член группы отчитывается за задание. Преподаватель сам выбирает обучающегося, который отчитывается за задание. Это может быть как сильный, так и слабый учащийся.
Задания к игре:
Задание 1. Quelle est la garde de celui qui sait tout de ce qui est militaire, des armes, de la tactique, des devoires?
Ответ: générale. За правильный ответ карточка с буквой «é».
Задание 2. Il est issu d'une famille bourgeoise du nord de la France, il participe à la Première Guerre mondiale en tant qu'officier. Il est plusieurs fois blessé et fait prisonnier. Entre les deux guerres, il enseigne à l'école de guerre où il défend une stratégie nouvelle de guerre de mouvement. Le 18 juin 1940, il organise la résistance extérieure, puis intérieure notamment grâce à Jean Moulin. À la Libération, il devient chef du Gouvernement Provisoire de la République Française. À ce poste qu'il occupe de 1944 à 1946. Qui est-il?
Ответ: Charles de Gaulle. За правильный ответ карточка с буквой «a».
Задание 3. Allons enfants de la Patrie
Le jour de gloire est arrivé
Contre nous de la tyrannie
L'étendard sanglant est levé {2x}
Entendez vous dans les campagnes
Mugir ces féroces soldats
Ils viennent jusque dans vos bras,
Egorger vos fils, vos compagnes.
Ответы выделены шрифтом. За правильный ответ карточка с буквой «r».
Задание 4. La dernier attaque terroriste sur la terre français date au mois d'octobre dernier. Prés de la gare Saint-Charles, à Marseille (Bouches-du-Rhône), un homme assassine deux jeunes filles de 20 et 21 ans. Il est tire quelques minutes plus tard par des militaires en patrouille, les deux jeunes filles ne survivront pas.
Ошибки в словах: dernier, français, tire.
За правильный ответ карточка с буквой «e».
Задание 5. Avec quelle guerre est lié de ce film?
Ответ: La campagne de Russie. За правильный ответ карточка с буквой «m».
Ключевое слово: armée
Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий:
Преподаватель организует систематизацию результатов. Суворовцы сопоставляют результаты, определяют команду-победителя.
- Подведение итогов урока. Рефлексия:
Суворовцы участвуют в обсуждении сформированных умений. Выражают своё мнение.
Таким образом, в процессе игры развивается познавательная активность суворовцев при изучении французского языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, поскольку способствует тому, что овладение иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.
Литература:
- Горкин А. П. (гл. ред.). Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — 669 c.
- Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 c.
- Семёнова Т. В. Дидактические игры как средство обучения иностранному языку обучающихся начальной школы. // Интернет-источник: https://works.doklad.ru/view/UFoZiPHKoHA.html
- Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 66–68.